Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционное право как учебная дисциплина. Задачи курса




 

Преподаваемый на юридических факультетах курс конституционного права как учебная дисциплина далеко не исчерпывает всего содержания одноименной отрасли научного знания. Наука конституционного права во всем богатстве ее фундаментальных теоретических и методологических проблем, интерпретируемых с разных точек зрения, представляет собой сложную, а подчас и противоречивую совокупность знаний, усвоение которых под силу лишь специалистам, уже имеющим надлежащую юридическую подготовку.

После изученной на первом курсе юридического факультета общей теории права конституционное право среди отраслевых дисциплин призвано сыграть роль своеобразного плацдарма, без которого невозможно всестороннее и системное овладение юридической специальностью. Именно в Конституции заложены важнейшие принципы правового регулирования различных отраслей белорусского права, они являются отправными точками в развитии всей правовой системы.

Например, для гражданского права ключевым является положение о том, что «собственность может быть государственной и частной» (ч.1. ст. 13 Конституции Республики Беларусь); для земельного – «земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (ч.6. ст. 13 Конституции Республики Беларусь); для уголовного и уголовно-процессуального – принцип презумпции невиновности (ст. 26 Конституции Республики Беларусь); для семейного – «брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» (ст. 32 Конституции Республики Беларусь); для трудового – «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд…» (ст. 41 Конституции Республики Беларусь) и т. д. Как и наука, дисциплина конституционное право образует своеобразное ядро профессионального юридического обучения.

Задачи курса конституционное право определяются его значением в преподавании юридических знаний. Система изложения курса основана на учебной программе по конституционному праву.

В рамках курса изучаются такие вопросы, как:

- Конституционное право – ведущая отрасль права Беларуси;

- Система и источники конституционного права;

- Понятие и сущность конституционно-правовых отношений;

- Реализация норм конституционного права;

- Наука конституционного права;

- Понятие и сущность Конституции;

- Конституционное развитие Республики Беларусь;

- Понятие и характерные черты основ конституционного строя;

- Понятие и политико-правовое значение суверенитета;

- Правовые основы и принципы Содружества Независимых Государств. Союз Беларуси и России;

- Формы политической власти;

- Конституционное закрепление экономической системы, социальной основы общества и внешней политики государства;

- Конституционные основы правового положения человека и гражданина;

- Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

- Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь;

- Административно-территориальное устройство Республики Беларусь;

- Избирательная система. Избирательное право;

- Референдум (народное голосование);

- Понятие и основные принципы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь;

- Президент Республики Беларусь;

- Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь как представительный и законодательный орган государства;

- Конституционные основы создания и функции органов государственного управления Республики Беларусь;

- Судебная власть в Республике Беларусь;

- Местное управление и самоуправление;

- Конституционные основы деятельности органов прокурорского надзора;

- Конституционные основы деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

- Конституционные основы финансово – кредитной системы Республики Беларусь.

Важно понимать, что наука конституционного права и ее преподавание сосуществуют в тесной взаимосвязи. Как верно отмечает Н.А. Богданова, «с одной стороны, знание, накопленное наукой, формализуясь в том или ином наборе учебных дисциплин, реализуется в преподавательской деятельности, получая апробацию в ходе обучения. При этом содержание преподаваемых предметов, их гносеологическая ценность зависят от состояния науки. С другой стороны, преподавание влияет на формирование и развитие конституционно – правового знания, пополняя и корректируя его не только с точки зрения глубины, всесторонности, последовательности познания предмета науки, но и с позиций прикладного значения. Теоретическая и практическая подготовка юриста, осуществляемая посредством образовательного процесса, ставит задачи перед наукой, актуализируя то или иное направление ее развития, выдвигая темы, нуждающиеся в разработке, методически ориентируя результаты научного поиска, предлагаемые для усвоения обучающимися. Совершенно верно подмечено, что об учебных курсах (дисциплинах) можно говорить как об адаптированной для целей преподавания доктрине»[20, с. 229].

Таким образом, наука и ее преподавание, как две взаимообогащающиеся системы, нацелены на достижение общей цели – познание конституционного права как отрасли национального права. Однако перед наукой и соответствующей дисциплиной стоят разные задачи, как различаются и методы, используемые для их решения: «Наиболее общую задачу науки можно сформулировать как накопление и углубление знания об объектах конституционно – правовой действительности с помощью общих и специальных методов изучения познаваемых явлений и процессов. Задачей же преподавания является, прежде всего, передача этого знания с использованием разнообразных методических приемов, обеспечивающих их усвоение, навыки практического применения и дальнейшего творческого развития. Решение данной задачи в процессе преподавания сопряжено с умением пробудить у студентов интерес к науке конституционного права и убедить их в значимости для юриста конституционно – правовых знаний» [20, с.230].

Итак, конституционное право как учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов юридического профиля.

Учебная дисциплина ничего не изучает, она изучается сама, поэтому не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построения, методике изложения научных сведений. По мнению Г.А. Василевича, «… учебная дисциплина не ограничивается изучением отрасли, она опирается и на результаты науки, в ее рамках изучаются научные исследования. Таким образом, в сферу обучения входит не только отрасль, но и наука конституционного права. Студенты изучают понятия, суждения и выводы, идеи, концепции и теории, существующие в конституционном праве» [27, с. 60]. Также ученый проводит различие между наукой конституционного права и конституционным правом как отраслью: «Наука изучает конституционно – правовые отношения, а отрасль их регулирует» [27, с. 57]. Как полагает Д.М. Демичев [72, с. 15], конституционное право как учебная дисциплина должна рассматриваться в комплексе 3-х составляющих:

§ Введение в конституционное право

§ Отечественное конституционное право

§ Конституционное право зарубежных стран

Как учебная дисциплина конституционное право Беларуси проходит стадию своего становления. Изложение этого курса во многом зависит от того, какими теоретическими подходами руководствуется сам преподаватель. Этим конституционное право очень сильно отличается от дисциплин, где усмотрение автора курса по объяснимым объективным причинам сведено к минимуму (например, уголовное, финансовое, земельное, административное и любое процессуальное право). Такое состояние дел в конституционном праве имеет положительное значение, т. к. расширяет кругозор познания у студентов, нацеливает на творческое освоение материала. Без преувеличения можно утверждать, что среди всех отраслевых дисциплин (общая теория права, напомним, сюда не относится) конституционное право создает все возможности для удовлетворения запросов самых любознательных и критически мыслящих студентов, ведь в демократическом государстве конституционное право и любого рода догматизм – вещи абсолютно несовместимые.

Таким образом, в рассмотренных темах было раскрыто содержание и дана общая характеристика следующих понятий:

1) конституционное право как отрасль права республики Беларусь;

2) наука конституционного права;

3) учебный курс конституционного права.

Эти три понятия, тесно связанные между собой, обозначают различные общественные явления, что верно отмечено О.Е. Кутафиным [961, с.5]. Первичным из них является понятие «отрасль конституционного права». Именно ее наличие в системе права предопределило появление одноименной науки, которая изучает эту отрасль, а также учебного курса, который имеет назначением дать будущим юристам необходимые сведения для понимания, применения норм данной отрасли права.

Отрасль, наука и курс различаются между собой по назначению, функциям, предмету, системе, источникам. Отрасль объективирована в определенной системе норм права; наука – в теоретических исследованиях – монографиях, диссертациях, научных статьях; учебный курс – в учебниках, различного рода учебных пособиях. Поэтому нельзя смешивать или отождествлять рассматриваемые понятия.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под предметом науки конституционного права?

2. Что понимается под объектом науки?

3. Какие уровни познания выделяют в науке конституционного права?

4. В чем значение исследования истории развития объекта науки?

5. Почему нельзя отождествлять предмет науки и объект изучения? Объясните на примере конституционного права.

6. Дайте понятие науки конституционного права.

7. Охарактеризуйте особенности метода конституционного права.

8. Какое значение для конституционно - правовых исследований имеет стадийность процесса познания?

9. В чем значение научных понятий и категорий, используемых в системе конституционного права?

10. Что понимается под методологией науки конституционного права?

11. Какие функции науки конституционного права Вам известны? Охарактеризуйте их.

12. В чем проявляется связь науки конституционного права с идеологией?

13. Когда начинает формироваться наука конституционного права? Какие ведущие ученые – конституционалисты Вам известны?

14. Что понимается под источником науки конституционного права?

15. Какие виды источников науки конституционного права Вам известны?

16. Какими критериями определяется научность источников?

17. Почему Дж. Бентама можно назвать одним из основоположников европейской конституционной науки?

18. Что представляет собой конституционное право как учебная дисциплина?

19. Какие задачи ставятся в рамках курса конституционного права?

20. В чем Вам видится взаимосвязь науки конституционного права и соответствующей учебной дисциплины?

21. В чем особенности изучения дисциплины конституционное право?

22. В чем различие между наукой конституционного права и конституционным правом как отраслью?

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных