Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современная национальная политика в Российской Федерации – составная часть обновления общества




 

В России до 1917 г. отсутствовало специальное ведомство, занимающееся национальными вопросами. Как правило, для решения конкретных вопросов в разное время создавались различные высшие комитеты и совещания.

В советский период в ноябре 1917 г. был образован Народный комиссариат по делам национальностей, который возглавлял И.В. Сталин. В задачи Наркомнаца входила организация национальных республик, областей, работа с национальными кадрами, участие в подготовке ряда важнейших документов Советской власти по национальному строительству, проведение среди нерусских народов политической и культурно-просветительской работы.

Народный комиссариат по делам национальностей аккумулировал в себе и вопросы отношений между народами, проживавшими в государстве, и их экономическое и национально-культурное развитие.

В декабре 1922 г., после образования СССР, Наркомнац был упразднен. При Президиуме ВЦИК имелся отдел национальностей. В Центральном комитете партии в двадцатые – тридцатые годы существовал специальный Национальный сектор, работал подотдел национальных меньшинств. При партийных комитетах различных уровней оставалась разветвленная структура национальных секций, практиковались совместные совещания представителей структурных подразделений, ведомств, занимавшихся национальным вопросом. Партийными органами выделялись значительные средства на деятельность национальных издательств, особенно для подготовки литературы для национальных меньшинств.

Последующий период развития СССР характеризовался явными противоречиями. С одной стороны, шел процесс централизации. С другой – увеличилось число национально-территориальных образований, повышался их формальный статус. Идеологические приоритеты правящей партии приводили на практике к нивелировке и игнорированию национальных особенностей в различных регионах Советского Союза.

Огромным испытанием для народов Советского Союза стала Великая Отечественная война 1941–1945 гг. На защиту Родины встали представителей всех национальностей. Все те, кто непосредственно участвовал в войне, говорили о том, что выстоять на фронте, вынести тяготы оккупации, тяжелого труда в тылу помогало в огромной мере межнациональное согласие народов всей страны.

На счету наших народов немало заслуг в сфере преобразований экономики и культуры, вместе с тем немало им пришлось испытать и лишений от той зачастую неконструктивной государственной политики, которая проводилась продолжительное время и в предвоенные годы, и в послевоенный период.

Несомненно, распад Союза, события, связанные с этой акцией вызвали к жизни многие социальные изменения, которые не могли не касаться и вопросов межнациональных отношений, с учётом существующих традиций, обычаев, языка народов, их верований.

К основным проблемам в сфере национальных отношений относятся: развитие федеративных отношений при обеспечении самостоятельности субъектов РФ, муниципальных образований и укреплении целостности Российского государства; развитие национальных структур и языков народов Российской Федерации, духовной общности многонационального народа России, сложившейся благодаря объединяющей роли русского народа; политическая и правовая защита малочисленных народов и. национальных групп, прежде всего северных народностей, находящихся в наиболее неблагоприятных условиях давления на их самобытные культуры техногенной цивилизации; достижение и поддержка стабильности, прочного, мира на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию их связей с Россией; укрепление межгосударственных связей со странами СНГ, другими государствами, входившими в состав СССР; выработка осмысленной системной политики в сфере национальных отношений.

Благоприятный климат в сфере национальных отношений напрямую связан с выбором оптимальной модели государственного, устройства страны, поскольку именно в государственном устройстве коренятся фундаментальные национальные интересы, прежде всего те, что связаны с политико-правовым статусом территорий проживания национальных общностей. Своеобразие России заключается не только в факте многочисленности самобытных российских народов, но и в том, что целый ряд из них компактно проживают в местах своего традиционного расселения, считая их собственной национальной территорией. Названное обстоятельство предопределяет стремление данных народов к обретению форм собственной внутрироссийской государственности или национально-административного самоуправления[121] и находит выражение в выборе Россией федеративной модели государственного устройства.

Оптимизация государственного устройства России на основе принципов федерализма находится в числе приоритетных задач внутренней политики страны. Этот процесс преследует цели укрепления Российского государства через укрепление, субъектов Федерации при учете особенностей разных групп последних. Поэтому Российская Федерация строится на сочетании территориального и национально-территориального принципов. В качестве субъектов Российской Федерации выделяются территориально-государственные (края, области, города федерального значения) и национально-государственные (республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа) образования. Достижение равенства всех субъектов Федерации в отношениях с федеральным центром не отменяет закрепления за нaциональными субъектами Федерации особых прав, проистекающих из необходимости выражения этими субъектами интересов отдельных российских народов[122]. Следовательно, еще одним принципом национально-государственной политики остается развитие Российской Федерации как федерации асимметричной, включаю щей в себя субъектов разного типа и с разным политико-правовым статусом.

Пока не получили широкого распространения формы национально-административного самоуправления. Требует совершенствования законодательство о национальных районах, селах, пoceлках. Эти политико-территориальные институты особенно перспективны в деле реализации интересов малочисленных северных народностей. Северные народности сочетают в себе черты самостоятельных национальных общностей и национальных меньшинств. С одной стороны, как народности они укоренены в местах своего территориального расселения и хозяйствования. С другой – в силу малочисленности они являются отдельными небольшими общинами среди остального населения, составляя меньшинство на собственной территории. Поэтому для самоорганизации территориальных общин малочисленных народностей более удобны формы национально-административного самоуправления, объединяющие отдельные признаки государственности и национально-культурной автономии.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации[123] провозглашает, что в отношении северных народностей на первый план выступают социальные проблемы и проблемы сохранения их языков и культур, которые должны решаться на основе специальных программ. Необходимо законодательное отражение особенностей бюджетной системы, приватизации, налогообложения, предпринимательской деятельности, участия иностранных инвесторов в освоении природных ресурсов, традиционного использования промысловых угодий и пастбищ.

В настоящее время государство предпринимает определенные шаги по развитию институтов национально-культурной автономии. Национально-культурная автономия позволяет гражданам, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности к малочисленным дисперсно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. Формами национально-культурной автономии выступают национальные общественные объединения, землячества, национальные средства массовой информации, образовательные учреждения разного типа, учреждения культуры.

Одной из составляющих современной национальной политики является государственная поддержка соотечественников за рубежом. Такая поддержка необходима прежде всего этническим россиянам, проживающим в странах СНГ и Балтии. На этом направлении государство ставит перед собой задачу создания с помощью межгосударственных договоренностей условий для свободы передвижения людей, гуманитарных контактов, гарантирования прав собственности этнических россиян, их прав в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. Надо иметь в виду, что такая цивилизованная помощь соотечественникам, проживающим за рубежом, в деле их самоорганизации, повышения национального самочувствия и социального статуса расширяет возможности государства для политического маневра на международной арене.

Еще одним разделом национальной политики государства является национально-языковая политика, что не случайно. Язык не просто элемент любой национальной культуры. Он всегда средоточие всех иных культурных форм жизнедеятельности и творчества людей. Следовательно, без осмысленной планомерной заботы о национальных языках невозможны оздоровление национальных отношений и рост национальных культур. Задача государства заключается не в подмене усилий самих национальных общностей, а в оказании им посильной помощи, в частности в нормативном упорядочении языковых отношений, прежде всего в сфере обращения массовой информации.

Связывая языковые отношения с правами человека, федеральный законодатель ввел категорию «языкового суверенитета», под которым он понимает совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения[124]. Государство берет на себя обязательство по гарантированию языкового суверенитета каждого российского народа независимо от его численности, каждого индивида независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой, пола, образования, отношения к религии, места проживания.

Русский язык как основное средство межнационального общения российских народов является государственным языком Российской Федерации. В то же время республики в составе РФ вправе вводить на своих территориях наряду с русским языком собственные государственные языки. Статус вторых государственных языков получают в республиках языки титульных народов, давших имя своим республикам. Закрепление данного права за республиками логично, поскольку они фактически и юридически являются внутрироссийскими национальными государствами.

В местах компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик в составе РФ в официальных сферах общения может использоваться язык населения данных местностей.

Важным способом государственной поддержки национальных языков служат государственные программы по их сохранению и развитию. Так, Правительством РФ разработана и утверждена федеральная целевая программа «Русский язык», предусматривающая развитие русского языка как государственного языка страны, как национального языка русского народа, как мирового языка[125].

Истекший период с начала 1990-х гг. свидетельствует о том, что многое удалось сделать, однако и сегодня перед государственными структурами, как и перед органами власти субъектов РФ возникает немало проблем.

Современное развитие национальных процессов вызывает к жизни необходимость серьёзного отношения к этнополитическим проблемам развития российского общества. Обеспечение равенства всех национальных общностей в российском государстве в условиях выстраивания федеративных отношений по вектору «центр – субъект» вполне реальная задача при условии формирования единого правового пространства, развития системы законов регулирования межнациональных отношений.

Создание специализированных органов власти и управления диктуется объективными и субъективными обстоятельствами: повышением роли этнического фактора в жизнедеятельности общества и в то же время – субъективными представлениями о действенных механизмах реализации важнейших функций управления данными процессами в каждый конкретный период со стороны принимающих решения.

Вероятно, формы управления в сфере межнациональных отношений не могут быть универсальными. Но, во всяком случае, структура управления должна строиться с учетом основополагающих функций национальной политики, таких как:

- функция целеполагания, которая состоит из общенациональной идеи,

- идеологии государственного управления в полиэтническом сообществе, выработки программ деятельности, направленных на гармонизацию национальных отношений в государстве;

- координирующая функция, направленная на взаимодействие деятельности социальных и политических институтов, общественных групп, национальных организаций и движений, групп населения и так далее;

- функция интеграции, сближения национально-этнических общностей, их коренных интересов и целей;

- функция разрешения межнациональных противоречий, выработки эффективных путей и методов урегулирования межэтнических конфликтов;

- прогностическая функция, включающая разработку превентивных мер по предотвращению возможных осложнений и обострений этнополитической ситуации в стране, регионе;

- функция социализации, воспитания людей в духе интернационализма, толерантности, уважения национального достоинства каждого, демократической культуры межнационального общения, непримиримости к проявлениям национализма.

Первостепенное предназначение национальной политики состоит в том, чтобы быть консолидирующим фактором в обществе. Когда определена стратегия и на региональном уровне, учитывающая специфику регионов, на первый план как раз выдвигается координирующая роль государственных органов власти в реализации национальной политики. Иначе сложно добиться воплощения общегосударственной линии и региональных подходов в данной области, равно как и эффективного взаимодействия органов государственной власти и многочисленных структур гражданского общества, обеспечения стабильности, межнационального мира и согласия.

В последние годы национальная политика успешно осуществляется субъектами РФ. Примером активной деятельности в сфере национальной политики является Свердловская область.

Специфическими чертами этнической и общественно-политической структуры Свердловской области является многонациональность ее населения (представители более 140 национальностей) и высокая развитость общественного сектора – в области насчитывается около 2.500 общественных организаций, объединений, движений, около 90 из них работают в сфере межнациональных отношений, будучи зарегистрированными как национально-культурные автономии НКА), национально-культурные общества (НКО), центры национальной культуры, землячества, общины. В течение многих десятилетий складывались традиции межэтнического и межконфессионального согласия и мира, накоплены формы и методы совместной работы по сохранению и развитию национальных культур, языка, традиций.

Стержнем взаимоотношений государственной власти и национальной общественности стали «Основные направления национальной политики в Свердловской области», утвержденные Указом Губернатора №335 от 3 сентября 1996 г. В них содержатся концептуальные подходы государственной власти к решению задач национально-культурного развития, намечены основные пути сотрудничества власти и общества в деле сохранения социального и национального мира в Свердловской области.

Основными формами существования национально-культурных сообществ являются национально-культурные общественные объединения. На территории области насчитывается 22 организации татар, 10 организаций немцев, 6 организаций башкир, 3 – белорусов, созданы и функционируют организации армян, азербайджанцев, греков, украинцев, цыган и др.

В заключении скажем, что новая национальная политика не может быть провозглашена декретом, для нее потребуется новая концепция, новые научно-теоретические и технические подходы, от унификации образовательного пространства (прежде всего в гуманитарной сфере) до изменений в политики государственных СМИ. Осмысленная национальная политика не просто помогает своим гражданам дать ответы на вопросы: «Кто мы? Откуда? Куда идем?», но и дает имя самому государству и объясняет исторический и актуальный смысл его существования.

ГЛАВА 8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных