Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Усиление роли внесудебных репрессивных органов




Государственная прокуратура УССР была создана по образцу прокуратуры РСФСР. "Положение о прокурорском надзоре" было принято ВУЦИК 28 июня 1922 г. Оно предусматривало создание государственной прокуратуры УССР как отдела в составе наркомата республики. Согласно "Положению о судоустройстве Украинской ССР" государственная прокуратура УССР оставалась в составе Наркомюста УССР. Нарком юстиции был одновременно и генеральным прокурором республики. Он осуществлял общее руководство отделом прокуратуры Наркомюста УССР. Местными органами прокуратуры были прокуратуры округов, которые непосредственно подчинялись генеральному прокурору УССР. Положение 1925г. определяло права и обязанности прокуратуры УССР в целом и каждого ее органа отдельно.

Через несколько месяцев после утверждения прокуратуры была создана советская адвокатура. "Положение об адвокатуре" от 2 октября 1922 г. предусматривало создание при губернских советах судей коллегий защитников по гражданским и уголовным делам. На членов коллегий защитников возлагалась задача судебной защиты и участия в организации и деятельности юридических консультаций.

В рассматриваемый период произошли изменения и в правовом положении Государственного политического управления (ГПУ). 15 ноября 1923 г. оно было превращено в Объединенное государственное политическое управление при СНК СССР. ІЗ августа 1924г. ВУЦИК и СНК УССР утвердили Положение о Государственном политическом управлении УССР, которое создавалось при СНК УССР для борьбы с политической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом. Отныне этот орган становится главным орудием репрессий большевистской партии. Органы ГПУ проводили массовые аресты инакомыслящих, священнослужителей, разрушали церкви и т.д.

Переход к двухступенчатой системе управления требовал изменений в судебной системе. В октябре 1930 г. были ликвидированы окружные и созданы межрайонные суды. Переход в мае 1932 г. к трехступенчатой системе управления привел к ликвидации межрайонных судов. Судебная система приняла следующий вид: народный суд, областной суд, Верховный Суд УССР.

Изменения в административно-территориальном делении УССР привели к изменениям в органах прокуратуры. В 1930 г. были созданы межрайонные, городские и участковые прокуратуры. В связи с созданием областей в мае 1932 г. были ликвидированы межрайонные прокуратуры. Были созданы участковые, городские, областные прокуратуры и прокуратура республики. Городские прокуратуры создавались только в городах, а областные - в каждой области. Все органы областной прокуратуры подчинялись областному прокурору. Областных, городских и участковых прокуроров назначал и освобождал Генеральный Прокурор УССР.

Прокуратура республики входила в состав Наркомата юстиции УССР. Ее возглавлял Генеральный Прокурор республики, который одновременно был также народным комиссаром юстиции УССР.

17 декабря 1930 г. ЦИК и СНК СССР принимают Положение о прокуратуре СССР, согласно которому прокуратуры союзных республик выводились из состава наркоматов юстиции и переподчинялись непосредственно Прокурору СССР.

В соответствии с Конституцией УССР 1937 г. прокурор республики и областные прокуроры назначались Генеральным Прокурором СССР на пять лет. Районные и городские прокуроры назначались прокурором УССР также на пять лет.

Наркомат внутренних дел УССР выполнял административно-политические функции, а именно: осуществлял руководство по управлению коммунальной службой, милицией, местами лишения свободы, уголовным розыском и др. 15 декабря 1930 г. наркомат был ликвидирован. Его функции были переданы разным ведомствам: руководство коммунальным хозяйством перешло в Главное управление коммунального хозяйства, руководство местами лишения свободы - в наркомюст УССР, записи актов гражданского состояния стали вести президиумы исполкомов Советов. Для руководства милицией и уголовным розыском было создано Главное управление милиции и уголовного розыска при СНК УССР.

Последствием такой реорганизации было значительное усиление роли ОГПУ СССР и ГПУ УССР. Органы ОГПУ занимались охраной государственной безопасности, общественного порядка, охраной государственной и общественной собственности, обеспечивали паспортизацию.

Централизация репрессивного аппарата привела к созданию 10 июля 1934 г. общесоюзного НКВД. ОГПУ ликвидируется, а вместо него создается Главное управление государственной безопасности, которое входило в состав НКВД. В УССР, как и в других союзных республиках, было создано НКВД УССР как союзно-республиканское ведомство. В его структуру входили главное управление государственной безопасности, главное управление пограничной и внутренней охраны, главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, главное управление пожарной охраны, административно-хозяйственное управление и отдел общественного положения.

НКВД УССР не имел никакой самостоятельности и полностью подчинялся союзному НКВД.

Во второй половине 30-х годов НКВД фактически стал внеконституционным органом, поскольку был окончательно выведен из-под государственного контроля. В своей деятельности он руководствовался исключительно собственными нормативными актами - приказами, директивами и распоряжениями.

Формирование тоталитарного режима привело к созданию надконституционных, внесудебных карательно-репрессивных органов. Начиная с февраля 1930 г. во всех областных центрах Украины были созданы "тройки"- карательные внесудебные органы, в состав которых входили начальник управления ГПУ, областной прокурор и первый секретарь обкома КП(б)У. Эти органы брали в свое ведение любое уголовное дело, которое рассматривалось без свидетелей, участия защиты, ознакомления с ним обвиненного и даже без него самого. Постановления "тройки" не подлежали обжалованию. В 1932 г. в составе ОГПУ была образована судебная коллегия, которая являлась надконституционным органом и могла применять все виды наказания, даже расстрел. Исполнительные функции управления дополнялись судебными. Эта коллегия была ликвидирована в 1934 г., а вместо нее 10 июля 1934 г. принимается решение о создании при НКВД СССР Особого совещания, деятельность которого была направлена непосредственно на проведение массовых репрессий. Особое совещание в административном (внесудебном) порядке могло применять следующие наказания: ссылку, выселение, заключение в лагеря на срок до пяти лет, выселение за пределы СССР. В 30-е годы репрессивная деятельность внесудебных органов стала массовым явлением.

 

 

Правовая система

15 мая 1929 г. XI Всеукраинский съезд Советов утвердил новую Конституцию УССР. Она состояла из 5 разделов и 82 статей: I раздел - Общие положения; II раздел - Об устройстве Советской власти (этот раздел состоял из двух частей: одна была посвящена центральным органам власти, другая - местным); III раздел - Об избирательных правах; IV раздел - О бюджете Украинской ССР; Vраздел - О гербе, флаге и столице Украинской ССР.

Разделы об избирательных правах и о бюджете были введены в Конституцию впервые. Новой была и статья о столице Украинской ССР. Статьи 2 и 3 Конституции определяли правовой статус УССР относительно союзного центра. Суверенные права Украины по сравнению с Конституцией УССР 1919г. были значительно сужены. Как и ранее, за нею признавалось право на собственное законодательство и управление, но при условии признания главенства общесоюзных актов.

Развитие правовой системы в 30-е годы, как и государственного аппарата в целом, было также направлено на укрепление командно-административной системы управления, дальнейшую ее централизацию.

Характерной чертой правовой системы становится приоритет общесоюзного законодательства над республиканским. С одной стороны, распространяется прямое действие союзных нормативных актов, а с другой - возрождается характерная для 20-х годов тенденция заимствования республиканским законодательством если не всего содержания общесоюзных законодательных актов, то хотя бы их идеи.

Конституция УССР 1937г. состояла из 146 статей, объединенных в 13 разделов.

Первый раздел определял общественный строй УССР. Политической основой признавались советы депутатов трудящихся. Однако они не могли быть самостоятельной властью в своей традиционной форме и не могли стать такой властью в парламентской форме. Полный контроль над государством и обществом, как и раньше, осуществлял подвластный генсеку партийный аппарат. В Конституцию УССР 1937 г. впервые вошло положение о Коммунистической партии как руководящем ядре всех общественных и государственных организаций. Экономической основой УССР признавалась социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая имела форму государственной или кооперативной собственности.

Конституция УССР 1937 г. содержала статьи, которые гарантировали права человека и гражданские свободы. В частности, провозглашалась свобода печати и собраний, неприкосновенность личности, жилья и переписки, вводился принцип открытости судебных процессов, подтверждались права обвиненных на защиту и др. Как уже отмечалось, в действительности эти демократические нормы бездействовали, это была только ширма, которая прикрывала тоталитарный режим.

Гражданский кодекс УССР 1922 г. был полной рецепцией Гражданского кодекса РСФСР. Он состоял из четырех частей. В общей части определялись основные положения, субъекты и объекты гражданских прав, сделки и исковая давность. В разделе "Вещное право" излагались нормы, которые регулировали право собственности, право застройки и залог имущества. Раздел "Обязательственное право", кроме общих положений, содержал нормы, которые регулировали обязательства по договорам и обязательства беспочвенного обогащения и нанесения вреда. Четвертый раздел посвящался наследственному праву. Гражданский кодекс УССР имел такое же количество статей, как и Гражданский кодекс РСФСР. Содержание статей обоих кодексов было идентичным. Ст. 1 Гражданского кодекса указывала, что "гражданские права защищаются законом, за исключением, когда они осуществляются вопреки их социально-хозяйственному назначению". Введение такого неправового критерия, как "социально-хозяйственное назначение", давало судам широкий выбор трактовки закона. Даже не закрепленные в законе имущественные права, если они осуществлялись вопреки их социально-хозяйственному назначению (что определял суд), на основании ст. 1 могли быть аннулированы.

Ликвидация нэпа привела к существенным изменениям в гражданско-правовом регулировании общественных отношений. Главными направлениями развития гражданского права были охрана социалистической собственности и усовершенствование договорных отношений.

Договоры, как правило, заключались в рамках плановых заданий, что позволяло конкретизировать плановые задания. Категорически были запрещены односторонний отказ от выполнения договора и одностороннее изменение его условий.

Конкретизируются отдельные виды договоров. Так, во второй половине 30-х годов основной формой договора поставки становятся прямые договоры, которые не устанавливали прав и обязанностей сторон. Этот недостаток был ликвидирован в 1937 г., когда обязательным стало определение основных условий поставки.

Семейное право. 31 мая 1926 г. ВУЦИК утвердил Кодекс законов о семье, опеке, супружеской паре и об актах гражданского состояния. Это был первый семейный советский кодекс в УССР. Кодекс признавал только государственную регистрацию брака (ст. 105). Как регистрацию брака, так и разводы проводили органы ЗАГС.

Кодекс регулировал имущественные и алиментные отношения супружеской пары, правоотношения между родителями и детьми, вопросы опеки и попечительства.

Важным законодательным актом в области семейного права стало постановление ЦИК и СНК СССР "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многодетным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах"от 27 июня 1936 г., которым запрещались аборты, устанавливалась материальная помощь многодетным, усиливалась уголовная ответственность за неуплату алиментов.

Трудовое право. Кодекс законов о труде УССР 1922г. состоял из 17 разделов, которые подразделялись на 192 статьи.

Согласно Кодексу коллективный и трудовой договоры являются основными правовыми формами привлечения к труду. Размер вознаграждения за труд не мог быть меньшим обязательного минимума оплаты, установленного для данной категории работников государством.

Продолжительность нормативного рабочего дня по Кодексу составляла 8 часов. Льготы были установлены для несовершеннолетних, а также для тех, кто работал на подземных работах, и для лиц умственной и конторской работы. Для этой категории трудящихся устанавливался 6-часовой рабочий день. Сверхурочная работа, как правило, не допускалась.

Кодекс законов о труде УССР довольно эффективно регулировал трудовые отношения на начальном этапе нэпа. Однако с 1924 г. на Украину начинают распространяться общесоюзные акты. Строгая централизация государственного управления требовала повышения уровня трудовой дисциплины.

Уголовное право. Основой советской уголовной политики была прежде всего борьба с контрреволюционными преступлениями и бандитизмом. Принятие нормативных актов, которые устанавливали основы советского уголовного права, позволило приступить к созданию единого уголовного кодекса. 23 августа 1922 г. ВУЦИК утвердил Уголовный кодекс (УК) УССР. Его основой послужил Уголовный кодекс РСФСР. Уголовный кодекс УССР состоял из двух частей - общей и особой, которые подразделялись на 227 статей.

Усиление уголовной репрессии вызвало необходимость внесения изменений и дополнений в УК УССР. 8 июня 1927 г. принимается новый Уголовный кодекс УССР. В него были включены "Положение о преступлениях государственных", "Положение о воинских преступлениях" и некоторые другие нормативные акты. Однако развитие командно-административной системы управления нуждалось в новых определениях и дополнениях в уголовном праве. В течение двух последующих лет после принятия УК УССР 1927 г. было принято 56 законодательных актов по вопросам уголовного права, которые значительно увеличили состав преступлений.

Уголовное право. Для развития уголовного права 30-х годов характерным было ужесточение мер наказания. Именно в эти годы в сфере уголовного и уголовно-процессуального права произошли серьезные деформации, которые полностью разрушили гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. В этом ракурсе, прежде всего, необходимо назвать постановление ЦИК и СНК СССР "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности" от1августа 1932 г., которое вошло в историю уголовного законодательства как Закон от 7 августа 1932 г. Оно было принято по инициативе Сталина. Закон от 7 августа 1932 г. считал любого преступника, который посягал на общественную собственность, врагом народа, а борьбу с такими преступлениями объявлял обязанностью каждого гражданина. В соответствии с этим законодательным актом разворовывание социалистической (государственной и колхозно-кооперативной) собственности наказывалось расстрелом, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией всего имущества. К таким преступникам не могла применяться амнистия. За горсть зерна, принесенного с поля голодающей семье, колхозник получал срок. В ряде районов Украины дело дошло до того, что Закон от 7 августа 1932 г. применялся даже в случаях срезания колосков единоличниками на собственном поле. В народе этот драконовской акт окрестили "законом о пяти колосках". Широкая практика применения этого закона повлекла за собой резкий рост числа заключенных.

Закон от 7 августа 1932 г. устанавливал уголовную ответственность не только за разворовывание социалистической собственности, но и за антиколхозную агитацию, насилие и угрозу насилия по отношению к колхозникам. Мера наказания - лишение свободы сроком от 5 до 10 лет.

8 июня 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР "Об уголовном наказании за измену Родине". Постановление содержало широкий перечень деяний, которые охватывались этим составом преступления. К ним относились шпионаж, разглашение военной или государственной тайны, переход на сторону врага, побег или перелет за границу. За эти преступления была установлена высшая мера наказания - расстрел с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы сроком до 10 лет с конфискацией имущества.

Процессуальное право. 13 сентября 1922 г. ВУЦИК утвердил Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) УССР. Прежде всего, он закреплял демократические принципы судопроизводства в уголовных делах: гласность, устность, непосредственность судопроизводства, состязательность, равноправие сторон, право обвиненного на защиту и др. УПК УССР устанавливал порядок проведения следствия, порядок ведения дела в народном суде, в совете народных судей, регламентировал судопроизводство в ревтрибуналах, порядок исполнения судебных постановлений.

31 октября 1924 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, а 23 октября 1925 г. - "Положение о судоустройстве УССР".

Принятие этих актов вызвало необходимость разработки нового уголовно-процессуального кодекса. Он был утвержден 20 июля 1927 г. Содержание нового УПК отражало тенденцию усиления силового давления государства на общество. Так, он значительно расширил права органов дознания, передав им часть функций, которые ранее принадлежали только следственным органам. Было сужено право на защиту — его ликвидировали на стадиях предварительного следствия и дознания. Защитник имел право вступить в процесс только на стадии судебного разбирательства. Как и в средние века, царицей доказательств стало собственное признание в совершении преступления. В соответствии с УПК УССР значительный круг дел подлежал рассмотрению чрезвычайными судами и ревтрибуналами.

Уголовно-процессуальное законодательство. В 30-е годы фактически были ликвидированы все демократические принципы судопроизводства. В связи с этим особо выделялось постановление ЦИК СССР "О порядке ведения дел о подготовке или осуществлении террористических актов" от 1 декабря 1934 г., которое стали называть Законом от 1 декабря 1934 г.

С проведением массовых внесудебных репрессий связана также деятельность Особого совещания, которое было создано при НКВД СССР 10 июля 1934 г.

9 декабря 1934 г. было принято постановление ВУЦИК "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс УССР". Указанные нормативные акты свидетельствовали о полном переходе к чрезвычайному порядку судопроизводства. Эти акты должны были стать правовой базой массовых репрессий.

В 1937 г. Сталин от имени ЦК ВКП(б) дал органам НКВД указание применять к арестованным физические методы воздействия - пытки, а в 1939 г. еще раз подтвердил эту директиву.

Исправительно-трудовое право. Исправительно-трудовой кодекс УССР был принят 23 октября 1925 г. Впервые в истории человечества задачей исправительно-трудового права стало перевоспитание преступников при помощи труда. Исправительно-трудовой кодекс регламентировал систему исправительно-трудовых учреждений, режим содержания, применение принудительных работ без содержания под стражей. Кодекс состоял из 22 разделов. Система исправительно-трудовых учреждений устанавливалась пятым разделом. В нее входили: дома предварительного заключения, дома принудительных работ, переходные трудовые дома, трудовые колонии, учреждения для больных заключенных, трудовые реформате-рий для несовершеннолетних нарушителей, изоляторы специального назначения. Специальный раздел определял правила содержания в реформаториях несовершеннолетних, главным из которых было "воспитать из них активных и сознательных граждан" (ст. 198). Другие разделы Кодекса определяли порядок принятия заключенных в исправительно-трудовые учреждения, классификацию заключенных, режим содержания, меры дисциплинарного влияния на заключенных. Указывая на режим содержания, в Кодексе подчеркивалось, что он не может быть направлен на причинение физических страданий, вреда здоровью или на унижение человеческого достоинства заключенных. Однако уже тот факт, что Кодекс указывал на необходимость учитывать разницу между заключенными из среды трудящихся и заключенных из нетрудящихся, свидетельствовал, о том, что на практике все происходило наоборот.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных