Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зарождение советского права




Главной особенностью формирования советской правовой системы в Украине было то, что она создавалась как однородная системе права большевистской России. Приоритет революционного правосознания над другими источниками права основывался на господстве в те годы психологической теории права, которая считала важнейшим аспектом правовой действительности не норму права и правоотношения, а правосознание.

Конституционное право. Юридически система советов в масштабах всей Украины была утверждена первой советской Конституцией Украины.

Конституция УССР 1919 г. Проект Конституции УССР был обсужден на III съезде КП(б)У, который состоялся в начале марта 1919 г. Съезд признал необходимым принять для УССР Конституцию РСФСР, допуская ее изменения в зависимости от местных условий.

10-14 марта 1919 г. в Харькове на III Всеукраинском съезде Советов принимается Основной закон республики - Конституция УССР, которая с этого времени становится юридической основой государственного строительства в советской Украине.

Конституция УССР состояла из четырех разделов: I - Общие положения; II - Конструкция советской власти; III - Декларация прав и обязанностей трудящегося и эксплуатируемого народа Украины; IV- О гербе и флаге УССР. Второй раздел состоял из подразделов: А. Организация центральной власти и Б. Организация советской власти на местах.

Высшим органом власти Конституция объявила Всеукраинский съезд Советов, а в период между съездами - Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет, который создавался съездом и отвечал перед ним. ВУЦИК формировал правительство - Совет Народных Комиссаров, состоящий из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. В организации и деятельности высших органов власти и управления не было разделения на ветви власти. Даже СНК имел право издавать законы.

Органами власти на местах были областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, которые формировали свои исполнительные комитеты. В городах и селах такими органами были городские и сельские советы и избранные ними исполкомы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всеукраинский съезд Советов и ВУЦИК утверждали изменения в Конституции, устанавливали и изменяли границы республики, осуществляли общее руководство внешней и внутренней политикой, устанавливали общегосударственные налоги, основы формирования вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали правовую систему и др. Всеукраинский съезд Советов имел исключительное право вносить изменения в Конституцию. СНК был вправе рассматривать все вопросы и дела, которые относились к сфере законодательства и управления страной.

Комплекс конституционных прав граждан ставился в прямую связь с их обязанностями.

Историческое значение первой советской Конституции УССР 1919 г. заключалось в создании юридической базы для последующей законотворческой деятельности. Однако более существенным было ее влияние на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: была пересмотрена вся система социальных отношений, декларированы новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем Конституция закрепила реальные рычаги власти и порядок формирования ее структур, заложив в ее основу большевистскую идеологию.

Гражданское право. Советское гражданское право времен "военного коммунизма" охраняло трудовое частное хозяйство и личную собственность граждан, что объяснялось политикой укрепления союза рабочего класса с трудящимися непролетарскими элементами.

С формированием советского права собственности связано наследственное законодательство. И марта 1919г. СНК УССР принял декрет "Об аннулировании наследования", по которому все виды наследования (по закону и по завещанию) отменялись, наследственная масса ограничивалась суммой в 10 тыс. рублей (все другое имущество переходило в собственность государства) и поступала родственникам умершего в виде "меры социального обеспечения" с правом управления и распоряжения. Таким способом законодатель старался перекрыть еще один источник "нетрудового обогащения".

Семейное право. Одной из первых сфер, где произошло законодательное нормирование, были брачно-семейные отношения. 20 февраля 1919г. принимаются декреты СНК УССР "Об организации отделов записей актов гражданского состояния", "О гражданском браке и о введении книг актов гражданского состояния", "О разводе". В них прежде всего подчеркивалась законность только гражданских браков. Церковный брак объявлялся частным делом лиц, которые вступали в брак. Отменялись такие ограничения брака, как разрешение родителей, разница в вероисповедании. Провозглашалась свобода развода. Брак разрывался органами ЗАГС по просьбе хотя бы одной из сторон.

Земельное право. С установлением советской власти в Украине на ее территорию было распространено действие декрета "О земле" и постановление СНК РСФСР "О переходе земли в распоряжение земельных комитетов" от 5 ноября 1917г. Руководствовались в Украине также Законом "О социализации земли", принятом III Всероссийским съездом Советов. Фактически эти нормативные акты устанавливали порядок национализации земли и передачи права распоряжения землей в местные советы и подчиненным им волостным земельным комитетам. Конституция УССР 1919г. закрепила аннулирование частной собственности на землю.

Декрет ВУЦИК "О социалистическом землеустройстве и о переходных мероприятиях к социалистическому землепользованию" от 26 мая 1919г. определял правовое положение земель, недр, вод и лесов. Вся земля в Украине объявлялась единым государственным фондом.

Содержание права государственной собственности на землю заключалось в определении советской властью общих правил владения и пользования землей. Запрещались любые гражданско-правовые сделки с землей.

Наиболее распространенной формой землепользования наряду с коллективным землепользованием было индивидуальное уравнительное трудовое пользование землей.

Принятый 5 февраля 1920 г. "Закон о земле" закрепил распределение земли в уравнительное землепользование. Он предусматривал также развитие коллективных форм землепользования. Значительное внимание уделялось созданию совхозов, сельскохозяйственных коммун, артелей, обществ по совместной обработке земли.

Трудовое право. 10 декабря 1918 г. в РСФСР был принят Кодекс законов о труде. Действие этого кодекса было распространено и на Украину. Кодекс законов о труде провозглашал общую обязанность работать и право на труд, обязанность выполнять установленную норму труда и право на оплату труда, придерживаться дисциплины труда и советских законов о труде, право на отдых и материальное обеспечение. Но в условиях "военного коммунизма" не все из этих положений выполнялись. Как способ привлечения к работе широко использовалась трудовая повинность. Значительное распространение получила трудовая мобилизация, на основе которой осуществлялось перераспределение рабочей силы. На предприятиях устанавливались режимы, близкие к режиму военных учреждений. Проводилась милитаризация ряда отраслей промышленности. Внедрялась натурализация заработной платы. Декретом СН К УССР от 6 апреля 1920 г. был введен единый трудовой паек. К концу 1920 г. натуроплата стала преимущественной формой оплаты труда.

Большое значение придавалось укреплению трудовой дисциплины. Появилось понятие трудового дезертирства как злостного уклонения от трудовой повинности. К нарушителям дисциплины применялись принудительные меры. Прогул более трех дней в течение одного месяца рассматривался как саботаж.

Уголовное право. Даже карательная политика государства определялась программой большевистской партии. Основой этой политики была уголовная репрессия.

Одним из первых нормативных актов по уголовному праву был декрет СНК УССР "О досрочном освобождении" от 21 марта 1919 г. В декабре 1919 г. в России принимаются "Руководящие начала по уголовному праву РСФСР", а 4 августа 1920 г. они официально были введены в действие на территории Украины.

Этот нормативный акт стал первой попыткой обобщения практики деятельности судов и трибуналов. Согласно теории "социальных функций права", получившей в этот период широкое распространение, новое уголовное право должно формироваться по принципу целесообразности, который противопоставлялся принципу законности. В среде законодателей приобрела силу тенденция отказа от особой части уголовного кодекса. Допускалось, что суды, руководствуясь социалистическим правосознанием и принципом целесообразности, будут решать дела только на основе норм общей части уголовного кодекса.

Система наказаний по Руководящим началам включала следующие: выговор, общественное осуждение, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение вреда, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление врагом народа, принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

Во времена "военного коммунизма" многие из этих наказаний использовались в административном и внесудебном порядке.

Следует отметить существование таких антиправовых институтов, как уголовная ответственность по принципу круговой поруки и поручительства. К уголовной ответственности привлекалась, например, часть населения того города, где были уничтожены продовольственные склады, разобраны железнодорожные пути и др.

Уголовно-процессуальное право. В Украине в первые годы советской власти была создана довольно развитая система уголовно-процессуальных норм. Главные моменты судопроизводства были установлены "Временным положением о народных судах и революционных трибуналах УССР" от 20 февраля 1919г., "Положением Совета Народных Комиссаров о народном суде" от 26 октября 1920 г., инструкцией НКЮ УССР "О судопроизводстве" от 3 июня 1919 г. и многочисленными циркулярами НКЮ УССР, изданными в 1920 г. В этих актах были закреплены главные принципы уголовного процесса, которые были едиными как для народных судов, так и для революционных трибуналов.

Ревтрибуналы были судами для рассмотрения наиболее опасных преступлений. В некоторых делах ревтрибунал мог признать ненужным проведение предварительного следствия, что приводило к нарушению провозглашенного принципа законности.

Согласно циркуляру НКЮ УССР "Об ускорении рассмотрения предварительного следствия" от 29 февраля 1920 г. предварительное расследование в политических делах должно было проводиться в течение 48 часов. Право обвиняемого на защиту в ревтрибуналах также ограничивалось.

При оценке доказательств, как и при определении наказания, члены ревтрибуналов руководствовались декретами и своим революционным правосознанием. Постановления выносились именем Украинской Социалистической Советской Республики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных