Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объективная характеристика аудитории




Римма Алексеевна Иванова

30 сент с 14 до 19 паспорт,сертификат о прививках, полис. Ул. Хлопина, д.11

Заверять справки на Хлопина, в теч 3 дней после получения

Тараканова Тамара Сергеевна – куратор

 

Лекция 1. Введение в риторику.

Определение риторики

Общая и частная риторика

Личностная прадигма оратора

Античный риторический канон

Предмет и концепция речи

Источники накопления информации

Ситуация речи

Тема речи

Предмет риторики – умение вести диалог, дискуссию в различных ситуациях, построить монолог, преднахначенный для конкретной аудирорией, уметь добиться принятия своих идей аудиторией. Способствует развитию коммуникационных навыков и умений.

Античная традиция. Аристотель, Цицерон.

Первое определение риторики – в Древней Греции. Способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета, т.е. такой взгляд на риторику оформлял ее как… Исократ, Гермагор, Апполодор и т.д.

В Римской традиции р считалась наукой о хорошей речи. Вкладывалось требование убедительности речи, к словенсому оформлению. Красивость высказывания становится основным мерилом красноречия. Распространилось представление о р, как о напыщенном, внешне красивом, но малосодержательном произведении речи (пустая риторика). Выработалось негативное отношение к этому предмету.

Риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней, и в целях получения желаемое эффекта.

Общая и частная риторика.

К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью.

Частные риторики касаются специфики применения этих общих принципов в определенной сфере общения. Все многообразие частных р делится на гомилетику и ораторику.

Гомилетика предполагает возможность многократного воздействия на одну и ту же аудиторию (церковные, академические речи, пропаганда СМИ).

Ораторика рассчитана на однократное воздействие на аудиторию (судебная речь). Подразделяется на судебное красноречие, бытовое и социально-политическое красноречие. Социально-политическое красноречие подразделяется на административную риторику, дипломатическую риторику, парламентскую риторику.

Риторика потеряла свой универсальный характер, не может претендовать на всю речь, а только на речи созданные с определенной целью, для определенной аудитории. Наиболее актуальными и востребованными являются административна, коммерческая и судебная частные риторики. Для деловой речи имеет отдельное значение.

Для культуры общества первичен диалог.

Личностная прадигма оратора.

Ленин, Гитлер.

Основные составляющие ораторской деятельности:

-этос – этическая основа

-логос – идея, содержательная (логическая) сторона речи

-пафос – психологическая сторона речи, средство воздействия на аудиторию.

В общей р изучаются условия этической оценки образа ритора аудиторией по результатам речи.

В частной р изучаются приема аргументации, свойственные конкретным видам словесности.

В общей р изучается метод построения аргументации в любых видах слова. Что касается пафоса, эмоции, которые ритор формирует в аудитории и эмоциональный образ речи тесно связаны. В общей р изучаются технические приемы создания литературного пафоса и риторических эмоций.

Основной критерий отличия нравственного оратора заключается в следующем:

-Сила чувств

-Убедительность

-Желание общего блага

Стремление к общему благу определяется оценкой ценностно-нравственной ориентации оратора. Через этос осуществляется воздействие внутреннего мира говорящего на внутр мир слушателя.

Античные риторические каноны.

Целью риторической деят является создание публичного высказ-я, принятого воздействовать на аудиторию.

План работы:

1. Изобретение (инвенция) – работа над мыслью речи, т.е. отбор содержания будущего выступления. (Что сказать?)

2. Расположение (диспозиция) – представляет собой работу над композицией речи (Где сказать?)

3. Выражение (элокуция) – этап редактирования речи (Как сказать?)

4. Запоминание (мемория) – технический этап подготовки (Как донести текст до слушателя?)

5. Произнесение (акция) – общение оратора с аудиторией – кульминация ораторской деятельности

6. Рефлексия – оратор размышляет над своей речью, анализирует ее.

1, 2, 3, 4 – докоммуникативный этап

5 – коммуникативный

6 – посткоммуникативный

Предмет и концепция речи.

Начинать с определения и концепции собственного выступления. Простое перечисление проблем не даст нужного эффекта. Соблюдать последовательность процедур создания замысла речи. Как правило, процесс созд речи должен начинаться с вопросов, которые оратор задает сам себе: определить интересы аудитории/свои. На пересеч этих 2 линий определяется предмет выступления. Постановка таких вопросов поможет выявить проблему, подлежащую обсуждению. Проблема представляет собой положение, содержание которого отражает важную практическую или теоретическую задачу, требующую исследования и разрешения. Если проблема выявлена правильно - выступ будет правильным и убедительным, и наоборот. Изучив проблему, выбираем в ее рамках конкретный предмет (фрагмент) речи. Аргументы всегда должны быть убедительными, достаточно оснащенными новыми данными и достаточно критичными.

Источники накопления информации.

Зависят от характера и предмета речи. Чаще всего необходимо использ неск источников. Нужно думать что потребуется знать, чтобы развить тему, какие источ важнее.

1. Если предмет речи касается личного опыта – главн источником инф-ии могут быть наблюдения и размышления оратора

2. Если проблема затрагивает большое кол-во людей или касается структур, к которым лично вы не имеете отношения – основ источником информации могут стать беседы с др людьми

3. Во всех случаях, когда речь не идет о неизвестном и непростом оратору предмете – необходимо обращаться к литер-ре. Изуч лит-ры следует начинать с биографии. Преимущество – новинками. Из ранних изданий – наиболее авторитетные, фундаментальные труды. Знать нужно больше того, что собираетесь сказать. Всегда нужно знать позиции за и против.

Ситуация речи.

Параллельно с выработкой концепции оратор долж размышл над ситуац общ-я. Повод по которому собрались люди и которому речь должна соответсв.

Речевая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, создающих такие отношения между ее участниками, которые требуют от них определенных речевых действий. Форма разворачивания мысли или речевой жанр. Т.е. мы соотносим собственные высказывания с реальной событийной ситуацией, это происходит потому что в нашем сознании хранятся исторически сложившиеся стериотипные представления относительно правильной речи в определенных состояниях, т.е. относительно ее уместности.

Риторическая модель ситуации включает в себя следующие компоненты:

· Установл принадлежности оратора и аудитории к определенной социально-истор общности – важен при анализе речей, относящ к др времени/общности

· Повод собрания (речевое событие) – всегда выделяются крупные действия, которые обслуживаются устойчивыми комплексами речевых жанров и имеющих традиционную или спец устанавливаемую структуру – научная конф/дебаты/митинг и т.п. Каждое реч событие характериз собственным составом конмпонентом ситуац общ-я и единой коммуникативной направленностью. Основные специф признаки реч события: степень официальности, степ организованности

· Настроенность аудитории на общение – наличие или отсутствие запроса на информ-ию. Конвенциальные и инициативные речи. Конв предполагают наличие запроса за инф или по крайн мере располож слушателей к общ-ю. В этом случ не требуется привлекать доп усилия для привеч вним-я ауд(лекция, рабоч. собрание). Иниц речи рассчитывают на незаинтересованного слушателя, поэтому они должны содерж элементы, направ на привлеч внимания(реклама, обращения на митинге и т.п.).

· Внешние обстоятельства – когда и где произносится речь

· События, способствующие/мешающие процессу связывания оратора с ауд

Тема речи

Определяется в процессе выраб концепции и с учетом ситуации общ-я. Четкое и конкретное формулирование темы облегчит последующую работу. Поможет сосредоточится на нужном аспекте. Формулировка темы предполагает чтобы она была интересной (созд рекламный заголовок).

Требования к выбору темы:

1. Тема должна быть актуальной и интересной как для орат, так и для ауд

2. Тема должна быть сформулир как можно более узко и конкретно (для коротк выступл)

3. Поставл проблема должна иметь решение и находится в компетенции аудитории. Ставить вопросы, от обсужд которых предполаг практич польза

Лекция 2. Портрет аудитории

Объективная характеристика аудитории






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных