Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История государства и права США 3 страница




Американцы в целом одобряли усиление государственной власти и концепцию государства всеобщего благосостояния, наметившуюся в период «нового курса».

«Холодная война» формировала не только внешнюю, но и внутреннюю политику страны. Американцы опасались «радикалов», способных совершить переворот. В 1946 г. президент Г. Трумэн утвердил программу проверки лояльности федеральных служащих. Она распространялась на профсоюзы и другие организации трудящихся. В свою очередь в Конгрессе США комиссия Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности в 1947 г. занялась отслеживанием коммунистических идей в Голливуде. Когда некоторые сценаристы отказались от дачи показаний, их обвинили в неуважении к комиссии и посадили в тюрьму. В результате руководство Голливуда капитулировало и перестало иметь дело с людьми, которых можно было заподозрить в левых взглядах. В первой половине 1950-х гг. кампания запугивания и преследования диссидентов достигла апогея. На ниве борьбы с «коммунистической заразой» особенно прославился сенатор Дж. Маккарти, которого подвергли остракизму только тогда, когда он стал громогласно обличать заговор в администрации самого президента Д. Эйзенхауэра…

Пока шла «холодная война», в Соединенных Штатах отмечался небывалый экономический подъем. Война вернула стране процветание, и США снова стали богатейшей державой мира. В прогрессивном развитии общества это играло определяющую роль, поскольку все большее число американцев относило себя к среднему классу, являющемуся опорой демократии.

«Новый курс» Ф. Д. Рузвельта исчерпал себя к началу Второй мировой войны, но после ее окончания он нашел продолжение в так называемом справедливом курсе президента-демократа Гарри Трумэна (1945–1953). Его администрация считала первоочередной задачей переход к экономике мирного времени.

Герои войны, бывшие военнослужащие, прибывая в США, сталкивались с конкуренцией в поисках жилья и работы. Но незадолго до окончания войны принят закон, названный «Солдатским биллем о правах»: он демобилизованным кредиты для приобретения жилья и финансовую помощь для переквалификации или получения образования.

Сокращение военного производства оставило многих без работы. В 1946 г. бастовало 4,6 млн человек — больше, чем когда-либо раньше, особенно занятых в сталелитейной, автомобильной и электротехнической промышленности. В связи с этим был принят ряд законов, корректирующих законодательство «нового курса». Одним из них стал Закон Тафта-Хартли 1947 г., внесший принципиальные изменения в Закон Вагнера.

Закон Тафта-Хартли создал механизмы пресечения незаконных забастовок, а также предотвратил политизацию профсоюзов. Закон запрещал некоторые виды забастовок, в том числе «забастовки солидарности», вторичные бойкоты (бойкоты предпринимателей, которые не являлись непосредственными нанимателями бастующих рабочих), пикетирование предприятий с тем, чтобы добиться от предпринимателя заключения договора с профсоюзом, который не прошел установленной законом процедуры его официального признания, забастовки государственных служащих, стачки, создающие угрозу национальной безопасности, и др. Допустимые формы забастовок оговаривались рядом условий: введением двухмесячного «охладительного периода», обязательным извещением предпринимателя о намерении провести забастовку, голосованием рабочих перед объявлением забастовки и пр.

В целях защиты прав работников значительно усиливалась правовая регламентация деятельности профсоюзов, в частности закон подробно регулировал порядок заключения коллективных договоров, рассматривал, каким условиям должен отвечать профсоюз, добивающийся права участия в коллективно-договорных отношениях, требовал от руководителей профсоюзов подписки о непричастности к деятельности Коммунистической партии, подачи ежегодных отчетов Министерству труда о своих финансовых делах и пр. Профсоюзам запрещалось делать взносы в избирательные фонды лиц, добивающихся избрания на федеральные должности.

Закон существенно ограничил право профсоюзов диктовать предпринимателям условия найма рабочей силы. Полностью отменялось введенное законом Вагнера правило «закрытого цеха», т. е. обязанность работодателя заключать трудовые договоры только с членами профсоюза. А право разрешать использование правила «союзного цеха» (который предусматривает право предпринимателя принимать на работу нечленов профсоюза, но требуют их вступления в профсоюз) закреплялось за штатами.

Вновь созданный орган, Федеральная служба посредничества и примирения, должен был разрешать споры между предпринимателями и рабочими путем коллективных переговоров их представителей. Но главная роль в деле проведения в жизнь положений закона отводилась Национальному управлению по трудовым отношениям (НУТО) и судам, которым принадлежало право вынесения запретительных приказов в отношении незаконных забастовок, рассмотрения гражданских исков и уголовных дел, касающихся ложных показаний о непринадлежности к Коммунистической партии, политической деятельности профсоюзов и пр.

В целях пресечения «недозволенной профсоюзной активности». Президент мог запретить стачку на 80 дней, если, с его точки зрения, она «угрожала национальным интересам», мог обратиться в суд для вынесения судебного приказа о запрещении стачки, назначить арбитражную комиссию для рассмотрения трудового конфликта.Закон Тафта-Хартли (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 235–239. Антипрофсоюзную направленность федерального трудового законодательства усилил закон Лэндрама-Гриффина (1959). Государственные органы получили право регулировать проведение выборов в профсоюзные органы, определять размеры членских взносов, требовать представления в Министерство труда отчетов, копий уставов, постановлений профсоюзов и пр. Следует признать, что антипрофсоюзное законодательство 1950-х годов в американских условиях внесло лепту в укрепление социальной стабильности, что, в принципе, было в интересах как предпринимателей, так и основной массы наемных работников.

В целом из-за сопротивления консервативно настроенных кругов, в том числе в Конгрессе США, результаты «справедливого курса» оказались неоднозначными. Была повышена минимальная заработная плата, расширено социальное обеспечение, но жилищная программа имела лишь частичный успех, а ассигнования на медицинское страхование и на образование Конгресс США не утвердил. Политика «холодной войны» и горячая война в Корее не позволили сосредоточить ресурсы на внутриполитических мероприятиях.

В период президентства Трумэна Конституция США пополнилась важными нормами, призванными обеспечить ротацию высшей власти. В свое время Дж. Вашингтон отказался от избрания на третий срок, что не запрещалось писаной конституцией. Этот прецедент стал традицией после того, как и Т. Джефферсон не стал выдвигать свою кандидатуру в 1809 г. Однако Ф. Д. Рузвельт избирался президентом четырежды (1932, 1936, 1940, 1944). XXII поправка к Конституции США запретила переизбрание президента на третий срок. Более того, вице-президент, ставший президентом и замещавший этот пост два года и дольше, мог избираться президентом только один раз.[XXII поправки Конституции Соединенных Штатов] // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993. C. 47.

Принцип обязательной ротации пока только пробивает себе дорогу в американской политической системе. Так, нет формальных ограничений на сроки занятия большинства должностей по назначению. Однако после того как пост директора ФБР Э. Гувер занимал беспрерывно с 1924 по 1972 г., Конгресс США издал закон, ограничивавший срок пребывания на посту директора ФБР десятью годами (1975).

После второй мировой войны резко выросла роль малозаметного прежде поста вице-президента, имевшего по Конституции США сугубо резервное значение. Отчасти такую перемену обусловила активизация международных контактов США: вице-президенты оказались востребованы как официальные представители американского государства за границей. Президенты стали поручать своим вице-президентам контроль за исполнением важнейших правительственных программ.

Принципиально новый характер приобрела в послевоенный период деятельность Аппарата Белого дома, в котором собраны ближайшие и особо доверенные помощники, советники и секретари президента. Видное место в правительственном механизме заняли помощники президента, и в особенности помощник по национальной безопасности, должность которого учреждена в 1953 г. президентом Д. Эйзенхауэром (1953–1961).

Современную систему неминистерских учреждений, непосредственно подчиненных президенту и наделенных консультативно-аналитическими функциями, начал создавать еще Ф. Рузвельт (ее существование санкционировано Конгрессом США в 1939 г.). В годы «холодной войны» послевоенный одним из ведущих органов в этой системе стал учрежденный Трумэном 1947 г. Совет национальной безопасности, в состав которого входят: президент, вице-президент, государственный секретарь, руководители вооруженных сил и спецслужб.

В организации государственной власти в штатах и местного самоуправления сохраняется многообразие и региональный колорит. С одной стороны, в масштабе огромной страны это является дезорганизующим фактором, с другой — создает уникальные возможности для поиска новых форм реализации народовластия.

Под влиянием федерального примера с конца XIX в. особенно явственно наметилась тенденция к унификации государственного управления в штатах. Так, главой исполнительной власти во всех штатах является губернатор, избираемый, как правило, на 2 или 4 года. Обычно по примеру президента США он имеет право вето, которое может быть преодолено легислатурой, назначает и смещает чиновников штата, наделен правом помилования.

Законодательные органы в американских штатах, как и Конгресс США, двухпалатные (кроме штата Небраска).

Основными видами административно-территориальных единиц являются графства, муниципалитеты, школьные и специальные округи. Графства в США представляют собой административно-территориальное звено в структуре абсолютного большинства штатов; остальные территориальные единицы входят в состав графств.

<QUEST18< FONT>В послевоенный период начался подъем массового движения за гражданские права.

Черные американцы уже во время войны выступили против расовой дискриминации на военной службе и на производстве и сумели добиться первых успехов. Миллионы негров оставили фермы Юга и устремились в поисках лучшей жизни в города северных штатов. Однако и там влачили жалкое существование на городских окраинах. Демобилизованные афроамериканцы не хотели оставаться гражданами второго сорта, а другие представители черного населения заявляли о том, что настало время уравнять их в правах с белыми. Для общественных отношений оказывались судьбоносными даже такие события, как допуск — впервые в истории США! — в высшую бейсбольную лигу игрока-негра (1947; Джеки Робинсон).

Растущее значение голосов черных избирателей подвигло федеральные власти осудить случаи линчевания и насилия на американском Юге. Президент Трумэн создал Комитет по гражданским правам, поручив ему расследовать проявления дискриминации на расовой и религиозной почве. Когда часть демократов-южан в ответ на политику президента в 1948 г. покинули свою партию, Трумэн издал указ, запрещающий дискриминацию на федеральной службе и в вооруженных силах. Он также учредил Комитет по рассмотрению вопроса о прекращении сегрегации черных военнослужащих (и она была устранена во время войны в Корее).

Между тем возникла общественная организация Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения, которая повела борьбу за отмену постановления Верховного Суда США от 1896 г., объявившего конституционным раздельное обучение белых и черных школьников, если оно проводится «на равной основе» (конечно, условия обучения практически нигде не были равными). И в 1954 г. Верховный Суд под руководством Эрла Уоррена (главный судья в 1953–1969 гг.) единодушно вынес определение по делу Браун против Министерства просвещения: раздельное обучение неравно по сути, и отменили положение 1896 г. в отношении государственных школ.Дело Брауна // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 246–248. Но еще через год Суду пришлось напоминать региональным управлениям народного образования, чтобы они выполнили его решение.

Президент Д. Эйзенхауэр издал указ о десегрегации школ в федеральном округе Колумбия, чтобы Вашингтон стал образцом для всей страны. Он не остановился против посылки федеральных войск для обеспечения безопасности черных школьников от бесчинствующих расистов (события в Литл-Роке, штат Арканзас, в 1957 г.). Конечно, генерал Эйзенхауэр сделал это неохотно, поскольку со времен Гражданской войны федеральные войска не использовались для защиты прав афроамериканцев, но выбора у него не было. И десегрегация в Арканзасе началась с присутствия в классах солдат, которые следили за исполнением закона.

Провоцируя столкновения с белыми расистами, негритянские активисты добивались отмены сегрегации на транспорте. Жительница города Монтгомери, штат Алабама, Роза Паркс 1 декабря 1955 г. не подчинилась приказу пересесть из переднего отсека (с местами для белых) назад, на места для негров. Упрямая швея была арестована и осуждена «за нарушение общественного порядка». Начались акции массового бойкота общественного транспорта негритянским населением. А в 1956 г. Верховный Суд США вынес постановление, согласно которому расовая сегрегация при оказании услуг автобусного транспорта является нарушением федеральной Конституции.

Черные американцы добивались также равного с белыми права голоса. XV поправку, которая устанавливала такое право, во многих штатах обходили с помощью особого налога с избирателей или издевательского теста на грамотность. Президент-республиканец Д. Эйзенхауэр и лидер демократического большинства в Сенате Линдон Джонсон объединили усилия для принятия Конгрессом США закона 1957 г. о гражданских правах. Он явился первой мерой такого рода за 92 года после окончания Гражданской войны. Федеральные власти получили полномочия пресекать все попытки помешать черным гражданам участвовать в голосовании;Закон о гражданских правах (1957 г.) [извлечения] // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993. C. 378–381. чтобы закон все-таки соблюдался в 1960 г. пришлось усилить ответственность за его нарушение.

Движение черных американцев за равные права с белыми достигло апогея в середине 1960-х гг. С одной стороны, негритянские активисты многого добились к этому времени и успех придал им новые силы. С другой стороны, партии, содействуя борьбе афроамериканцев за уравнение их в правах с белыми, стремились расширить свой электорат. Наконец, провозглашая себя «лидером свободного мира», США искали поддержку в Африке и Азии, но расовая дискриминация мешала их политике.

Президент Л. Джонсон (1963–1969) обеспечил принятие в 1964 г. радикального закона о гражданских правах, которым запрещалась расовая дискриминация во всех общественных местах.

Поправка XXIV отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога [XXIV поправка Конституции Соединенных Штатов] // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993. C. 48. (избирательный налог существовал в 11 южных штатах и лишал права голоса около 10 млн бедняков, в основном негров). В Алабаме, Миссисипи и др. штатах этот налог накапливался, так что человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за все предшествующие годы.

В 1965 г. был принят закон об избирательном праве, давший федеральному правительству полномочия проводить регистрацию черных избирателей в тех местах, где местные власти отказывались это делать. В 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа «равной защиты закона».Через год в штатах «глубокого Юга» было зарегистрировано 400 тыс. избирателей-негров, а в 1968 г. — 1 млн. Тогда же был принят закон, запрещающий дискриминацию в жилищной сфере.

В последующие десятилетия деятельность федеральных властей по защите гражданских прав негров пошла на убыль. Но в целом десегрегация и выравнивание в правах прошли в беспрецедентно короткие исторические сроки.

Борьба афроамериканцев за свои права дала новый толчок женскому движению. В процессе обсуждения в Конгрессе США закона о гражданских правах 1964 г. консерваторы, рассчитывая провалить законопроект в целом, предложили поправку о запрете не только расовой дискриминации по признаку, но и по признаку пола. Однако были утверждены и сама поправка, и весь законопроект, что дало женщинам законное средство обеспечения своих прав. Правда, активные феминистки настаивали на принятии поправки к Конституции США, провозглашающей равенство прав женщин. В 1972 г. она была принята Конгрессом и гласила: «Равные права для лиц обоего пола, которые предписаны законом, не подлежат отмене или ограничению в Соединенных Штатах или в каком-либо штате». Но ее ратифицировало только 35 штатов из необходимых 38.

В центре внимания американского общества с 1970-х гг. оказался вопрос о праве женщин делать аборты. Верховный Суд США в решении по делу Роу против Уэйд (1973) признал за ними это право. Однако до сих пор ряд влиятельных организаций и многие граждане, в том числе католики, консервативные политики, служители церкви приравнивает аборт к убийству независимо от обстоятельств, при которых он был сделан.

По мере роста численности и экономического значения испаноязычного населения США оно также успешно боролось с этнической и культурной дискриминацией. Одной из целей к концу XX столетия стало признание со стороны властей штатов со значительным испаноязычным населением особого статуса испанского языка (Калифорния, Флорида, Техас и др.).

Подобно испаноязычным и чернокожим американцам, коренное население Америки также находилось в ущемленном положении. В 1950-е гг. индейцы выступали против насильственного переселения из резерваций в города, что грозило им ассимиляцией. К началу 1960-х гг. правительство перестало поощрять их переселение. Во многих штатах индейцы в судебном порядке оспаривали многолетнее нарушение властями договоров о землепользовании. В 1967 г. они одержали первую победу в вопросе о правах на землю и водные ресурсы, после чего организация «Движение американских индейцев» (основана в 1968 г.) сумела добиться получения государственной социальной помощи, в том числе для соплеменников в городах.

Успех борьба расовых и этнокультурных групп населения за гражданские права в конечном счете был обусловлен выдвижением всего американского общества на новый уровень социально-экономического, политического и правового развития. Заметной вехой на этом пути стали социальные реформы 1960-х годов.

В 1964 г. президент Л. Джонсон провозгласил программу реформ «великое общество». В русле планов, задуманных еще президентом Дж. Кеннеди (1961–1963), удалось добиться снижения налогов и приступить к программе борьбы с бедностью. Управление экономических возможностей занималось профессиональным обучением бедняков и проводило работу по месту их жительства, чтобы привлечь их к участию в выработке государственных программ по жилью, здравоохранению и образованию. Конгресс США профинансировал программу медицинского страхования престарелых «Медикэр» и программу медицинской помощи бедноте «Медикейд». Столь же успешным были действия администрации Джонсона по расширению государственной помощи средней школе, чего не смог добиться Кеннеди. Федеральный бюджет выделял целевые средства штатам пропорционально количеству детей школьного возраста в семьях с низкими доходами, причем финансированию подлежали как государственные, так и частные школы. Законом о жилище предусматривалась выплата пособий беднякам на аренду жилья и учреждался департамент жилищного строительства и развития городов. Были отменены дискриминационные положения закона 1924 г. о квотировании иммигрантов. Ученым и деятелям искусства также выделялась помощь из федерального бюджета.

Однако достижения американского государства были бы еще внушительнее, если бы не колоссальные расходы на ведение боевых действий в Индокитае. Вьетнамская война чрезвычайно дорого обошлась Соединенным Штатам: расходы на нее превысили 150 млрд долл., выброшенных впустую, а потери в живой силе составили 58 тыс. солдат и офицеров (сам Вьетнам лежал в руинах, а миллионы его жителей были убиты или искалечены).

Поражение во Вьетнаме заставило США перейти к политике разрядки международной напряженности и заключению в 1970-х гг. ряда важных договоров с Китайской Народной Республикой и СССР. Вершиной этого курса стало участие США в Хельсинкском совещании глав 35 государств и правительств в 1975 г.

Противоречивые тенденции общественного развития 1960–1970-х гг., включая разгул преступности и расовый антагонизм во многих городах, экономические трудности и инфляция вызвали у многих американцев недоверие к правительству, к его способности решать давно назревшие социально-экономические проблемы. Это явилось одной из причин, по которой в США в 1980-е гг. возобладали консерваторы. Они уже давно не управлявшие страной на федеральном уровне и прельщали американцев доктриной ограничения полномочий правительства, обещаниями усилить обороноспособность США и защитить традиционные ценности от вседозволенности и хаоса.

Правое крыло республиканской партии сплотилось вокруг группировки Рональда Рейгана, который в 1980 и 1984 гг. победил на президентских выборах. Многое из программы консерваторов (запрещение абортов, принятие поправки к конституции, разрешающей служить молебен в государственных школах, отмена законодательства о равноправии женщин) не удалось воплотить в жизнь. Но демонтаж части социально-экономического законодательства, проведенного администрациями президентов-демократов начиная с Ф. Д. Рузвельта, успешно начался. Программа внутренних преобразований основывалась на уверенности в том, что страна начнет развиваться и процветать тогда, когда будет дана свобода частному сектору. Идеология «рейганомики» основана на теории зависимости экономического роста главным образом от предложения товаров и услуг, поэтому Рейган добился значительного снижения налогов с доходов (на 25%), чтобы стимулировать потребление, накопление и инвестирование. Вместе с тем администрация Рейгана добилась значительного увеличения расходов на модернизацию вооружений. Это достигалось за счет колоссального роста дефицита федерального бюджета (за два года к 1982 г. он вырос втрое и превысил 100 млрд долл., а государственный долг США 1988 г. достиг рекордной величины в 2,3 триллиона долл.).

Тем не менее, в 1990-е годы США пережили период длительного экономического роста, который сторонники республиканцев приписали деятельности администраций Р. Рейгана (1981–1989) и Дж. Буша-старшего (1989–1993). Хотя не менее вероятным объяснением может служить крушение социализма в Восточной Европе и распад СССР. Это вызвало приток в США сырьевых ресурсов по бросовым ценам, массовую иммиграцию первоклассных специалистов из бывшего СССР и его союзников, расширение рынков для сбыта товаров, производимых в США, включая продовольствие и вооружения.

<QUEST19< FONT>Особенности права США. Фундаментом права Северо-американских колоний Англии, естественно, стали юридические институты метрополии; прежде всего колонии восприняли английское общее право. Это также предопределило сходство правовых систем колоний, а затем и штатов.

Вместе с тем принадлежность правовой системы США к англосаксонской семье права не безоговорочна, поскольку в процессе инкорпорации франко-испанской Луизианы и бывших мексиканских территорий, а главное, в результате многомиллионной иммиграции с европейского континента происходило усвоение отдельных принципов и начал романо-германской правовой семьи. Так, в отличие от английского статутного права, американское право отчасти кодифицировано. Причем кодификационные работы проводятся с первой четверти XIX в. (Гражданский кодекс штата Луизиана 1825 г., Гражданский кодекс штата Калифорния 1872 г. и др.). Вообще в США роль законодательного регулирования изначально проявилась в большей степени, чем в Англии.

Другой особенностью правовой системы США является то, что она сформировалась в условиях федерализма. Союзные власти полномочны регламентировать ограниченный круг вопросов, прежде всего те, которые отнесены к их исключительному ведению. Американская правовая система в целом — это сложное и своеобразное явление, включающее федеральную правовую систему, все правовые системы штатов, а также правовые системы ассоциированных государств. Для большей части территории США характерен правовой дуализм, поскольку на территорию каждого штата во многом параллельно действуют две правовые системы — штата и федеральная.

Сохранение общего права и в целом ведущая роль судебного прецедента в системе источников американского права, дополненные к тому же дуализмом правовой системы, способствуют запутанности и противоречивости американского права. Суды штатов рассматривают подавляющее большинство судебных дел и, конечно, они имеют дело с прецедентами и правом штата, чем правом федерации. Федеральные суды также по ряду дел должны пользоваться законодательством штатов. Несмотря на это США избегли правового партикуляризма: правовая система федерации сыграла консолидирующую роль, в том числе в сфере общего права.

Важной особенностью формирования и особенно ревизии статутного права является практика «конституционных запретов» верховных судов штатов и федерации, которая означает по существу, что законодательной властью в ее негативном аспекте (отмена действия законодательных норм) помимо высших представительных органов обладают неизбираемые народом узкие по составу коллегии профессиональных судей.

Статутное право, создаваемое федеральным Конгрессом или законодательными органами штатов, подверглось систематизации в значительно большей степени, чем общее право. Американскому праву известны два типа сводов законов:

1. так называемые «консолидации» содержат только законы (федеральные или штатов), как бы дополняющие общее право; нормы в них систематизированы не по предмету регулирования, а в алфавитном порядке;

2. кодексы, которые создавались под влиянием рецепции кодификационных принципов континентальной Европы. В XX столетии важным способом унификации права штатов стали так называемые единообразные, или примерные кодексы (например, Единообразный торговый кодекс, Примерный уголовный кодекс). Их разрабатывают общественные научные учреждения как неофициальные кодификации, а законодательные органы штатов широко используют в законодательной работе.

С 1873–1874 гг. Конгресс США проводил работы по систематизации федерального законодательства (частные систематизации федерального права издавались еще ранее). В начале XX в. появились первые федеральные кодексы (уголовный и уголовно-процессуальный). С 1926 г. издается Свод законов США (United States Code). Он состоит из 50 разделов (книг), из которых, например, второй посвящен Конгрессу, третий — президенту, шестой внутренним делам, седьмой — сельскому хозяйству, одиннадцатый — банкротству, двенадцатый — банковскому делу, семнадцатый — авторскому праву, 25-й — индейцам, 29-й — трудовому праву, 35-й — патентованию, 50-й — обороне.

Институты частного права США в целом традиционны для англосаксонской правовой семьи. Так, большого совершенства достигла разработка доверительной собственности и авторского права. США одними из первых вступили в стадию монополистического капитализма в 1870-х — 1880-х годах, поэтому здесь получило большое развитие антимонопольное законодательство.

В области обязательственного права США закреплялся принцип свободы и незыблемости договора. Что касается наследования, то право США предусматривало наследование по закону и по завещанию. Как и в Англии, в США признается полная свобода завещательных распоряжений.Гражданский кодекс штата Калифорния (1872 г.) [извлечения] // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993. C. 505–576.

Сложный путь развития прошло трудовое законодательство. Первые профсоюзы возникли в США в конце XVIII в., но суды объявляли их «преступным сговором» против предпринимателей и всего общества. Работодатель мог в любое время начать судебный процесс против стачечников, объединенных в профсоюзную организацию. В этом случае обычно члены профсоюза наказывались штрафом, а нередко и тюремным заключением; профсоюз прекращал свое существование.

Однако в 1842 г. массачусетский суд вынес решение, согласно которому факт существования рабочего союза сам по себе не является противозаконным. Судебный прецедент установил, что если профессиональная организация ставит перед собой законные цели и осуществляет их законными способами, то такой рабочий союз не является «заговором» и не подвергается судебному преследованию.

Первыми федеральными законами в области трудовых отношений были законы, регулирующие данные отношения на железнодорожном транспорте (Закон 1888 г. о добровольном арбитраже при трудовых конфликтах на железных дорогах и закон Эрдмэна 1897 г.). Принятие этих и подобных законов было нацелено на смягчение остроты стачечной борьбы. Однако только в 1930-х гг. деятельность профсоюзов была легализована федеральным законодателем в полном объеме.

После Второй мировой войны в сфере регулирования трудовых отношений отчетливо проявились две основные тенденции: постоянное расширение государственного вмешательства и откровенно антипрофсоюзный характер. Наиболее показательны в этом отношении Закон Тафта–Хартли 1947 г. и Закон Лэндрама–Гриффина 1959 г.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных