Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституция Японии 1947 г.




Важнейшей демократической акцией послевоенного периода явилось принятие новой Конституции Японии.

В октябре 1945 г. премьер-министр Японии Кидзюро Сидэхара сформулировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы. В феврале 1946 г. японское правительство опубликовало конституционный проект, вносящий незначительные изменения в Конституцию 1889 г. Однако этот проект был отклонен сразу же, поскольку он не прошел бы рассмотрения Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответствием законопроектов духу Потсдамской декларации. В марте 1946 г. правительство представило в парламент проект генерала Д. Макартура, разработанный в штабе американских оккупационных войск.Конституция была принята парламентом в октябре 1946 г., промульгирована императором и опубликована 3 ноября 1946 г. 3 мая 1947 г. Конституция вступила в силу..

Конституция Японии // Конституции буржуазных государств / Сост. В.В. Маклаков. М., 1982. С. 247 – 263.

Конституция базировалась на новых принципах. В преамбуле был закреплен принцип народного суверенитета, в тексте нашла отражение идея верховенства Конституции (ст. 98). Важной идейной основой стал и принцип разделения властей. Конституция закрепляла парламентскую монархию как форму правления государства. Принципиально новым явлением в практике буржуазного конституционализма является включение в Конституцию декларации (ст. 9) "об отказе Японии от войны, а также "от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров".

Конституция содержит главу, посвященную личным, социально-экономческим и политическим правам и свободам, в которой закрепляется положение о равенстве граждан перед законом, признаются различные права и свободы, с том числе свобода слова, печати, совести, собраний, объединений. Она закрепляет и ряд социальных прав: право на труд, образование и ряд других. Основной закон провозглашал принцип незыблемости права частной собственности (ст. 29 Конституции).

Конституция сохраняла наследственный порядок занятия императорского трона и династическую преемственность. Император признавался «символом государства и единства народа» (ст. 1 Конституции) и не являлся главой исполнительной власти.

Парламенту при этом была отведена роль "высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны" (ст. 41 Конституции). В соответствии с этим были ликвидированы органы, стоящие ранее над парламентом: Тайный совет, министерство императорского двора.

Японский парламент состоял из двух палат: из палаты представителей и палаты советников.. Первая являлась выборной, ее состав полностью обновлялся каждые четыре года (ст. 45 Конституции). Срок полномочий членов палаты советников установлен в 6 лет, при этом половина из них переизбирается через каждые три года (ст. 46 Конституции).

Обе палаты формируются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное с 25 лет в нижнюю и с 30 лет в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты. Полномочия палат в области законотворческого процесса не являются равными: полномочия верхней палаты менее значительны по сравнению с нижней: законопроект мог быть принят даже при отсутствии одобрения его верхней палатой (ст. 59 Конституции). В то же время верхняя палата может быть наделена особыми полномочиями после роспуска нижней палаты во время созыва ее чрезвычайной сессии (ст. 54 Конституции).

Одним из важнейших источников Основного закона 1947 г. явилась английская конституция. Исполнительная власть осуществляется кабинетом (ст. 65 Конституции). Главу кабинета министров избирает парламент (ст. 67 Конституции) и представляет его императору для назначения, на практике таковым становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает министров – членов кабинета (ст. 68 Конституции). Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом и в силу этого должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия парламентом (ст. 66 Конституции). Конституция закрепляет принцип гражданского правительства, согласно которому ни один из членов кабинета не может быть военным (абзац 2 ст. 66 Конституции). Среди полномочий кабинета (ст. 73 Конституции) выделяется его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов (при этом, делается оговорка, что правительству запрещено при этом издавать лишь указы, которые предусматривают уголовное наказание).

Несмотря на то, в Конституции было объявлено, что император «не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти» (ст. 4 Конституции), за ним закреплен ряд конституционных полномочий: назначать премьер-министра по представлению парламента, верховного судью по представлению кабинета, промульгировать поправки к конституции, созывать парламентские сессии, распускать нижнюю палату, подтверждать назначение и отставку государственных министров и других должностных лиц (ст. 6 – 7 Конституции).

Судебную власть осуществляют Верховный суд и суды низшей инстанции, которые будут учреждены законом (ст. 73 Конституции). Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета, остальные судьи – кабинетом. Верховный суд признается высшей инстанцией, он уполномочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта (ст. 81 Конституции). В данном случае весьма очевидно влияние конституционного опыта США.

Конституция закрепила автономию местных органов управления (ст. 92 Конституции). За ними было признано право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами (ст.. 94 Конституции).

1.6. Утверждение государственного суверенитета и политика «обратного курса»

Вскоре после принятия Конституции время демократических преобразований в Японии сменилось политикой "обратного курса", ужесточением политического режима. Правительству Японии пришлось решить две задачи, внешнюю и внутреннюю. В соответствии с первой оно должно было упорядочить отношения с оккупационными американскими властями и добиться признания государственного суверенитета. В соответствии со второй, правительство должно было заботиться о развитии японской экономики как опоры стабильной государственности.

Юридической основой для изменения политического курса стали два акта оккупационных властей: «Декрет о действиях вредных, целям оккупации» и «Положение о надзоре за общественными организациями». На основе указания оккупационных властей в 1948 г. правительство принимает декрет, лишающий права на забастовку государственных служащих. В том же году был введен в действие новый Закон о контроле над профсоюзами и рабочими организациями, вводящий разрешительный порядок их создания и передачу значительной части полномочий профсоюзов комиссиям по урегулированию трудовых отношений.

В 1951 г. были подписаны Сан - Францисский мирный договор между США и Японией, а также "договор безопасности", который вступил в силу вместе со специальным Административным соглашением. Эти акты означали, что формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. По Сан- Францисскому договору США могли размещать свои наземные, воздушные и морские силы в Японии, американские вооруженные силы могли использоваться для подавления "крупных внутренних бунтов и беспорядков в Японии".

В 1952 г., несмотря на массовое сопротивление прогрессивных сил, был принят Закон о предотвращении подрывной деятельности, предусматривающий уголовную ответственность за "внутренние восстания", "гражданские беспорядки" и подстрекательство к ним. Закон устанавливал также административно-правовые санкции в отношении "подрывных организаций", даже если они "осуществляли подрывную деятельность в прошлом», а затем лишь вызывали опасения, что повторят ее. Закон предусматривал создание двух специальных органов: Управления по расследованию общественной безопасности и Бюро общественной безопасности. Назначение первого - расследовать подрывную деятельность, второго применять "меры регулирования". "Обратный курс" в экономической сфере привел к тому, что укрепились позиции крупного капитала, стало развиваться производство для вооружения и снабжения армии. Усилилось государственное вмешательство в сферу экономики, важным звеном непосредственного сотрудничества и совместной работы представителей монополий и бюрократического аппарата становится консультативный совет при премьер-министре по вопросам экономики.

В 1960 г. в обстановке общественного движения за отмену "договора безопасности", ликвидацию американских военных баз, вывод из Японии американских вооруженных сил был заключен новый договор "О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности", фактически оформивший японо-американский военный союз. В новом договоре были изъяты статьи, позволяющие США принимать участие в подавлении "крупных беспорядков". "Охрана мира и независимости страны, обеспечение ее национальной безопасности" были возложены на Управление национальной обороны, ставшее фактически военным министерством Японии, ликвидированным в годы демилитаризации.

До настоящего времен Конституция 1947 г. ни разу не подвергалась пересмотрам, хотя вопрос об отмене и внесении изменений в отдельные ее статьи был поднят весьма давно. Основной довод - ее «импортное» происхождение. Наиболее острая дискуссия развертывалась вокруг отмены или изменения «мирной» статьи (ст. 9 Конституции). Одна из причин стабильности Конституции – ее жесткий характер (ст. 96 Конституции).

Источники права

Еще до принятия конституции японскими политическими деятелями, юристами было проведено широкое изучение судебных и правовых систем западных стран. Этому способствовала деятельность таких научных центров, как Франко-правовая школа (1879 г.), Профессиональная правовая школа Мэйдзи (1881 г.), Английская школа права (1885 г.) и другие..

В период реставрации Мэйдзи (последняя треть XIX в.) начались серьезные преобразования традиционной правовой системы Японии. Основной тенденцией стала «вестернизация» ее и прямое заимствование отдельных институтов и источников западного права. Это было связано, в частности, с распространением особой консульской юрисдикции со стороны США, Великобритании, Франции, Германии и других. Еще в 50-е годы правительством Японии были заключены договоры с США, Россией, Англией, Францией и другими государствами, которые закрепляли правило экстерриториальности. Это означало, что гражданские дела с участием иностранцев или уголовные дела, в которых они выступали в качестве обвиняемых, рассматривались не японскими судами, а консулом иностранного государства на основе соответствующего зарубежного права.

Правительство Мэйдзи в качестве одной из главных задач поставило цель привести системы национального права в соответствие с мировыми образцами. Оно приступило систематизации и кодификации права, приняв решение «импортировать юридические кодексы из западноевропейских стран».3 Так, в Японии было принято пять кодексов.

Однако первый из подготовленных кодифицированных актов этой эпохи – Уголовный кодекс 1870 г. был составлен путем восприятия феодальных уголовных законов китайских династий Мин и Цин. Впоследствии в качестве образца были взяты пять французских кодексов, созданных во время правления Наполеона I. Однако в ходе проведения реформ процесс рецепции в японском праве переместился от французского права к германскому. Этот переход частично можно объяснить тем, что государственность Японии приобрела военно-феодальный характер, 4что сближало ее с германской моделью развития государственности. Но решающую роль сыграло то, что японское общество еще не было готово полностью воспринять более развитые правовые институты французского права.

С конца XIX в. в Японии стали ежегодно издаваться сборники законодательства под названием «Шесть законов», соответствующие разделы которых были связаны с Конституцией и пятью отраслевыми кодексами. В системе источников японского права они выполняли роль «основного закона» соответствующей отрасли права.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных