Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 6. Философия средневековья




 

1. Средневековая философия: этапы становления, характерные черты и особенности. Теоцентризм.

2. Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное.

3. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм.

Методические рекомендации

 

Анализируя философию средневековья, следует в первую очередь подчеркнуть ее теологическую направленность, которая заключалась в том, что на первый план в познании бытия вышла теология, философия же превратилась в "служанку богословия", в орудие, метод доказательства су­ществования Бога. Далее необходимо раскрыть основные черты средневековой философии и ее основные идеи: креационизм, теоцентризм, монотеизм, провиденциализм, а так же рассмотреть исторические корни возникновения религии.

В заключение работы надлежит дать характеристику учений Авгу­стина Блаженного и Фомы Аквинского, раскрыть сущность спора об уни­версалиях между реалистами и номиналистами, отметить неоднозначную роль средневековой схоластики.

 

Основные понятия

Теоцентризм – (гр. Theos – Бог) - философский принцип средневековья, согласно которому источником всего сущего и центром мироздания является Бог.

Монотеизм – мировоззренческий принцип, утвердивший единобожие.

Креационизм – (лат. cratio – созидание) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Провиденциализм (лат. providenia - провидение) понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

Патристика – (лат. padre – святой отец) - учение отцов церкви, утвердивших основную догматику христианства

Схоластика – (гр. scolsticos школьный) – дословно «школьная философия» - религиозное направление средневековой философии, представители которого стремились дать рационально-теоретическое обоснование религиозному мировоззрению.

Томизм – религиозно-идеалистическое учение Фомы Аквинского.

Универсалии – общие понятия.

Основная литература:

Августин, Аврелий (епископ Иппонийский; О грапде Божием: в 22 кн.: перевод /Блаженный Августин. – Репринт. Изд. –М.: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. Ставропипал. Монастыря, 1994. – 4 т. – (Памятники церковной письменности).

Лосский, Вл. Догматическое богословие / Вл. Лосский // Онтология: Хрестоматия / под ред В.И. Плотникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч. 1. Разд. 2. - Тема. 6. – С.155-165.

Левицкий, С.А. Классические доказательства Бытия Божия и современная философия / С.А. Левицкий // Онтология: Хрестоматия / под ред. В.И. Плотникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч. 1. – Разд. 2. – Тема 6. – С. 170-182.

Рассел, Б. Кошмар богослова / Б. Рассел // Онтология: Хрестоматия / под ред В.И. Плотникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч.1. – Разд. 2. – Тема 6. - С. 182-185.

Августин Блаженный Аврелий. Время и жизнь /А. Блаженный // Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 3. - С. 394-398.

Перевезенцев, С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения / С.В. Перевезенцев. - М.: Учеб­ная литература. 1997.

Дополнительная литература:

Антонян, Ю.М. Виртуальность образа бога / Ю.М. Антонян //Философские науки. – 2007. – № 8. – С. 88-97.

Андрюшенко, М.Т. Преобразование и вера: насколько они взаимополагаются / М.Т. Андрюшенко, О.С. Александрова //Философия и общество. – 2007. -№ 3. – С. 116-135.

Бандуровский, К.В. Методологическая рефлексия относительно научного познания в «комментарии к «О троице» Боэция» Фомы Аквинского /К.В. Бандуровский //Вопросы философии. – 2005. - № 6. – С. 131-139.

Бернюкович, Т.В. Буддизм в сравнении с христианством / Т.В. Бернюкович о книге В.А. Кожевникова «Онтология христианства или опыт компаративного анализа //Философские науки. – 2008. – № 8. – С. 146- 156.

Бросова, Н.З. Западная теология в философских дискуссиях начала ХХ века / Н.З. Бросова // Вопросы философии. – 2005. - № 1. – С. 119-131.

Бросова, Н.З. Судьба метафизики и судьба человека / Н.З. Бросова // Вопросы философии. - 2005. - № 11. – С. 54-66.

Вдовина, Г.В. Суарес против Гуссерля: об интенциональной структуре понятий в средневековой и ренессансной схоластике / Г.В. Вдовина //Вопросы философии. – 2005. - № 10. – С. 151-166.

Грюнбаум, А. Новая критика теологических интерпретаций физической космологии / А. Грюнбаум // Вопросы философии. – 2002. -№ 4. – С. 67-88.

Далмайр, Ф. Николай Кузанский о вере, знании и ученом незнании / Ф. Далмайр //Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 35-42.

Девятова, В. Судьба учения Н. Коперника / В. Девятова, В.И. Купцов // Вопросы философии. – М, 2011. - № 1. – С. 83-97.

Душин, О.Э. Модели совести: Фома Аквинский и Владимир Соловьев / О.Э. Душин //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 160- 165.

Залужный, А.Г. Фундаментальное исследование по религии в современной России – Мчедлов, М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни в современной России /А.Г. Залужный //Философия и общество. – 2006. - № 2. – С.187-189.

Звиревич, В.Т. Философия древнего мира и средних веков / В.Т. Звиревич. – М., 2002.

Калюжная, Н.А. Человек религиозный и человек метафизический: вера и типология личности / Н.А. Калюжная //Философские науки. – 2006. - № 8. – С. 28-38.

Левин, Г.Д. О принципах диалога материалистов с верующими /Г.Д. Левин //Вопросы философии. – 2007. - № 6. – С. 146-150.

Клопстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Клопстон. – М., 1997.

Лекторский, В.А. Вера и знание в современной культуре /В.А. Лекторский // Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 14-19.

Лобковиц, Н. Доказательства бытия бога e rebus creatis. Наброски исторических наблюдений и логических размышлений /Н. Лобковиц // Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 42-55.

Нижников, С.А. От метафизики к онтологии веры /С.А. Нижников //Философские науки. – 2007. - № 3. – С. 23-27.

Неретина, С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного / С.С. Неретина // Вопр. философии. – 1999. - № 11.

Осипов, Г.В. Современный мир и религия / Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко //Вопросы философии. – 2007. - № 6. – С. 3-16.

Петренко, О. Божественная метрика Вселенной. Слово о пространстве и времени /Священник Олег Петренко. – М.: Православный паломник, 2007. – 352с.

Пикок, А. Богословие в век науки. Модели бытия и становления в богословии и науке / А. Пикок. - М., 2004. – 413 с.

Пирожков, В.В. – Г.Д. Левин. Проблема универсалий. Современный взгляд / В.В. Пирожков //Вопросы философии. – 2006. - № 12. – С. 176-177.

Порьяз, А. Мировая культура: Средневековье /А. Порьяз. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001, - 479 с.

Родзянко, В. Теория распада Вселенной и вера отцов / Епископ Василий (Родзянко). – М.: Паломник, 2003. – 254 с.

Семенов, В.С. Религия, ее философские основания и место в культуре и обществе /В.С. Семенов //Философия и общество. – 2007. - № 2. – С. 76-98.

Степанянц, М.Т. Знание и вера: многообразие культурных подходов /М.Т. Степанянц //Вопросы философии. – 2007. - № 2. – С. 3-13.

Степин, В.С. Философия религии в социокультурном контексте (памяти Л.Н. Митрохина) /В.С. Степин //Вопросы философии. – 2008. - № 7. – С. 4-14.

Трубина, Е.Г. - Елена Гурко. Божественная ономатология: именование Бога в имяславии, символизме и деконструкции /Н.Г. Трубина //Вопросы философии. – 2007. - № 4. – С. 180-181.

Шахов, М.О. Вера. Этнос, Нация. Религиозный компонент этнического сознания / М.О. Шахов //Вопросы философии. – 2007. - № 10. –С. 178-180.

Фокин, А.Р. Космос и душа. Учения о Вселенной человеке в античности и средние века (исследования и переводы) / А.Р. Фокин //Вопросы философии. – 2006. - № 7. – С. 185-187.

Фома Аквинский Комментарий к «О Троице» Боэция / Ф. Аквинский //Вопросы философии. – 2005. - № 6. – С. 140-146.

Франк, С.Л. Бегство современного человека от Бога /С.Л.Франк //Философские науки. – 2007. - № 2. – С. 17-22.

Хвостова, К.В. Византийская философия истории / К.В. Хвостова // Вопросы философии. – 2009. - № 5. – С. 150-161.

Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философи: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 1991.

Честертон, Г.К. / Вечный человек / Г.К. Честертон, -М., 1991.

Шахов, М.О. – М.П. Мчедлов. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России /М.О.Шахов // Вопросы философии. – 2006. - № 6. – С. 183-184.

 

ТЕМА 7. Философия эпохи Возрождения.

 

1. Особенности философии Возрождения.

2. Проблема человека в философии Ренессанса.

3. Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса и человека (Н. Коперник. Дж. Бруно, Г. Галилей).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных