Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объекты конституционно-правовых отношений




В конституционно-правовом отношении юридическая связь его участников возникает по поводу определённых предметов или явлений,которые принято считать объектами правовых отношений. В конституционном праве они зачастую не материального характера, т. е. не имеют в качестве основания своего возникновения какие-либо вещи, предметы, объекты внешнего мира, как то имеет место, например, в гражданском праве.

По мнению М. Ф. Чудакова, в одних случаях можно легко представить объект конституционного права, в других – достаточно непросто: «Например, если два субъекта федерации определяют статус какого-либо участка земли, его принадлежность, то объектом будет территория – не сама земля как сельскохозяйственный объект или географическое понятие, а территория как политико-юридическое понятие. А, например, при выборах, когда граждане участвуют в голосовании, объектом этого политического действия будет будущая власть, которую предстоит осуществлять избранному ими депутату» [289, с. 29]. Здесь же автор отмечает, что в некоторых случаях даже видные теоретики, говоря об объектах конституционно-правовых отношений, называют их условно или ссылаются на то, что их можно определить с достаточной степени условности, т. е. объекты конституционного права зачастую неосязаемы, не поддаются дефиниции, но в то же время они весьма реальны, потому что из-за них случаются серьёзные споры, конфликты и даже войны.

В советской юридической литературе сама постановка вопроса об объекте конституционно-правового отношения являлась спорной, даже существовала теория «безобъектных отношений» в государственном праве (Ю. Г. Ткаченко).

Авторитетный специалист в области теории права Л. И. Спиридонов отмечает, что «у многих правоотношений в сфере государственного, административного, уголовного, процессуального права материальный объект вообще отсутствует» [258, с. 197]. Более того, учёный при изучении данного вопроса излагает точку зрения, согласно которой устоявшийся подход в науке ошибочен, т. к. в основе его лежит неразличение предмета и объекта.

Аргументируя свою позицию, Л. И. Спиридонов пишет о том [258, с. 195], что объектом согласно его общенаучному пониманию может быть только феномен, который способен реагировать на воздействие субъектов. Но тогда субъективные права и обязанности имеют своим объектом поведение обязанных лиц, ибо только оно способно реагировать на силовое поле права. Вот почему под объектом правоотношения следует понимать поведение обязанного лица, которого требует уполномоченный. Чтобы отличить юридический объект от фактического, в теорию включают понятие «материальный объект», которое как раз и охватывает средства производства, землю, предметы потребления и прочие вещи. Иными словами, если на юридический объект правоотношения воздействуют непосредственно, то на материальный – только через поведение его субъектов.

Большинство авторов всё же сходится во мнении, что под объектом государственно-правовых отношений понимают то, на что направлено конкретное право и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения притязания управомоченного на то лица: территория; действие; имущественные и неимущественные блага; поведение людей и др.

В современной литературе последних лет этот вопрос либо вообще не рассматривается (например, в учебнике М. В. Баглая «Конституционное право Российской Федерации» [11]), либо предлагаются совершенно новые подходы. Так, К. В. Арановский считает, что «основным объектом государственно-правовых отношений следует считать политическую власть, ибо каждый их участник имеет прямой или косвенный интерес, связанный с властью. Он заинтересован в применении власти определённым образом либо в том, чтобы по возможности оградиться от неё» [9, с. 19]. Сторонники выделения конституционного судебного процессуального права в самостоятельную отрасль права (Н. В. Витрук [58], М. С. Саликов [101]) в число объектов конституционно-судебных процессуальных отношений включают нормативные правовые акты, рассматриваемые в конституционном суде на предмет их конституционности.

По мнению В. О. Лучина [118, с. 123], объектами общих конституционных правоотношений выступают высшие социальные ценности, которые получают закрепление в конституционных нормах, принципах, положениях. К их числу он относит основы конституционного строя; человека, его права и свободы; интересы общества и государства; полновластие и самоуправление народа; национальный и государственный суверенитет, федерализм; демократию, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; право и законность; мир и международное сотрудничество и др. Несмотря на то, что В. О. Лучин сам же и уточняет, что перечисленные ценности не составляют строго ранжированную, формализованную систему, нам представляется, что все социальные ценности современного государства в таком перечислении не могут быть рассмотрены в качестве объектов конституционных правоотношений, упорядоченным элементом их структуры.

По нашему мнению, к объектам прав и обязанностей в конституционно-правовых отношениях можно отнести:

1)государственную территорию (ст. 1, 9 Конституции Республики Беларусь и др.);

2) государственную власть (ст. 1, 3, 6, 109 Конституции Республики Беларусь и др.);

3) имущественные и неимущественные блага (ст. 13, 44, 51 Конституции Республики Беларусь и др.);

4) поведение граждан, действия органов государства и общественных объединений (ст. 2, 5, 7, 14 Конституции Республики Беларусь и др.).

Таким образом, отсутствие объекта правоотношения лишает смысла существование самого отношения. Поэтому в обществе не может быть как безсубъектных, так и безобъектных правоотношений. Однако в каждой отрасли имеются свои особые объекты правоотношений, свой собственный порядок их определения и свои особые правила их правового опосредования. Это касается и конституционного права, где речь идёт об объектах, как правило, неовеществлённого характера и встроенных в систему властных отношений. Итак, под объектами конституционно-правовых отношений понимаются предметы или явления, с которыми нормы конституционного права связывают поведение участников конституционно-правовых отношений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных