Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Истоки немецкой классической философии.




Иоганн Экхарт – философ XIV в. Выступает как сторонник апофатического богословия, т.е. отрицание отрицание богословия. Божество не имеет никаких признаков, ничего сказать о нём мы не можем, мы можем только сказать, что он существует. Бог-Отец порождает Бога-Сына и вместе они исходят из Божества. Бог-Отец одновременно творит и Бога-Сына и мир. Причём это творчество происходит не во времени а в????. Человек способен познать Бога, поскольку в человеке есть некая нетварная частица, кот. Эккарт называет искрой. Но для познания Бога необходимо: 1) углубление в себя, т.е. в эту самую искру; 2) праведная жизнь. В результате этого человек способен достичь состояния Бога, т.е. превратится в человека-бога, причём этот процесс тождественен превращению Бога в человека - Иисуса Христа - это смысл существования Бога и человека. При этом Бог находится над миром и одновременно присущ самому миру.

Якоб Бёме – немецкий философ-мистик 16 века. Всю жизнь проработал сапожником. Он знал практически наизусть Библию и учение тогдашних философов-мистиков. Основная работа – «Утренняя звезда восхождения». Представляет собой запись того, что получил Бёне в неком общении со Святым Духом. Сочинение несколько невнятно. Источником развития по Бёме явл. единство противоположностей. Бог-Отец порождает Бога-Сына и вместе они порождают Святого Духа. Развитие мира по Бёме представляет собой борьбу светлого и тёмного начала. Всего должно произойти 7 этапов борьбы, прежде, чем светлое одержит победу. Мир порождён Богом путём эманации, т.е. неким отщепления от себя. Концепция Бёме - пантеистическая концепция. Данная концепция оказала влияние на Шеллинга и Гегеля.

Мартин Лютер – основатель протестантизма. Священник малой приходской церкви, кот. прибил к дверям своей церкви манифест. Главная идея – идея возврата к моральным нормам первоначального христианства.

Лейбниц – математик, философ, юрист, юрист, дипломат, ездил по всей Европе и уговаривал создать академию наук. Осн. положения ф-фии Лейбница:

1) создание всеобщего метода наук, считал что в основе его должна лежать математика;

2) «монадология» - осн. работа Лейбница, в основе любого объекта, лежит духовная частица;

3) идея активности субъекта в процессе познания, «субъект познания» - это всегда культурологический, уже психологический субъект;

4) вводит понятие бессознательного психического.

 

19.Проблемы предмета, структуры и функций философии. Функции ф-фии: вопрос о том предназначении, кот. должна исполнять та или иная развитая идеология. Все функции делили на основные и вспомогательные.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ОБЫВАТЕЛЬ НАЧИНАЕТ ФИЛОСОФСТВОВАТЬ? В фил-ии это назыв.пограничной ситуацией (болезнь, скука). В опр.критических ситуациях человек должен уметь работать со своим сознанием, изменить его. Суть погран.ситуации- вся имеющаяся у нас с/с ценностей, с/с на мир не позволяет нам адекватно ответить на вызов ситуации. «ЕСЛИ МЫ НЕ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ».

 

Основные функции:

1) идеологическая (мировоззренческая функция). Любая развитая ф-фская теория должна представлять нам некий идеал мира или его фрагмента. Ф-фия в этом смысле это наука не о сущем, а о должном. Идеал не всегда должен быть розовым и пушистым.

2) методологическая (метод - от греч.- путь к чему-либо). Философия разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.

3) психотерапевтическая. В медицине психотерапия работает с больным сознанием, чтобы привести его в нормальное состояние. В ф-фии это означает умение человека работать со своим сознанием, т.е. изменять его. Ф-фия учит: 1) на одну и ту же ситуацию взглянуть по-разному; 2) само по себе изменение сознания возможно.

Производные функции философии:

1) онтологическая (учение о бытии, о сущем). Эта ф-ция дополняет идеологическую. Любой идеал должен быть описан каким-нибудь философом.

2) гносеологическая (теоретико-позновательная функция). Эта ф-ция дополняет методологическую. Философия разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.

3) аксиологическая (учение о ценностях). Производная к психотерапевтической. Изменить своё сознание, значит изменить свою систему ценностей.

Структура ф-фии (вопрос о тех частных науках, кот. составляют единое ф-фское знание)

Мир объясняет такая наука как онтология. В ф-фии мир – это совокупность сущих. Я изучает антропология и социальная ф-фия. Отношения Я - мир изучают:

1) праксиология (наука о практических путях преобразования мира)

2) гносеология (я познаю мир; изучает закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности)

3) аксиология (я оцениваю мир; аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей)

4) этика (этика есть учение о морали и о нравственности)

5) эстетика (учение о преобразовании мира по законам красоты)

6) ф-фия религии (возникает из сознания конечности человека и бесконечности мира).

Предмет ф-фии: ф-фия начинается с удивления, но в разные эпохи люди удивлялись разным вещам. По мере хода истории возникают разные ф-фские концепции различные философские проблемы выходят на передний план, но также необходимо понимать, что невозможно создать некую универсальную ф-фию как решатель всех проблем. Специфика предмета ф-фии в том, что этот предмет не дан нам эмпирически (с помощью чувств), не с помощью каких-либо приборов. Ф-фия, таким образом, не изучает ни конкретный предмет и не совокупность всех предметов. Предмет ф-фии создаётся в процессе познания мира. Этим предметом становятся общие принципы организации нашего мира, такие понятия, как: космос, природа, истина, красота, свобода, справедливость и т.д. Эти понятия и становятся предметом размышления. Удивление философа возникает не от присутствия какого-то сущего в мире, а от отсутствия порядка в мире в ситуации, с кот. философ столкнулся. Предмет ф-фии – есть категориальная рефлексия мировоззрения. Рефлексия – стремится познать мир таким, каким он дан нам в нашем сознании, и те проблемы, кот. из этого вытекают. Категория – это наиболее общее понятие, специфический язык ф-фии. Ф-фия изучает мир так, как он дан нам в нашем сознании с помощью специфического языка.

 

20. Особенности философии Нового Времени. Этап развития европейской ф-фии – с начала XVII и до середины XIX в.в

Особенности ф-фии нового времени:

1) Новое время – период становления новой социально-экономической одели, кот. принято именовать капитализм.

2) В этот период происходит становление эмпирически-опытной науки нового времени.

3) Главная направленность ф-фии – антропоцентризм.

4)Центральным термином становится понятие сознания. Разум как правящий исток всего познания.

5) Главной философской наукой становится гносеология (т. познания) ибо именно развитие опытной науки выдвигает гносеологию на первый план.

6) Основными направлениями ф-фии нового времени являются эмпиризм (ф-фское направление, кот. абсолютизирует роль чувств в процессе познания мира, представители: Френсис Бэкон, Джон Локк); рационализм (ф-фское направление, кот. абсолютизирует роль разума в процессе познания мира, представители: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза)

Характерные черты ф-фии нового времени:

1) ф-фия приобретает свою классическую форму и понимается как основа мировоззрения и всеобщая методология;

2) бурное развитие ф-фских проблем естествознания и математики (большинство выдающихся философов были одновременно и естествоиспытателями);

3) возникновение и развитие политический ф-фии либерализма: а) теория естественных прав и свобод; б) теория общественного договора (создатели Гоббс, Руссо, Локк)

21. Культура и цивилизация. В современном ф-фском языке понятия «культура» и «цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Культуру изучает ряд наук (история, археология, этнография, антропология), и каждая из них даёт определение культуры со своей точки зрения, поэтому достаточно сложно определить понятие культура вообщем. Под культурой можно понимать исскуственную среду, созданную человеком, способ развития человека и общества, новаторство, творчество, свободную деятельность человека. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего развития человека, передавать от поколения к поколению.

А вообщем смысле культурное - это всё, что не природное, искусственное.

Материальная культура – система материальных ценностей, возхникающая в результате деятельности людей. (средства производства и предметы труда, широкий круг вещей и процессов)

Духовная культура – система духовных (моральных, религиозных, эстетических) ценностей общества. (наука, уровень образования населения, мед обслуживание, нравственные нормы поведения людей в обществе, наука, религия)

Массовая культура – это своего рода усреднённая культура, создаваемая средствами массовой информации.массовая культура Информирует широкие слои населения о возможностях культуры, но посредством массовой культуры человек не Прикосается к культуре, а только узнаёт о ней.

Народная культура – культура какого-то народа:)

Есть три версии определения слова цивилизация. 1) синоним культуры 2) определённая единица/ступень общественного развития 3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой.

Цивилизация может рассматриваться как уровень развития культуры (так считают историки и археологи). Цивилизация это также определённый тип культуры с присущими еми характерными чертами.

 

22. Понятие мировоззрения и его исторические типы. Функция философии- формирование мировоззрения чел-ка. Мировоззрение-это взгляд чел-ка на мир и его место в нем; понимание человеком смысла своей жизни и деятельности, выраженное в вербальной (словесной) форме. Мировоззрение есть у всех, тк есть отношение Я-МИР Я – мир – основное положение всей нашей жизни. Ф-фия в этом контексте является теоретической основой мировоззрения, а именно только изучение ф-фии может свести в некую единую систему и описать единым языком. Мировоззрение – взгляд человека на мир и его место в нём, понимание чел-ком смысла своей жизни и деят. выраженной в вербальной (словесной) форме. Мировоззрение есть у каждого, но не у каждого это мировоззрение основано на теории. Что же является ядром мировоззрения? Ядром мировоззрения является система ценностей или жизненных смыслов. Эти ценности: 1) появляются в нас по мере приобщения нас к общественной жизни (социализация); 2) ценности порождены в нас. Рациональной позицией являются обе точки зрения. Пирамида знаний: технологический уровень (как?), теоретический уровень (почему?), эмпирический уровень (что это?), мировоззренческий уровень (во имя чего? специфическ. для ф-фии).

Исторические типы мировоззрения:

1)миф (опирается на традиции и формирует эту традицию, поэтому и общество, кот. принимает эти традиции принято называть традиционным). Это мировоззрение, кот. сформировалось у людей первобытного общества. Сущность мифологического типа мировоззрения заключается в оживотворении, одухотворении окружающего реального мира. Основой возникновения мифологического мировоззрения являлись эмоции человека, страх человека перед окружающим миром. Мифологическое мировоззрение выражается в символах. Пример: Медведь издавна считался символом — «духом тайги».

2) религия (высшие религии/религия откровения, этот тип мировоззрения опирается на догму, т.е. абсолютную истину). Сущность религиозного мировоззрения состоит в раздвоении мира на мир реальный и мир божественный. Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера. Религиозное мировоззрение существует в форме образов.

3) ф-фия (научно-рациональный тип мировоззрения, он опирается на разум, т.е. предполагается некое доказательство выдвигаемых им истин).

Каждому типу мировоззрения соответствует своя социокультурная практика. Все исторические типы мировоззрения присутствуют в социуме. Сознание отдельного человека синкретично, т.н. сознание в той или иной степени содержит все исторические типы мировоззрения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных