Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы (способы) реализации Конституции и норм конституционного права




Вопросам реализации конституционных норм уделялось достаточное внимание в трудах советских ученых. С точки зрения С.А. Авакьяна, реализация норм государственного (тогда использовалась такая терминология) права может происходить самыми различными способами. В связи с этим автор делит нормы на следующие группы: «нормы, имеющие самое общее действие и воплощенные в правовых состояниях; нормы, обращенные к конкретным ситуациям в качестве политических гарантий, и именно в этом заключено их действие, а не в реализации содержащихся в них правил; нормы, применяемые крайне редко из-за отсутствия юридических фактов, т.е. потребности в обращении к данным нормам; нормы, также применяемые редко ввиду исключительности содержащихся в них правил, которые законодатель предлагает применять не часто, даже если для этого возникают поводы; нормы, оставленные в реализации на усмотрение субъектов государственно-правовых отношений, предназначенные для периодического, нерегламентируемого применения; нормы, предназначенные для периодического, но все же регулярного применения, так как они носят более императивный характер по срокам и последствиям; нормы, предназначенные для повседневной реализации в деятельности правоприменяющих субъектов» [3,с.15].

В юридической литературе используются различные классификации форм реализации права, однако наиболее распространено их подразделение в зависимости от характера правореализующих действий субъектов права. По этому признаку-критерию обычно выделяют четыре основные формы реализации права: использование, исполнение, соблюдение, применение. Рассмотрим каждую из них с учетом конституционно-правовой специфики и пониманием того, что «автономность» правореализующих форм относительна, поскольку сами конституционно-правовые нормы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

При использовании субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. В этой форме реализуются преимущественно управомачивающие конституционные нормы. Это - всегда активная форма реализации, поскольку основывается на инициативе субъектов и возможности их широкого усмотрения.

Существует значительное различие в реализации прав гражданами и использовании правомочий государственными органами и должностными лицами. Очевидно, что использование или неиспользование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Это означает, что никто не может принуждать их к использованию своих прав и никто не может нести никакой ответственности за неисполнение этих прав. Примером реализации конституционных норм гражданами может служить осуществление ими своих конституционных прав на объединение (статья 36 Конституции Республики Беларусь); участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ч.1 статьи 37 Конституции Республики Беларусь); направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ч.1 статьи 40 Конституции Республики Беларусь); сохранять свою национальную принадлежность (ч.1 статьи 50 Конституции Республики Беларусь) и т.д.

По-иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами, для которых такая реализация представляет собой не только право, но и обязанность. Например, органы прокуратуры не только вправе, но и обязаны выступать в качестве надзорных инстанций в случаях, определенных статьей 125 Конституции Республики Беларусь. Однако положение статьи 87 Конституции Республики Беларусь, согласно которому «Президент может в любое время подать в отставку», не должно трактоваться аналогичным способом. Здесь речь идет лишь о праве, не совпадающем с юридической обязанностью.

Серьезную проблему представляют ситуации, когда игнорируются различия между «использованием» и «исполнением». Возникающий «разрыв» порождает двусмысленности и ослабляет правореализующую активность соответствующих субъектов. Например, в ч.2 статьи 112 говорится о том, что «если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным». Термины «принимает», «ставит» понимаются неоднозначно среди ученых и практиков. Иногда речь идет о соответствующем праве суда, в других случаях- о подразумеваемой юридической обязанности. Безусловно, правильному разрешению вопроса сопутствует четкая терминология, используемая в Основном Законе. Поэтому, с нашей точки зрения, в цитируемой статье должны быть прописаны утвердительные слова «обязан» либо «должен» (см. статью «О качестве законов [176]).

Использование права чаще всего предполагается в едином контексте с правами и свободами граждан, и в некоторых случаях Основной Закон понятие использования прав и свобод отождествляет с понятием осуществления прав и свобод. Системный анализ конституционных положений позволяет выявить определенные критерии использования гражданами прав и свобод. Во- первых, использование прав и свобод должно осуществляться в полном соответствии с их юридическим и социальным назначением. Во-вторых, использование прав и свобод не должно игнорировать исполнения обязанностей. В-третьих, такая реализация не предполагает, что будут ущемляться права и защищаемые законом интересы других лиц.

При данной форме реализации права у субъектов остается максимальный простор в выборе вариантов своего поведения либо возможность для граждан (не государственных органов) вовсе отказаться от осуществления прав и свобод, хотя подобное неисполнение далеко не всегда имеет нейтральный социально-политический характер, не способствует полноценной реализации конституционных идей и приоритетов. Так, во многих европейских странах широкое распространение получил абсентеизм (когда граждане принимают решение о неучастии в выборах), и поэтому очень важно устанавливать причины, объясняющие это явление. Чаще всего избиратели свое нежелание участвовать в выборах и референдумах мотивируют тем, что их голоса не имеют реального значения при принятии важнейших государственных решений.

Исполнение как форма реализации конституционных норм предусматривается самой Конституцией Республики Беларусь (статьи 2, 58, 125 и др.), она (в отличие от соблюдения) предполагает высокую степень активности субъектов права и ориентирует их на выполнение конституционных установлений, проведение каких-то мероприятий. Посредством данной формы реализуются обязывающие нормы, в ходе чего субъекты выполняют возложенные на них обязательства. Примером такого рода обязанностей могут служить, в частности, конституционные обязанности граждан Республики Беларусь: уплачивать налоги (статья 56 Конституции Республики Беларусь); защищать Родину (статья 57 Конституции Республики Беларусь); исполнять судебные постановления (ч.2 статьи 115 Конституции Республики Беларусь) и др.

Можно сказать, что исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права. За неисполнение норм предусмотрены меры конституционно-правовой ответственности, соответствующие санкции и иные неблагоприятные последствия для соответствующих субъектов.

Соблюдение конституционных норм наряду с исполнением можно отнести к выполнению конституционных требований и установлений. Данная форма выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Здесь наблюдается пассивное поведение субъектов, главное – не совершать деяний, запрещенных конституционными нормами. Термин «соблюдение» редко встречается при изложении конституционных предписаний (статья 52 Конституции Республики Беларусь). Законодатель отдает предпочтение иным лексическим формам, но в основном это связано с ограничением пределов действия государственной власти.

Анализ Конституции позволяет утверждать, что в ней достаточно широко используются запреты для установления соответствующего нормирования деятельности государства как субъекта конституционно- правовых отношений, хотя слово «запрет» может и не употребляться – «никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам» (ч.3 статьи 25), «Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства» (ч.1 статьи 86).

Соблюдение предполагает только правомерное поведение субъектов права, и только при этом условии оно выступает в качестве формы реализации конституционных предписаний. Особенность здесь видится в том, что соблюдение не требует возникновения конкретных правоотношений. Назначение этой формы – не допустить совершения действий, которые могли бы причинить вред личности, обществу, государству.

Применение конституционных норм осуществляется уполномоченными на то субъектами и с соблюдением установленных для этого процедур. Следует особо подчеркнуть, что применение права- не исключительная прерогатива государственных органов и должностных лиц. Субъектами применения конституционных норм могут быть общественные объединения в лице своих органов, а также граждане, выступающие в особом государственно-правовом качестве (избиратели, народные заседатели и др.). Но правоприменительная деятельность этих субъектов может осуществляться лишь по делегированию государства и его органов.

В ходе правоприменения уполномоченные субъекты издают акты индивидуального значения на основе норм права (примерный перечень их установлен статьей 3 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»), решая тем самым конкретные вопросы жизни общества и государства. Неисполнение этих актов влечет за собой государственное принуждение.

Применение конституционных правовых норм осуществляется в форме либо оперативно-исполнительной, либо правоохранительной деятельности. В первом случае речь идет об организации выполнения предписаний правовых норм с помощью индивидуальных актов («Совет Республики избирает шесть судей Конституционного Суда» - п.3 статьи 98 Конституции Республики Беларусь). Во втором подразумевается деятельность, направленная на защиту норм конституционного права от каких-либо нарушений, на применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений («Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами» -ч.2 статьи 122 Конституции Республики Беларусь).

Применение должно способствовать реализации конституционных норм, когда возникает потребность в организующей деятельности уполномоченных субъектов. Большинство норм осуществляется без участия государства посредством соблюдения, исполнения и использования участниками конституционных правоотношений, и лишь применение опирается на специальный аппарат принуждения. Поэтому важным моментом применения конституционных норм является надлежащая правовая квалификация, представляющая собой юридическую оценку всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения конкретного случая к определенным конституционным нормам. Также особую роль в правоприменении играет соблюдение юридической формы и процедуры.

Особенность применения норм в конституционных правоотношениях предполагает, таким образом, активное участие государственной власти в общем процессе реализации положений Основного Закона. Государство не только создатель юридических норм, но и непосредственный участник их осуществления во многих случаях, особенно когда возникает спор о праве, имеются отклонения от правопорядка или прямые нарушения конституционных норм, влекущие применение мер юридической ответственности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных