Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений




 

Для возникновения, изменения или прекращения правоотношения требуется не только заинтересованность в этом субъектов права, но и определенные жизненные обстоятельства. Причем влияние на правоотношения оказывают лишь те, которые обозначены в правовых нормах и с которыми законодатель связывает возможность осуществления участниками правоотношений их субъективных прав и юридических обязанностей, т.е. само государство определяет вид тех жизненных условий и обстоятельств, которые признаются значимыми в юридическом отношении и которые могут повлечь за собой правовые последствия. В правоведении такие жизненные условия и обстоятельства принято называть юридическими фактами.

Как отмечает А.Ф. Черданцев, «связь между юридическим фактом и наступившими юридическими последствиями не носит характера причинно-следственной связи (связь причины и следствия), это связь тетическая, основанная на велении, приказе нормы права. Исчезает норма – прерывается связь между фактами и юридическими последствиями [285, с. 302]. Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством через закон. Соответственно, государство не всем жизненным обстоятельствам придает юридическое значение, а только тем, которые затрагивают наиболее существенные интересы личности, общества, государства, и в силу этого входят составляющим элементом в механизм правового регулирования.

Прав Н.И. Матузов, когда пишет о том, что «придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им статус юридический в целях их регуляции и упорядочения общественной и государственной жизни [271, с. 496]. Такие обстоятельства закрепляются правом через свою фиксацию в гипотезах правовых норм.

Анализируя понятие юридического факта, российский правовед В.Б. Исаков указывает, что оно «объединяет два противоречивых, но неразрывно связанных момента: явление действительности – событие или действие (материальный момент); порождающее в силу указания норм права определенные правовые последствия (юридический момент) [146, с. 420]. Можно сказать, что юридические факты «сцепливают» правовые нормы с реальными общественными отношениями.

«Юридические факты выступают, - пишет С.С. Алексеев, - в роли «рычажков», приводящих в действие нормы права, связующих звеньев между нормами права и правами (обязанностями) субъектов» [8, с. 164].

В юридической литературе по конституционному праву проблемам юридических фактов уделяется мало внимания, в основном это работы общетеоретического характера (например, Р.О. Халфиной [281] и В.Б. Исакова [146]). Большинство исследований выполнено «на стыке» теории юридических фактов и других разделов юридической науки, прежде всего – в гражданском, уголовном, трудовом, семейном праве. В науке конституционного права сравнительно недавно эти вопросы были рассмотрены российскими учеными О.Е. Кутафиным [109, с. 377-384] и В.О. Лучиным [118, с. 127-133].

Такая ситуация в конституционном праве может быть объяснена тем, что корни понятия «юридический факт» уходят в глубь римской юриспруденции, имевшей ярко выраженную гражданско-правовую направленность. В римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений. Например, в Институциях Гая, Юстиниана их четыре: контракт, квази - контракт, деликт, квази-деликт. Позже стали выделять и пятое основание – одностороннюю сделку. Такой подход был воспринят в 1804 году Кодексом Наполеона и получил закрепление в буржуазном законодательстве XIX века. Однако следует сказать, что общего понятия юридического факта римские юристы не сформулировали, а создание этой категории связывается с переработкой, осмыслением и систематическим изложением римского права его позднейшими исследователями.

Принято считать, что понятие «юридический факт» впервые ввел немецкий юрист Ф. Савиньи, представитель исторической школы права в начале XIX века. И не случайно, как полагает В.Б. Исаков, первоначальное развитие теории юридических фактов было связано с гражданским правом: «Набирающий силу капитализм требовал тщательной, детальной регламентации имущественных отношений: оснований возникновения права собственности, отдельных обязательств, наследования, наступления несостоятельности и т.д. На этой основе складывается общее понятие юридического факта. Подчеркнем принципиально важный момент: категория «юридический факт» возникла не как результат умозрительного развития какой-либо схоластической философской системы. Она развивалась из потребностей юридической практики, из стремления охватить единым понятием разнообразные предпосылки движения конкретных правовых отношений» [146, с. 422].

Иная ситуация складывалась в конституционном праве. Во-первых, наука конституционного права заявляет о себе лишь с середины XIX века. Во-вторых, конституционно-правовое учение возникает на основе доктрин, теорий, концепций, а не в результате скрупулезного обобщения частностей общественной жизни. Не следует забывать, что демократическое по своей сути конституционное право начало развиваться лишь с начала 90-х годов ХХ века после развала СССР с его тоталитарным государственно-правовым, а не конституционным учением. Само собой разумеется, что очевидная специфика конституционно-правовых отношений предопределила и особенности изучения юридических фактов в данной сфере.

Специфика юридического факта в конституционном праве во многом объясняется разграничением общих и конкретных конституционных правоотношений. Основанием возникновения общих конституционных правоотношений может служить появление соответствующего субъекта, его конституирование через особое юридическое состояние. Однако тут нет юридического факта в традиционном его понимании, поскольку такие отношения чаще всего возникают «непосредственно из закона», т.е. роль юридического факта в данном случае играет само издание закона.

Например, после принятия в 1996 году на референдуме новой Редакции Конституции Республики Беларусь на ее основе сложился целый комплекс правоотношений (вертикальных и горизонтальных) между вновь образованными государственными органами, государством и гражданами. Провозглашение в ст. 1 Конституции Республики Беларусь Беларуси демократическим государством порождает общие конституционные правоотношения, в которых участвуют как минимум все государственные органы и должностные лица, обязанные вести себя так, чтобы обеспечить указанное качество.

Отметим, что реализация общих конституционных установлений не всегда сопряжена с возникновением конкретных правоотношений. Получивший закрепление в Конституции факт разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6 Конституции Республики Беларусь) не только порождает общие конституционные правоотношения, но и ориентирует соответствующих субъектов на решение возникающих проблем и задач (например, на недопустимость принятия нормативных правых актов по вопросам чужой компетенции). Конкретные конституционные правоотношения, составляющие большинство в правовом регулировании, нуждаются в фиксированных, более точно очерченных юридических фактах.

Изучение юридических фактов предполагает знание их классификации. Посредством научной классификации юридические факты обобщаются, систематизируются, вводятся в определенные рамки. В основу традиционной классификации, по мнению В.Б. Исакова [146, с.423], положены три взаимосвязанных признака. Первый – «волевой» признак, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия. По второму признаку – отношению к праву – действия подразделяются на правомерные и противоправные. Согласно третьему признаку – направленности воли на правовые последствия – правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Конечно, указанную классификацию можно развить и дополнить, но в своей основе она предстает классической моделью и для конституционного права.

В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц юридические факты подразделяются на юридические события и юридические деяния. Первые не зависят от воли людей, а вторые связаны с деятельностью человека, проявлением его воли. Как деяния, так и события с точки зрения влияния на динамику системы правоотношений можно подразделить на факты правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие.

Наступление событий не зависит от воли людей, однако указание на них в конституционных нормах придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения субъектов. Среди юридических событий можно отметить смерть физического лица (Ч.2 ст. 44); достижение установленного возраста (ст.ст. 64, 80); наступление или истечение определенного срока (ст.ст. 74, 81, 93); стойкую неспособность Президента Республики Беларусь по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности (ст. 88) и другие статьи Конституции Республики Беларусь. В.О. Лучин верно отмечает, что «события выполняют свою служебную роль в конституционных правоотношениях не только самостоятельно, обособленно, но и выступают, наряду с действиями, в качестве элементов сложного юридического состава [118, с. 128]. Например, для возникновения правоотношений по реализации гражданами пассивного избирательного права, кроме достижения предусмотренного Конституцией возраста, в установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь порядке требуется выдвижение гражданина кандидатом в депутаты, согласие выдвинутого лица баллотироваться по данному избирательному округу, регистрация его окружной избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.

Различия между событиями и деяниями следует искать не только в источнике происхождения, но и в характере их процесса. События в своем процессе не носят волевого характера независимо от причин их возникновения, тогда как действия являются волевыми как по своему происхождению, так и по своему процессу. Например, смерть относится к разряду событий, хотя она может являться результатом убийства. В данном случае волевой акт (убийство) служит не только причиной действий, но и причиной событий (смерти гражданина). Как естественная смерть, так и в результате убийства, влечет за собой прекращение конституционно-правовых отношений. При ее наступлении прекращаются правоотношения, связанные с гражданством лица, его должностными обязанностями и т.п.

В зависимости от того, есть ли элемент предвидения со стороны человека, события могут различаться как абсолютные и относительные. К числу первых относят стихийные бедствия, эпидемии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие аварийно-спасательных и восстановительных работ. В соответствии с законом Республики Беларусь «О чрезвычайном положении» такие события могут быть основанием введения чрезвычайного положения, что породит между уполномоченными государственными органами и гражданами новые, экстраординарные конституционно-правовые отношения. Рождение человека следует считать относительным событием, поскольку появление ребенка на свет ожидаемо, предсказуемо и даже полностью планируемо (в случае, когда вызываются искусственные роды для спасения жизни младенца).

В общем объеме юридических фактов юридические события занимают небольшое место, поскольку чаще всего юридические факты в конституционном праве носят характер деяний, т.е. выражающих волевое поведение субъектов и их соотносимость с требованиями конституционных норм.

Деяния могут быть активными (действия) и пассивными (бездействия). К числу последних можно отнести ситуацию, связанную с непринятием Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения (ст. 88 Конституции Республики Беларусь). Большинство деяний носит активный характер (реализованные правомочия и юридические обязанности).

Наибольшее распространение получили действия, выражающие волевое поведение субъектов в соответствии с действующими конституционными нормами. Такая позитивная деятельность выражается через правомерные действия. Деятельность, осуществляемая вопреки конституционным предписаниям, выражается через неправомерные действия. Правонарушения, объектом которых являются конституционно-правовые отношения, представляют собой юридические факты, порождающие конституционно-правовую ответственность, служат ее основанием. Они включают в себя как активные неправомерные действия, так и неправомерное воздержание от действий. Примерами неправомерных действий может служить монополизация средств массовой информации государством (Ч.3 ст.33 Конституции Республики Беларусь), противодействие оказанию правовой помощи (Ч.2 ст. 62 Конституции Республики Беларусь), принятие неконституционного нормативного правового акта (Ч.2 ст. 116 Конституции Республики Беларусь) и др.

За совершение правонарушений предусматриваются не только конституционно-правовые, но и иные виды юридической ответственности.

Правомерные действия подразделяются на юридические поступки и юридические акты. При совершении юридических поступков воля субъекта направлена на достижение определенных результатов (иногда имеющих неправовой характер), порождающих, между тем, конкретные правовые последствия в конституционной сфере. Поступки вызывают правовые последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение, желал или не желал наступления правовых последствий. Иными словами, целенаправленность юридических поступков нормами права не учитывается. Например, гражданин, реализуя свободу художественного, научного, технического творчества (Ч.2 ст. 51 Конституции Республики Беларусь) создал произведение, что повлекло за собой оформление авторского права и появление соответствующих правоотношений.

Юридические акты совершаются с намерением вызвать определенные правовые последствия. Сюда следует отнести принятие (издание) нормативных правовых актов и их опубликование (Ч.3 ст.7 Конституции Республики Беларусь); предоставление Республикой Беларусь права убежища (ст. 12 Конституции Республики Беларусь); участие граждан в решении государственных дел (ст. 37 Конституции Республики Беларусь) и др.

Кроме действий и событий, к числу юридических фактов относят и сроки в конституционном праве. Они могут устанавливаться законодательством, судом, соглашением сторон. Поскольку временнáя протяженность признается важнейшей характеристикой социальных явлений и процессов, то и сроки представляют собой достаточно распространенную категорию юридических фактов. В.Б. Исаков уточняет, что «сроки могут выступать только как элементы фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с ситуацией, с иными юридическими фактами никакого содержания не несет: он значим только как срок чего-либо. Отличительная черта срока – определенность его начального и конечного моментов. Отрезок времени, не имеющий четко фиксированных границ, не является сроком и не может использоваться как юридический факт» [146, с. 429]. В Конституции Республики Беларусь сроки устанавливаются статьями 43, 67, 74, 80 и др.

Среди юридических фактов выделяются правовые состояния (юридические факты – правоотношения). В форме правоотношений в конституционном праве выступают важнейшие, наиболее значимые существенные связи (состояние в гражданстве, нахождение на государственной должности). Это всегда производные юридические факты, т.е. вторичные по отношению к определенной группе социальных обстоятельств (отношению депутат – избиратели предшествует победа на выборах, в процессе которых кандидат в депутаты состоял в первичных правоотношениях с иными субъектами: инициативной группой; избирательной комиссией и др.). Это всегда комплексные юридические факты, так как имеют в количественном аспекте более сложное содержание по сравнению с другими фактами. Следует признать, что в научной и учебной литературе выделение «юридического состояния» в качестве самостоятельного юридического факта не получило однозначной поддержки, о чем указывает М.Н. Марченко [123, с. 659].

Особую роль в динамике конституционных правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные факты, когда для возникновения, изменения либо прекращения конституционного правоотношения требуется не один юридический факт, а их совокупность. В частности, сложный юридический состав необходим для реализации предписаний, содержащихся в статьях 83,88,93,99,116 Конституции Республики Беларусь. Если речь идет просто о наборе юридических фактов, то это юридический состав – комплекс, а если требуется определенный порядок «накопления» юридических фактов, то это юридический состав-система. Через фактические составы реализуются самые сложные конституционно-правовые связи и отношения.

В правовой литературе существуют и иные подходы к разграничению юридических фактов. Так, В.Б. Исаков [146, с. 429] различает позитивные и негативные, главные и подчиненные, правопорождающие и правопрепятствующие, оформленные и неоформленные, патентные и расчетные юридические факты. Е.Г. Лукьянова [115, с. 15] анализирует особенности процессуальных юридических фактов и соответствующих процессуальных фактических систем, а Н.П. Курцев и Е.Н. Горюнова [108, с. 29] указывают на существование определяющих (исходных) и производных юридических фактов.

Итак, юридические факты призваны обеспечить переход от общей модели прав и обязанностей к конкретным правоотношениям. В этом – главная функция юридических фактов в механизме правового регулирования. Также они используются как своеобразное средство воздействия на поведение субъектов.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какое значение для понимания сущности конституционно-правовых отношений имеют методологические аспекты проблемы?

2. Какие общие черты имеет конституционное правоотношение с другими юридическими отношениями?

3. Каков механизм образования конституционных правоотношений?

4. Устранение и преодоление пробелов в сфере конституционной юрисдикции.

5. Дайте понятие конституционного правоотношения.

6. Охарактеризуйте структуру конституционного правоотношения.

7. Что понимается под субъектами конституционного правоотношения? Охарактеризуйте их статус с точки зрения развития государства и права.

8. Следует ли отождествлять понятия «субъекты конституционного права» и «субъекты конституционных правоотношений»?

9. Определите участников конституционно-правовых отношений по конституционному законодательству Республики Беларусь.

10. Существует ли в зарубежных странах специфика относительно круга субъектов конституционно-правовых отношений?

11. Что понимается под объектом конституционно-правового отношения?

12. Что относится к объектам конституционно - правовых отношений по законодательству Республики Беларусь?

13. Влияет ли специфика конституционно – правовых отношений на проблему их классификации?

14. Что понимается под общими и конкретными конституционными правоотношениями?

15. Как различаются конституционные правоотношения по функциональному критерию?

16. В чем различие материальных и процессуальных правоотношений?

17. Что понимается под постоянными и временными правоотношениями?

18. Приведите примеры абсолютных и относительных правоотношений.

19. Что понимается под конституционными правами активного и пассивного типа?

20. Что понимается под правовым состоянием в конституционном праве?

21. Что понимается под материальным (фактическим) содержанием правоотношения?

22. Что понимается под волевым содержанием правоотношения?

23. Что понимается под юридическим содержанием конституционного правоотношения?

24. Охарактеризуйте структуру субъективного конституционного права.

25. Как соотносятся категории «субъективное право» и «законный интерес»?

26. Охарактеризуйте структуру субъективной конституционной обязанности.

27. Чем объясняется специфика юридического факта в конституционном праве?

28. Что Вам известно о классификации юридических фактов?

29. Какие сложные юридические факты имеют место в конституционном праве?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных