Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие политической мысли России в 11-18 вв.




Первым древнерусским политическим сочинением принято считать «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илларио на, написанное в середине 11 в. Основная идея - благотворность вхождения русского народа в семью христианских народов, главные цели- восхваление князя Владимира Святославовича, прославление могучей Киевской Руси, обоснование главенства киевского князя над остальными князьями.

В «Повести временных лет», созданной в начале 12 века монахом Нестером, дается историческое обоснование независимости Киевской Руси и сильной княжеской власти.

В «Поучении» Владимира Мономаха (12 век) сформулированы задачи княжеской власти: князь должен добиваться мира в своем княжестве, для чего нужно заботиться об «убогих», не позволять сильному обижать простого человека, укреплять военное могущество государства, быть верным слову, данному своим братьям, избегать междоусобиц.

Идеи единства русской земли, сильной княжеской власти, недопустимости вражды между князьями проходят через целый ряд литературных произведений 12-13 вв.: «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина».

Идею неограниченной самодержавной власти отстаивали в 16 веке игумен Иосиф Волоцкий и дворянин Иван Пересветов. Заметным явлением в развитии русской политической мысли этого периода стала переписка Ивана 4 и Андрея Курбского.

В 11-13 в русской политической мысли преобладала идея независимости Руси и единства русских князей, а в 14-16 вв., после преодоления феодальной раздробленности и централизации государства, главной темой политических произведений становится идея сильной самодержавной власти. В России православная церковь признавала приоритет царской власти, ее божественное происхождение и неограниченный характер.

В 17 в. идеологию просвещенного абсолютизма развивал Симеон Полоцкий который, сравнивая царя с солнцем, полагал, что просвещенная монархия должна быть государством, основывающимся на законах.

Идеология просвещенного абсолютизма получила дальнейшее развитие в работе Юрия Крижанича «Политика», в которой он отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе подданных.

В 18 веке идею неограниченной самодержавной власти развивал священнослужитель Феофан Прокопович. Он писал, что народ сам для собственного блага «не без смотрения Божия» заключает соглашение об отказе от всех прав и свобод, о создании государства и наделении властью своего правителя. Отвергая демократию и аристократию, правильной формой государства он признает только монархию.

В.Н.Татищев считал, что в основе любого государства, включая монархическое, лежит договор. Формы правления в государстве зависят от местоположения, размера территории состояния населения. Демократия осуществима только в государстве или маленькой области, где могут быстро собраться все домохозяева. Обосновал сословное деление и необходимость государственной регламентации предпринимательской деятельности, торговли, труда и быта крестьян.

В 18 в. в политической мысли все заметнее начинает ощущаться влияние либеральных идей Просвещения. Показательным в этом плане является «Наказ» Екатерины 2, в котором содержатся следующие идеи - равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, власть законов и др. Самодержавное правление в России объясняется ее размерами. В первоначальном варианте содержались предположения о выкупе крепостных, в окончательном уже говорится о невозможности общего освобождения большого количества людей.

Либеральные идеи присутствуют в сочинениях тех авторов, которые выступают за ограничение самодержавия с аристократических позиций, требуя политической свободы лишь для дворян (Н.И.Панин, Д.И.Фонвизин, М.М.Щербатов).

С.Е.Десницкий признавал необходимость для России самодержавия, но считал обязательной реорганизацию или реформу подчиненных монарху учреждений, осуществляющих законодательную, судебную и исполнительную функции.

К либеральным идеям обращался А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» и оде «Вольность». В них содержатся не просто идеи ограничения самодержавия, а отрицание его в принципе, так же как и системы крепостничества. Выдвигаются идеи народной революции и народного правления.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных