Задачи риторики. Исторические изменения предмета риторики.
Задачи риторики:
- выработать самостоятельный и обоснованный взгляд на предмет
- сформулировать речевые умения
- отстаивать свою точку зрения, разъяснять ее обоснованно, связно и доходчиво
- исследовать приему и способы рассуждения, с помощью которых удается убедить человека в необходимости или целесообразности принятия каких-либо утверждений.
Предметом современной общей риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
Как и любая наука, риторика с ростом развития современного общества имела свои, так скажем, этапы развития.
1. Первый этап заключается в Софистике и противостоящему их идеям Сократу. Софисты изучали психологическое воздействие речи на слушателей, применение стилистических средств украшения речи, разработали теорию красноречия. А Сократ развивал диалог в разных его формах, ставил на первое место логическое доказательство, ибо «верная мысль рождает верное деяние».
Разработаны пять основных компонентов риторики, которые в сумме составляют классический риторический канон.
2. Платон. Он четко определил композицию речи и ее части. Это можно представить в виде следующей схемы:
Вступление
Изложение
Доказательство
Выводы
Конечно, это сыграло свою роль. Это определение дополняет риторику, следовательно, вносит изменения в нее.
3. Аристотель.
Открытие теории аргументации, открытие всевозможных приемов убеждения относительно каждого предмета. Выделение 3 родов речи: совещательные, судебные, хвалебные, что явилось первой классификацией риторики.
4. Цицерон. Систематизирует все накопленные человечеством знания о риторике и придерживается следующей схемы:
Доказать истинность фактов
Доставить эстетическое удовольствие
Воздействовать
5. Квинтилиан. Рассматривал науку как способность хорошо говорить и силе убеждать.
Разработал 8-часовую композицию.
Обращение
(привлечь внимание аудитории и раположить к себе)
Именование темы
(Ритор называет тему своей речи, настраивает аудиторию на предмет, заставляет вспомнить то, что им известно и готовит к углублению темы)
Повествование
(дается история предмета, его состояние на сегодняшний день)
Доказательство
(должно состоять из логических аргументов, помогающие решить проблемы темы)
Опровержение
(допускается иная точка зрения на предмет, которую оратор и опровергает)
Воззвание
(сосредоточено на обращении к чувствам слушателей)
Заключение.
Данная композиция используется и в наше время.
6. Ломоносов. («Краткое руководство к русскому красноречию»). Данная риторика представляет собой фундаментальный научный труд, который повлиял как на развитие общества так и на развитие риторики.
Эта риторика стала настольной книгой для всех образовательных учреждений, что принесло Ломоносову славу.
Его мысли и работы развивали другие ученные такие как: Сперанский, Рижский и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|