ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3(4 ч.) Функциональные стили современного русского языка (понятие стиля; разговорная речь и книжные стили). Официально-деловой стиль (сфера функционирования ОДС, его экстралингвистические и языковые особенности; его подстили и жанры) Стилистика – раздел языкознания, в котором рассматриваются закономерности использования средств языка в процессе коммуникации. Базовым понятием функциональной стилистики является понятие стиля. Традиционно в современных развитых национальных языках выделяют три стиля – нейтральный, высокий и низкий. Прообраз теории трех стилей зародился в Римской империи. Латинский язык Древнего Рима объединял 1) urbanitas – речь самого города Рима (Urbs), считавшуюся образцом, речь свободных граждан, нерабов; 2) rusticitas (от rusticus – ‘деревенский, сельский’) – речь жителей сельской местности, не вполне правильную, «неотесанную»; 3) peregrinitas (от peregrinus – ‘чужеземный’) – речь граждан отдаленных римских провинций, воспринимавшуюся римлянами как неправильная и превратившуюся при контактах с местными языками в вульгарную латынь, из которой впоследствии стали развиваться романские языки. Таким образом, в основе этой древней классификации стилей лежит региональный критерий. Другим источником теории трех стилей явились три основных жанра в словесности – «низкий», «средний» и «высокий», заимствованных у греков. В Риме они обычно ассоциировались с тремя различными жанровыми циклами произведений Вергилия (I в. до н.э.) – «Буколики» («пастушеские стихотворения»), «Георгики» («земледельческие стихотворения»), «Энеида» – героическая эпическая поэма. Соответственно трем жанрам не только слова, но и обозначаемые ими предметы, а также и имена собственные должны были быть различны. Научные основы русской стилистики – «теория трех (высокого, среднего и низкого) штилей» – были разработаны М.В.Ломоносовым и опирались на ведущие тенденции русского литературного языка того периода. Ломоносов выделил высокий, средний и низкий стили русского языка. Дальнейшее развитие стилистики пошло по двум направлениям: 1) углубленное изучение поэтического языка; 2) исследование дифференциации литературного языка по стилям и самих стилей, которая получила название «функциональная стилистика». Функциональная стилистика – раздел языкознания, в котором исследуется дифференциация литературного языка по его исторически сложившимся разновидностям (функциональным стилям). Функциональная стилистикавырабатывает общие принципы типологии, классификации и выделения основных функциональных стилей литературного языка; определяет их экстралингвистические стилеобразующие факторы, иерархию и взаимодействие стилей внутри литературного языка; использование и принципы организации речевых средств в рамках определенного функционально-стилевого единства. Функциональный стиль – разновидность языка, закрепленная за определенной социально-коммуникативной сферой и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка лексикой, грамматикой, фонетикой. В основу формирования функционального стиля положены следующие параметры: - цель, которая ставится говорящим, пишущим; - обстановка, условия, в которых происходит общение; - индивидуальные особенности коммуникантов; - тема (в меньшей степени); - форма речи (устная или письменная). Стилеобразующими факторами здесь являются формы общественного сознания (ср., например, записку студента студенту и записку визиря халифу), социальных отношений, виды производственной и др. деятельности. Особую роль играет автор речи (частное лицо, государственное лицо, официальное лицо, государственное учреждение, неформальная организация) и адресат (собеседник, массовая аудитория), тематика общения, целевая установка (реклама, приказ, ходатайство). Многообразие стилеобразующих факторов предопределяет существование большого количества функциональных стилей. Функциональный стиль – категория социальная и историческая, зависящая от социально изменяющихся условий использования языка. Системы функциональных стилей различны в различных языках и в разные эпохи существования одного языка.
Современный русский литературный язык многофункционален, то есть используется в различных сферах деятельности человека. В связи с этим средства литературного языка (лексика, грамматические конструкции и т. д.) функционально разграничены: одни употребляются в одних ситуациях общения, другие – в других. Поэтому литературный язык делится на две функциональные разновидности: разговорную и книжную. В соответствии с этим выделяется разговорный стиль (разговорная речь) и книжные стили. а) Разговорная речь,илиразговорная разновидность литературного языка, используется, как правило, в ситуациях непринужденного обиходно-бытового общения. Основные черты, свойственные разговорной речи: - устная форма выражения (но: записки, СМС, форумы-чаты); - реализация преимущественно в виде диалога; - неподготовленность, незапланированность, самопроизвольность; - непосредственный контакт между коммуникантами (но: выше + телефон). Лексические и грамматические нормы в разговорной речи представляют собой результат речевой традиции и определяются уместностью употребления какого-либо слова, выражения, грамматической конструкции в той или иной ситуации. б) Книжный язык – вторая функциональная разновидность литературного языка. Его основные черты – преимущественно письменная форма выражения и реализация в виде монолога. Именно из-за письменной формы выражения эта функциональная разновидность и получила название «книжный язык», то есть язык, используемый в книгах. Главное свойство книжного языка – это свойство сохранять текст и тем самым служить средством связи между поколениями. С помощью книжного языка осуществляются все виды непрямой коммуникации. В нем есть все средства, необходимые для разнообразных целей коммуникации, для выражения абстрактных понятий и отношений. Функции книжного языка многочисленны и с развитием общества все усложняются. Поскольку книжный язык обслуживает разные сферы жизни общества, он подразделяется на несколько функциональных стилей. В книжном языке существует три основных функциональных стиля: научный, официально-деловой, публицистический. К этой же группе ряд исследователей относит стиль (язык) художественной литературы. Каждый функциональный стиль реализуется в речевых жанрах. Жанр – это конкретный вид текстов, обладающих специфическими чертами, отличающими жанры друг от друга, но в то же время и общностью, которая обусловлена тем, что определенные группы жанров принадлежат одному функциональному стилю. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|