Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема метода в философии. Главн. функции ф-фии является методологическая




Главн. функции ф-фии является методологическая. Ф-фия выступает, как всеобщий метод познания. Ф-фский метод - это совокупность путей, приемов, способов и средств, с помощью которых осуществляется ф-фское исследование. Ф-фия не предлагает всеобщий (универсальный) метод исследования. Специфика ф-фского метода определяется характером решения ряда коренных проблем: 1) развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии; 2) представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов; 3) что является источником развития; 4)каково направление развития мира от низшего к высшему или это простое повторение. По существу каждая ф-фская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Основными и древнейшими методами философии являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Совокупность методов к которым пришла философия к началу XXI века.

1.Формально-логический.

Формальная логика мышления.Аристотель

Учение о законах мышления.

Законы:

• Закон тождества. Нельзя изменять в процессе обсуждения смысл употребляемых терминов.

• Закон противоречия. Не может одновременно существовать «а» и «не а»

• Закон исключенного третьего. Одно всегда истинно, другое ложно, третьего не дано.

• Закон достаточного основания. Каждое наше суждение должно быть обоснованно.

2.Герменевтический. Искусство истолкования интерпретации какого-либо текста.

3.Диалектический метод. Диалектика-Учение о развитии, всеобщие взаимосвязи и обусловленности всех явлений. Свой объект изучения нужно рассматривать в развитии и изучать его вместе с окружающим миром

4.Феноменологический метод. (Гуссерль заявил «Сознание- некий поток феноменов» Суть метода: с помошью механизма интеллектуальной интуиции непосредственно усматривается сущность объекта)

 

Бытие и материя

БЫТИЕ-это фил.категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. ВИДЫ БЫТИЯ: бытие природы, социальное, индивидуальное, духовное. Если предмета нет, то и бытия нет, и наоборот. Раньше сущ.пространственная модель бытия, но Хайддигер(ученый) заменил ее временнОй(3 временных модуса: прошлое, настоящее и будущее). Понятие бытие ввел ПАРМЕНИД. «бытие- есть, небытия- нет. Все о чем мы можем говорить и мыслить обладает бытие». Нечто признается реально существующим исходя только из мыслей о нем. Бытие, по-Пармениду, явл.чем-то вечным, неизменным, единым и сферообразным. Знание о бытие мы получаем с помощью разума, тк чувства вводят нас в заблуждение. Бытие как таковое может быть подразделено на потенциальное(существование в возможности) и актуальное (сущ. в действительности)

МАТЕРИЯ Мир, в котором мы живем и частью которого явл.- это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые отражаются в нашем сознании. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть сравнен с материей, но все многообразие предметов составляет материальную действительность. Часто материя понималась, как нечто существующее наряду с вещами, а так же материя рассматривалась, как бесконечно развивающееся многообразие материального мира. По- Ожегову, материя-это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. В древней философии материя отождествлялась с водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель же считал материю совокупностью 4ех стихий. По Меер развития философии и науки понятие материи постепенно становилось абстрактным. В 20в. было сделано много научных открытий, которые изменили представление о материи и ее свойствах(рентгеновские лучи, радиоактивность, открытие электрона, теория относительности). Произошло крушение старых представлений о материи. Новые открытия расширили понятие материя, была доказана ее вечность и неисчерпаемость. В основе современных научных представлениях о строении материи лежит идея о сложной системности. В структуре мегатерии выделяют 2 основных уровня: органическая и неорганическая материя. ЛЕНИНСКОЕ ОПР-ИЕ МАТЕРИИ «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них». Отсюда 2 признака: - материя сущ.независимо от сознания - материя копируется, фотографируется нашими ощущениями. Это определение отлич.от других, тк до этого были естеств.-научные, а это философское. Философская категория - это наиболее общее понятие. Материя, по-ленину, -это ест слово для обозначения опр.взглядов чел-ка на мир. КОНЦЕПЦИИ МАТЕРИИ: -атоместическая концепция материи - аристотелевская концепция материи (у Аристотеля материя- это возможность существования любого материального объекта) -субстратное понимание материи (субстрат- то, что лежит в основе чего-н., каких-н. явлений)

 

25. Движение, пространство и время.

ДВИЖЕНИЕ- это всякое изменение. Движение в применении к материи-это изменение вообще. 2 ПОДХОДА К ДВИЖЕНИЮ: 1. движение вечно и не имеет конца 2. движение имеет начало и будет иметь конец. Из 2ого подхода следует теория тепловой смерти вселенной. Базируется на 2ом законе термодинамики (во внутр. с/с механич.энергия переходит в тепловую, следов. Наступает равновесие тепловой энергии и происходит смерть вселенной {с/с} Чтобы решить проблему, надо признать что, с/с открыта, а не закрыта.) СВ-ВА ДВИЖЕНИЯ: - относительность и абсолютность (неизменчивость) движения. Покой всегда относителен. – прерывность и непрерывность движения - устойчивость и изменчивость движения Движение существует в виде 5 конкретных форм: механическое (в пространстве), физическое (тепловое), химическое (атомы), биологическое, социальное. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ: микромир, макромир, мегамир. Движение подразделяется и по видам. Рзвитие- процесс движения, изменения целостных с/с во времени. Черты: направленность, цикличность, иерархичность, противоречивость. В свою очередь категория «развитие» концентрируется в таких категориях, как СТАНОВЛЕНИЕ, ПРОГРЕСС, РЕГРЕСС.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. Пространство-это вместилище матер.тел. Время-это способ смены состояния объекта. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: - пространство отделено от материи, от времени - пространство однородно во всех направлениях Пространство связано с материей и понимается как способ сосуществования во вселенной. Время связано с материей (объект изменяется во времени, т.е. он стареет). Различают психологическое (формы чувственного видения окружающего мира, например наши знания) и концептуальное пространство и время (КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ: -субстанциальная концепция{рассматривает время и пространство как особые самостоятельные сущности. Пространство сводилось к бесконечной пустоте} -реляционная концепция {рассматрив.время и пространство как формы существования вещей}). Поостранство и время имеют общие св-ва: объективность, независимость от сознания человека, вечность, количественная и качественная бесконечность. С возникновением общества возникли понятия СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО. Соц.пространство = соц. объекы (метро, магазин); Физич.пространсво = по физич.параметрам (градусы южной широты) Соц.время = про прошлое (когда мой брат родился); Физич.время = в 12 часов дня

 

26. Сознание и бессознательное.

Сознание- человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении. Бессознательное- некое «свое другое» сознания, т.е. неосознанное, подсознательное. Многие действия мы делаем неосознанно: сновидения, обмолвки, оговорки, бред, галлюцинации. Наиболее распространенные концепции бессознательного были созданы в 20в. З.Фрейдом. В теории психоанализа Фрейд рассматривает сознание как то уровень, на котором действует ЭГО, т.е. рациональная, принимающая решения часть нашего разума. Бессознательное явл.той частью разума, где содерж.информация, которую мы не осознаем. Однако мы можем изменить статус этой информации, воля ее в круг осознанного. СТРУКТРА СОЗНАНИЯ ПО Фрейду: подсознание->сознание->сверхсознание По Фрейду между сознат. и бессознат. Сущ.конфликт. Бессознательное властвует ад сознат., а разум «плетется на поводу у страстей». Бессознат Фрейд считал центр.компонентом, составл.суть человеч.психики, с ознат.лишь тем, что надстраивается над бессознательным. Сознательное- не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединятся или не присоедин. Цепочка: предмет->образ предмета->изменение состояния->мысль->слово Сознание-это процесс, объединяющий в нашем мозгу слово и мысль. ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА: 1этап. Работы(толкование сновидений; психология обыденной жизни). Результаты (либидо-секс.инстинкт -> сублимация; 3уровня сознания: сознат.. подсознат, бессознат). Новации(бессознательное- первично, сознат.- вторично) 2этап Работы(по ту сторону принципов удовольствия; я и оно). Результаты (вместо либидо- «эрос и танатос»(инстинкты создания и разрушения). Оно- инстинкты, импульсы в нас. Мы живем на уровне удовольствия. Я-сознат. в нас. Сверх-я выполняет роль внутреннего цензора.)

 

 

27. Категория «сознание» и ее место в философии

Сознание(соц.отражение)- высшая форма отражения действительности, свойственная развитому человеку. Это понятие тесно связано с информацией. Результатом процесса сознания явл.информация. Труд- ключевой элемент в понимании возникновения и сущности сознания. Труд носит коллективный характер. В ходе чувственно-предметной трудовой деятельности сознание отражает не только объективный мир, человек создает новые предметы, т.е. вторую природу. Но прежде чем приступить к созданию этой 2ой природы, нужно подготовить план. Труд-это не только источник, причина возникнов. сознания, но и основа его развития. Вне труда, вне общества, вне языка не может.сущ. ни человек, ни сознание. Мозг-не источник сознания, а его орган, тк сознание- это объективный образ субъективного мира. Обладает сознанием и мыслит не сам мозг, а человек с помощью мозга. Есть понятие «самосознание», т.е. осознание человеком своих действий, чувств, мыслей. В процессе самосознания человек становится личностью. «Познай самого себя»- Сократ, здесь призыв к изменению самого себя. (= меняйся!). Существует ОБЩЕСТВЕННОЕ и ИНДИВИДУАЛЬНОЕ сознание. Индивид.сознание- сознание отдельного человека. Обществ.сознание- это духовная сторона соц.-историч. процесса. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: 1. обыденное сознание(повседневная практика, бытовая сторона жизни) 2. обществ.психология (представления и чувства людей о их жизни, каких-то ситуациях) 3. обществ.идеология (отраж.обществ.бытия, теории, понятий, суждений)

 

28. Основные принципы и законы диалектики

Диалектика есть учение о развитии, всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений. Сущ. объективная (это развитие реального мира; природы, общества) и субъективная диалектика (диалектика нашего сознания). ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ: это те основные положения учения, признание которых делает человека диалектикам. 1.принцип развития (изучение объекта с самого развития и возможные пути развития объекта) 2. принцип всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности всех явлений (исследовать связи с окруж.средой) 3.принцип противоречивости 4. принцип системности (любой объект рассматривается как система) 5. принцип причины(надо искать причину) ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ: 1. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ (вскрывает источник развития{каким явл.противоречие}. Противоположности- это предметы, которые одновременно неразрывно связаны, взаимоисключают друг друга. Суть закона: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве.) 2. ЗАКОН ВЗАИМОПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВ.И КАЧЕСТВ.ИЗМЕНЕНИЙ(Вскрывает механизм развития-каким образом оно происходит. Суть закона: в результате количественных изменений объектов происходит крушение меры данного объекта ив результате скачка переход к новому качеству. Мера -это характеристика объекта, при котором при изменении кол-ва кач-во остается прежним. Скачок -механизм перехода от одного кач-ва к другому) 3. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ (важнейшая категория закона- «отрицание». Данный закон описывает переход от старого к новому. Диалектичность заключается в том, что в новом надо заключать все старое, лучшее. Категория «отрицание» понимается как -внешнее отрицание(конец развитие предмета) -самоотрицание. В процессе развития оба вида отрицания тесно взаимосвязаны, но определяющую роль играет внутр.отрицание.

 

29. Категории диалектики

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. КД описывают противоположные явления, поэтому берутся парами. Главная пара – явление и сущность. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. В современной диалектике к базовым категориям относят:

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и всеобщим. Напр., понятие “русский” выступает как общее по отношению к каждому русскому человеку и как О. по отношению к понятию “славянин”.

Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности. Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

 

30. Развитие и прогресс

Развитие- это направленное движение, изменение.; единство прогресса и регресса. Изменение характеризует любые явления действительности. Развитие выделяет такие изменения, которые связаны с обновлением с/с, с ее внутр.изменением и превращениемв нечто новое. Для характеристики того или иного процесса, как развития требуются большие периоды времени, позволяющие судить об изменениях. В процессе развития последовательно сменяется уровень организ.с/с.

Прогресс-это развитие объекта от низшего к высшему. Объект рассматривается как с/с. Понятие прогресса соотносится с понятием регресса. Прогресс связан с повышением уровня организации с/с. Развитие объекта нельзя понимать как сугубо прогрессивное или регрессивное, тк эти два понятия сплетены во едино. Соотношение этих двух процессов определ.направленность развития. Маркс: «постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения»

Энгельс: «каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях».

Направленность: многонаправленность (реальные процессы развития природных и социальных явлений); однонаправленность (никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе)

Прогресс и регресс сложным образом переплетены, живое единство.

Диалектическая взаимосвязь прогресса и регресса обуславливает сложные, часто неожиданные, не поддающиеся однозначным оценкам результаты развития систем.

Расцвет нередко чреват деградацией, а упадок может оказаться периодом накопления каких то высших потенций.

 

31. Единство чувственного и рационального в познании

Часть философии посвящённая проблемам познания мира – гносеология. Основной проблемой гносеологии является проблемы границ позанаия – «насколько познаваем мир». По этому вопросу существует два основных направления в философии. Гностицизм – фил учение, утверждаюцее, что мир познаваем. Агностицизм – ф. учение. утверждаюцее что мир непознаваем. В процессе познания выделяют две формы: чувственное (опытное) и рациональное (логическое).

2 точки зрения в вопросе о роли чувств.и рац. в познании. СЕНСУАЛИЗМ (решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств) и РАЦИОНАЛИЗМ (для них истины не выводимы и берутся из мышления). Вообще любое знание есть единство 2ух противоположных моментов. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (осуществляется посредством органов чувств, которые явл.единственными вратами, через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Осуществл. это на основе ощущения {отражение в сознании чел-ка отдельных свойств предметов и явлений. Зрительные, слховые, вкусовые}, восприятия {целостный образ предмета} и представления {обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимается в данный момент. Сюда относ.образы памяти и воображения. ОТСУТСТВУЕТ НЕПОСРЕДСТВ.СВЯЗЬ СРЕАЛЬНЫМ ОБЪЕКТОМ. Это обычно нечеткий образ предмета}. Для чувств.познания характерно отражение внешного мира в наглядной форме, наличие связи человека с реальной действительностью.) РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (Наиболее полно выажено в мышлении. Мышление- осуществимый в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности. Мышление чел-ка не явл.чисто природным свойством. ДВА УРОВНЯ МЫШЛЕНИЯ: рассудок и разум. РАСУДОК{исходный уровень мышления, так называемый здравый смысл Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли. Главная фугкция рассудка- РАСЧЛЕНЕНИЕ И ИСЧИСЛЕНИЕ. Мышление в целом невозможно без рассудка.} РАЗУМ {высший уровень рац.познания. Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума- объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления причин изучаемых явлений.} Процесс ращвития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума.)

Для постижения сущности вещей, для обобщения информации, полученной чувственным путём, нужно рациональное познание. рациональное познание – процесс абстрактного, обобщающего мышления.. Основные ступени рац познания явл понятия, суждения. умозаключения. Понятие – элементарная единица рационального мышления, она отражает общие, существенные признаки предметов и выражается с помощью слова или словосочетания. (например, понятие Студент – обозначает человека. учащегося в вузе). Суждением называют совокупность понятий, отражающих связи и отношения между предметами или их свойствами. Выражается при помощи предложения. (Все учащиеся в университете – студенты). Третяя ступень рац познания – умозаключение – процесс получения из нескольких суждений одного суждения на основании законов логики. (Все учащиеся в университете – студенты. Я учусь в университете. Следовательно я – студент).

 

В реальном познании рационализм и сенсуализм находятся в едином взаимодействии, в котором обнаружив. 2 типа деятельности: практическая деятельность и теоретическая деятельность(один из видов умственного труда). В этих 2ух видах деятельности виден контакт практической деятельности, мышления и органов чувств.

 

32. Истина и практика. Результатом процесс познания является истина. Знание, соответствующее действительности называвется истиной. По своему содержанию истина обьективна, так как она не зависит от познающего её субъекта. По форме она субьективна, так как вне сознания её не существует. Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называется неполное, приближённое знание, которое достигается в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг – друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание которой не может быть изменено в процессе дальнейшего познания.

В филосовской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека даёт главные аргументы для филосовского спора с агностицизмом. Практика – это целенаправленная деятельность по преобразованию действительности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных