Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 10. Основные идеи философии И. Канта




 

1. Творчество И.Канта, сущность и специфика его философских идей.

2. Гносеология Канта. «Вещь в себе» как основа кантовского агностицизма.

3. Категорический императив как фундамент этического учения И.Канта.

Методические рекомендации к выпонению

В данной теме следует подчеркнуть значительный вклад представи­телей немецкой классической философии в развитие мировой философии в целом. Характеризуя философское наследие И. Канта, необходимо подчерк­нуть его принципиально новый подход к решению гносеологических про­блем, раскрыть ключевые понятия кантовской философии: "вещь в себе", антиномичность разума, априорные формы и т. д.

В работе необходимо расрыть суть гносеологии Канта, обратить внимание на понимание структуры познавательного процесса, роль субъекта в познании, поазать главное противоречие гносеологии И.Канта, которое заключается в том, что раскрыв механизмы познания, он, в конечном итоге, приходит к агностицизму.

При анализе нравственно-этических воззрений И.Канта необходимо указать на то, что категорический императив Канта опирается на принцип долженствования, который играет роль незыблемых нравственных установок личности.

 

Основные понятия

Агностицизм – учение о непознаваемости мира.

Антиномичность разума – способность человеческого разума приходить к противоположным выводам по одной и той же проблеме.

Априори – (лат. a priori - из предшествующего) – знания, предшествующие опыту, существующие как данность.

Апостеории – (лат. a posteori - из опыта) - знания, исходящие из опыта.

Гносеология – философское учение о познаваемости мира.

«Вещь в себе» – важнейшее понятие кантовской философии, обозначающее глубоко скрытую за различными явлениями сущность вещи, которая остается непознанной для человеческого разума и для науки в целом

Категорический императив – ключевой тезис кантовской этики, утверждающий, что в основе нравственности лежит принцип долженствования, являющийся основой всеобщего законодательства.

Трансцедентальное – (лат. transcendo - выхожу за пределы) – в философии И. Канта - априорные формы познания, позволяющие осмыслить опытные данные.

Основная литература:

  1. Кант И. Критика чистого разума //Соч.: В 6 т. – М.: Мысль, 1963. – Т.1. – 543 с.
  2. Кант И. Критика практического разума. Пролегомены… // Соч.: В 6 т. – М.: Мысль, 1965. – Т.4. – Ч.1.

Дополнительная литература:

1.Вестфаль К.Р. «Критика чистого разума» Канта и аналитическая философия // Вопросы философии. - 2011. - № 7. - С.148.

2. Гайденко, П.П.Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе / П.П. Гайденко // Вопросы философии. - 2003. - №9.-С.134-150.

3. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. - 2-е изд.,испр.и доп. - М.: Рольф, 2001. - 416 с.: ил. - (Библиотека истории и культуры).

4. Круглов, А.Н. Норберт Хинске. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта: Без примечаний: афоризмы /А.Н. Круглов //Вопросы философии. – 2007. - № 10. – С. 183-185.

5. Кучеренко, А.В. Сопоставление содержания априорных форм в гносеологии и этике И. Канта / А.В. Кучеренко // Философия и общество. – 2011. - № 4. – С. 126-145.

6. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХУШ- начала Х1Х века / В.Н. Кузнецов. – М.: Высш. шк., 1989.

7. Кучеренко, А.В. Сопоставление содержания априорных форм в гносеологии и этике И. Канта / А.В. Кучеренко // Философия и общество. – М, 2010. - № 4.

8. Миголатьев, А. А. Социальные взгляды И.Канта / А.А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 5.-С.80-95.

9. Мотрошилова, Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Мотрошилова. – М., 1990.

10. Ойзерман, Т.И. К характеристике трансцедентального идеализма И. Канта: метафизика свободы / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. -1996. - № 6.

11. Ойзерман, Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. – 1997 - № 3.

12. Ойзерман, Т. И.Амбивалентность великих философских учений (К характеристике философских систем Канта и Гегеля) / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. - 2007. - № 10. - С. 121-137.

13. ПанафидинаО. П. Трансцендентализм И. Канта и немецкий идеализм (К вопросу о некоторых стереотипах экспликации кантовской теоретической философии) // Вопросы философии. – 2011. - № 4.-С.177

14. Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. / Б. Рассел. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. Т. 2.

15. Панафидина, О.П. Трансцендентализм И. Канта и немецкий идеализм (К вопросу о некоторых стереотипах экспликации кантовской теоретической философии) / О.П. Панафидина // Вопросы философии. – М, 2011. – № 4. - С. 177-185.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных