Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История государства и права Китая




<QUEST1< FONT>Периодизация развития китайского государства и права в эпоху нового и новейшего времени

1. 1640 - 1911 Период империи (династии) Цин
2. 1912 - 1949 Период революций и гражданских войн
3. c 1 октября 1949 г. Период Китайской Народной Республики

Империя Цин

В середине XVII в. Китай в очередной раз был завоеван иноземными захватчиками. Но династия, образованная маньчжурами оказалась более китайской, чем все прежде создававшиеся захватчиками. Оккупанты переняли китайские традиции и только обеспечили своему этносу положение высшего слоя общества. В частности, официально запрещались смешанные браки маньчжуров и китайцев.

Начиная с Канси (1662–1723), маньчжурские императоры были конфуцианцами. Они управляли страной, следуя древним заветам и внимая советам конфуцианских ученых-чиновников. Были сохранены традиционная китайская административная система, как и механизм воспроизводства бюрократии, т. е. система экзаменов. Были проведены аграрные мероприятия, направленные на упорядочение землепользования и налогообложения. Казенные земли щедро раздавались маньчжурам, и правительство строго следило за тем, чтобы не слишком привязанные к земле вчерашние воины-кочевники не продавали своих наделов.

В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить достаточно эффективное управление страной, одним из результатов этого стал быстрый рост численности населения. Вместе с тем китайская держава стала региональным гегемоном. К концу XVIII в. империя Цин распространила свою власть на Синьцзян — северо-западные территории, некогда принадлежавшие империи Хань. К ним добавились Внутренняя и Внешняя Монголия на севере, присоединенные в результате военных экспедиций или путем переговоров. Был восстановлен протекторат над Тибетом, а некоторые гималайские государства превращены в вассалов; был установлен суверенитет Китая над Кореей и рядом стран Юго-Восточной Азии.

Но в это время корабли европейцев уже стали частым гостем на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. В попытках противодействовать европейскому влиянию цинский двор не придумал ничего лучшего, как перейти к политике самоизоляции. Однако «закрыв» Китай, правительство перекрыло возможности для технологических заимствований у Запада. Их индустриальное и военное превосходство только нарастало. В XIX столети Китай, который представлял заманчивый рынок для европейских колонизаторов, был насильно «открыт» западными державами, постепенно превратившись во второй половине XIX в. полуколониальную страну.

Тайпинское государство. В конце XVIII — начале XIX в. китайская империя во главе с династией Цин переживала период упадка, обусловленного фактическим разложением феодальной системы и усугублявшегося коррупцией сановников. <QUEST3< FONT>В это время усилились попытки капиталистических государств, и прежде всего Англии, превратить Китай в свою полуколонию.

В результате всего этого, а также ухудшения экономического положения народа в июне 1850 г. началась крестьянская война, известная как тайпинское восстание. Во власти восставших оказалась значительная территория.

<QUEST4< FONT>В марте 1853 г. повстанцы захватили Нанкин, который провозгласили столицей тайпинского государства. Началось формирование его государственных органов. Тайпинское руководство обнародовало так называемую «Земельную систему Небесной династии», представлявшую собой программный документ преобразования китайского общества и государства. Провозглашалось преимущественно уравнительное землепользование. Создавалось «Небесное государство великого благоденствия». Государство возглавлял тяньван («Небесный князь»), носитель высшей законодательной и распорядительной власти. Другие руководители получили титулы ванов более низких рангов и должны были помогать ему в управлении, в основном советами.

При дворе главы государства функционировал многочисленный бюрократический аппарат. Каждый из ванов имел свою правительственную канцелярию, состоявшую из служб по налогам, военным делам и т.д. Сколько-нибудь четкого разграничения полномочий между отдельными органами власти не было.

Продолжающаяся война с цинским правительством вынуждала строить управление тайпинским государством на военный лад. Сельской администрацией руководили уездные начальники, возглавлявшие уездные управления. Над ними стояли начальники округов и окружные управления. Должностные лица на уровне округов назначались правительством, прочие — вышестоящими органами. Каждое должностное лицо было одновременно командиром соответствующего территориального военного подразделения.

Подавляющее большинство новых чинов происходило из простого народа. Они не имели собственности, однако получали нормированное содержание от государства. Земля и основные средства производства были фактически национализированы, иметь крупные денежные суммы или иную крупную собственность было запрещено.

К середине 1863 г. положение тайпинского государства заметно ухудшилось: тайпины потерпели ряд военных поражений в войне с цинским правительством. В результате связь центра с провинциями нарушилась. В среде повстанцев периодически вспыхивала борьба за власть, сопровождавшаяся многочисленными жертвами. Дисциплина в войсках падала. В июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин была штурмом взята цинскими войсками.

Тайпинское восстание принято рассматривать как ключевой эпизод борьбы китайского народа против феодалов и иностранных колонизаторов.

Падение империи Цин. Многолетний опыт ведения военных действий против крестьянских армий, поражение в первой и второй опиумных войнах с Англией и Францией, а также совместная с иностранными державами борьба с тайпинскими государством подтолкнули правящие круги Цинской империи к признанию необходимости реформ. Прежде всего это касалось военного дела, поскольку на фоне вооружения, например, английской и французской армий китайские войска были оснащены примитивными средневековыми средствами. Назрела необходимость отказа от политики самоизоляции Китая и перехода к сотрудничеству с иностранными государствами — обмена посольствами, заключения соглашений и т. д. Появились сторонники так называемого усвоения заморских дел, которых поддерживали видные цинские сановники.

<QUEST5< FONT>В 1862 г. один из теоретиков реформ представил императору меморандум, где предлагал провозгласить политику «самоусиления», сводившуюся к установлению контактов с иностранцами, заимствованию зарубежных достижений, прежде всего в реорганизации армии. Меморандум был одобрен, и император своим указом создал канцелярию по управлению торговлей с различными странами. Ее члены совмещали посты с ответственными должностями в правительстве, что I усиливало авторитет этого органа. Результатом мероприятий цинского правительства стало строительство арсеналов, машиностроительных заводов, верфей.

Однако политика «самоусиления» привела к широкому проникновению в Китай иностранных сдержав. Используя права и привилегии, предоставляемые концессий, иностранцы стали пытаться усилить свое политическое влияние. В результате в 60–90-е гг. XIX в. проходили выступления против иностранного вмешательства, переходивших подчас в антиправительственные.

В японо-китайской войне 1894–1895 гг. империя Цин потерпела поражение. Китай понес болезненные территориальные потери. В частности, Япония получила остров Тайвань (Формоза). Курс на «самоусиление» фактически провалился. Правительство оказалось неспособным организовать защиту страны от агрессии колонизаторов, которые в 1840-х — 1890-х гг. захватили значительные территориальные плацдармы на территории Китая и добились консульской юрисдикции (экстерриториального статуса) для европейцев, американцев и японцев на территории страны. Ослабло централизованное управление страной, возросла автономия различных районов страны. Все это вызывало возмущение китайского народа.

<QUEST6< FONT>Началось новое движение за реформы, которое подпитывалось интересами национальной буржуазии, в среде которой возникли идеи введения конституционной монархии и учреждения парламента. Уже в начале XX в. произошел ряд безуспешных выступлений крестьян и ремесленников, прокатилась волна бойкота американских товаров. Повсеместно возникали разрозненные революционные организации, усиливалась антиправительственная агитация.

Стремясь сдержать рост революционного движения, маньчжурское правительство пообещало провести реформы и установить со временем конституционную монархию. В сентябре 1906 г. издан императорский указ о проведении подготовительных мер к установлению в Китае конституционного правления. Летом 1908 г. правительство, очевидно по образцу Японии, опубликовало программу мероприятий по созыву парламента, рассчитанную на девять лет: В октябре 1910 г. маньчжурский двор разрешил созыв общекитайской конституционной палаты для обсуждения проектов будущей конституции. Однако это только показало слабость правящего режима.

<QUEST7< FONT>10 октября 1911 г. (год «синьхай» по китайскому лунному календарю) в Учане восстал саперный батальон. Началась Синьхайская революция.

25 декабря 1911 г. Сун Ятсен избран временным президентом Китая. Он сформировал временное республиканское правительство, представлявшее собой блок буржуазных революционеров со старой бюрократией и либералами; большинство в правительстве принадлежало либералам.

Правительство Сун Ятсена осуществило ряд реформ умеренного характера. Но не смогло осуществить коренные социально-экономические преобразования.

При участии Сун Ятсена была разработана «временная конституция». Впервые в истории Китая провозглашались равные права всех граждан, свобода слова и печати, организаций, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, неприкосновенность личности и имущества, создание ответственного перед парламентом кабинета министров. Но эта конституция не была реализована.

В это время главнокомандующим контрреволюционными силами выдвигают Юань Шикая. Либеральные помещики и буржуазия, напуганные размахом революционного движения, склонялись к компромиссу с ним. Вследствие компромисса была ликвидирована монархия. Китай становился республикой. Но Сун Ятсену пришлось оставить свой пост. Президентом стал Юань Шикай.

10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную конституцию, в соответствии с которой Китай представлял собой республику во главе с президентом. Законодательная власть вверялась парламенту, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. Выборы в парламент были двухступенчатыми. Избирателями могли быть лица старше 21 года, проживающие в данном избирательном округе не менее двух лет, уплачивающие прямой налог или обладающие имуществом на определенную сумму.Закон о Национальном собрании // Синьхайская революция 1911–1913 гг. Сборник документов и материалов. M., 1968. С. 164–175

<QUEST8< FONT>Союз либеральной буржуазии с Юань Шикаем вынудил Сун Ятсена организовал Гоминдан — национальную партию.

Руководители Гоминдана в июле 1913 г. подняли восстание, направленное против реакционной политики Юань Шикая. Подавив его, Юань Шикай запретил деятельность Гоминдана; Затем внес изменения в конституцию, значительно расширяющие полномочия президента в ущерб парламенту. Срок полномочий президента увеличивается до 10 лет. Эти нововведения явились частью плана, направленного на восстановление монархии. Попытки осуществления этого плана вызвали общее возмущение в стране. Юань Шикаю пришлось заявить об отказе от восстановления монархии.

Синхайская революция покончила с феодализмом и не ослабили влияние иностранного капитала. Однако она свергла монархию и способствовала усилению политической активности широких масс.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных