ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Русская риторика. Этапы развития.Первый период развития русской риторики - риторика Древней Руси и доломоносовского периода. Развитию риторики способствовал образ жизни славян, их культурные традиции и обычаи. Все важнейшие вопросы, связанные с заключением войны и мира, установлением гражданского согласия, развитием торговых отношений, решались на городских площадях, куда сходились все жители. Грамотность в Древней Руси не была привилегией только представителей господствующего класса. По словам профессора В.А. Якимова из его книги «О красноречии в России до Ломоносова» (1838) крупные деятели Древней Руси умели и сильно чувствовать, и ярко выражать свои чувства. Золотым веком древнерусского красноречия считается XII в. В это время появляется знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха; «Слово Даниила Заточника»; выдающийся памятник культуры «Слово о полку Игореве». Крупным древнерусским оратором был Кирилл Туровский. Его поучения и проповеди — великолепные образцы красноречия. «Достопамятный вития наш XII века», «воссиявший паче всех на Руси», — так говорили о нем современники. Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях» (во втором десятилетии XVII в.). Это произведение состояло из семи глав, в каждой из которых соответствующая наука («мудрость»), а именно: грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия — представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т.д. Это сочинение стало основой первых русских учебников по теории красноречия! Наиболее ранние списки первой русской «Риторики» относятся к 1620 г. Книга пользовалась большой популярностью, ее знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником в России. Известны 36 записей этой работы. «Риторика» состоит из двух книг: «Об изобретении дел» (дается определение ритору, риторике, описываются «обязанности» ритора, подробно рассматривается «изобретение» речи, создание доказательств в четырех родах речи: учебном, совещательном, хвалебном и судебном; рекомендуются приемы к возбуждению страстей) и «Об украшении слова»(учение о тропах, рассматривает фигуры речи, говорит о подражании образцовым риторам и умелом использовании стилей речи). Значительное количество риторик появилось в эпоху петровских преобразований, в конце XVII - начале XVIII века. Наиболее известные среди них: «Риторика» Михаила Усачева (1699); «Риторическая рука» Стефана Яворского (1698, перевод Федора Поликарпова - 1705); риторики Андрея Белобоцкого; «Старообрядческая Риторика» в 5 беседах (1706-1712). Известны также труды выдающегося государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника Петра I Феофана Прокоповича (1681—1736). В его сочинениях содержится много практических рекомендаций и советов для ораторов. Например, в одной из своих работ он пишет: «… для ясности описания следует избегать двусмысленных слов и выражений, излишней изощренности, частых острот и нагромождения лиц и предметов. Для всех описаний общими и главнейшими являются два достоинства: ясность и краткость, причем та и другая способствуют наглядности предмета». Российская риторика ломоносовского периода Значительный шаг вперед сделала риторика ломоносовского периода. Огромную роль в развитии риторики сыграл сам М.В. Ломоносов, которого Н.М. Карамзин назвал «отцом российского красноречия». Первую краткую риторику он написал предположительно в 1743 г. Она называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия». Однако этот вариант был отвергнут академиками-немцами. Так, Г.Ф. Миллер при рассмотрении рукописи заявил: «Я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить ее материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить ее Академии». Но М.В. Ломоносов «ослушался» и свою вторую, риторику «Краткое руководство к красноречию» тоже написал по-русски, простым, доходчивым и образным языком. Первое печатное издание этой «Риторики» появилось в 1748 г. «Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVII в., но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией. «Риторика» содержит традиционные разделы: об изобретении, об украшении, о расположении, но в их рамках Ломоносов высказывает много новаторских идей — о классификации стилей, о взаимоотношениях русского и церковно-славянского языка, об особенностях национального языка и др. Сочинение Ломоносова стало настольной книгой образованных читателей XVII века и принесло ученому громкую славу. Книга считалась одной из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что «купцы (книготорговцы) беспрестанно спрашивают» «Риторику» Ломоносова. В XVIII веке она выдержала семь изданий (последнее — в 1797 г.), в начале XIX века - два (1805г. и 1810 г.). Мысли основателя отечественной риторики в той или иной мере развивали передовые общественные деятели, ученые, педагоги. Были изданы и другие работы по риторике. В конце XVIII — начале XIX вв. сложилась риторическая школа Российской Академии, а затем и университетская школа красноречия. Появился целый ряд значительных сочинений по риторике. Например, заслуживает внимания работа известного государственного и политического деятеля М.М. Сперанского. В 1792 г. им был написан курс словесности, который он читал в Петербургской духовной академии. В 1844 году (через пять лет после смерти автора) эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». Особое значение М.М. Сперанский придавал эмоциональности речи. Значительное место в его работе относится описанию экспрессивности в слове и анализу природы «страстей». Большое внимание он уделил стилистике индивидуальной речи, изложил собственную концепцию теории слога, в чем проявилась самобытность его сочинения. М.М. Сперанский советовал развивать собственное красноречие изучением правил, чтением образцов и упражнениями в сочинении. Большой вклад внес М.М. Сперанский в развитие делового стиля русского литературного языка. Значительное место в истории отечественной науки о красноречии занимает «Риторика» первого ректора Харьковского университета, доктора философии И.С. Рижского, написанная в 1796 году. По этому учебнику обучалось несколько поколений трех ведущих университетов страны Московского, Казанского и Харьковского. Свои представления об ораторском искусстве И.С Рижский самым тесным образом связывает с проблемами стилистики и правильности речи, что было чрезвычайно актуальным для конца XVIII века. Достоинством риторики И.С. Рижского является непосредственная связь с языковой практикой деятелей XVIII века (поэтов, прозаиков, ученых). Изложение теоретического материала сопровождается прекрасными литературными иллюстрациями — примерами из произведений Державина, Карамзина и других литераторов того времени. Период расцвета русской риторики Первая половина XIX века считается временем расцвета русской риторики. В этот период появляется около шестнадцати риторик широкой теоретической и практической ориентации, основной пафос которых был направлен на определение принципов организации прозаических текстов. Характерной особенностью русской риторики того времени было деление ее на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, правила появления, расположения и выражения мыслей, а частная риторика описывала прозу, конкретные ее виды и разновидности. Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича, К.П. Зеленского и др. А.Ф. Мерзляков, профессор Московского университета, заведующий кафедрой российского красноречия и поэзии, в своей «Краткой риторике» (1809 г.) первым представил многообразие родов и видов словесности: 1) письма; 2) диалоги; 3) учебные сочинения; 4) история (характеры, биографии, романы, подлинная история); 5) речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические). Основное внимание уделяет слогу. Автором популярных учебников «Общая риторика» (10 изданий: 1829—1849) и «Частная риторика» (7 изданий: 1832-1849) был Н.Ф. Кошанский, филолог, переводчик, профессор русской и латинской словесности Императорского Царскосельского лицея (с 1811 по 1828 гг.). Его лекции слушал А.С. Пушкин. В «Общей риторике» значительное место в книге занимают рассуждения о стиле, который автор именует слогом. «Слог должен быть приличен предмету: простой предмет требует простого слога, важный возвышенного... Но если высокое пишется низким или низкое высоким слогом, то сочинение называется забавным, шуточным», - пишет он. В «Частной риторике» описываются пять видов красноречия: «письма», «разговоры», «повествование», «ораторство», «ученость». Анализируя красноречие истинное и мнимое, автор делает вывод: «Истинно красноречивым может называться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели». А.И. Галичу, преподавателю Императорского Царскосельского лицея, одному из первых представителей философской кафедры в Петербургском университете, принадлежит одно из фундаментальных исследований — «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (1830). Работа состоит из двух разделов: «Словесное витийство» и «Витийство телесное». Автор характеризует общие свойства «совершенного, или ораторского языка». Это чистота, правильность, ясность, определенность и точность, единство, сила и выразительность, благозвучие. А.И. Галич предлагает свою классификацию стилей («родов слога»): 1) сухой; 2) простодушный, безыскусственный; 3) цветущий, щеголеватый; 4) растянутый, обильный; 5) сжатый; 6) пылкий, страстный (патетический), увлекающий, стремительный. Ко второй половине 40-х годов XIX в. относятся наиболее значительные работы К.П. Зеленецкого, профессора Ришельевского лицея в Одессе, которые стали солидными учебными пособиями для гимназий и университетов: «Исследования о риторике...» (1846); книги «Курса русской словесности» — «I. Общая риторика», «II. Частная риторика», «III. Пиитика»; «История русской литературы для учащихся» (все опубликованы в 1849 г. К. П. Зеленецкий уделяет большое внимание таким вопросам: «Различные роды речи по способу ее изложения», «О чистоте письменной речи русской в лексическом отношении», «О практических занятиях русским языком» и др. Следующий этап развития русской риторики приходится на 60-е годы 19 века. В 60-х годах XIX в. после проведения в жизнь судебной реформы 1864 г. начинается бурное развитие русского судебного красноречия. Речи выдающихся русских юристов — К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, А.Ф. Кони, Ф.И. Плевако, В. Д. Спасовича, А.И. Урусова и многих других — обладали огромной силой воздействия, приковывали внимание широкой общественности. Появляется большое количество работ по теории и практике судебного красноречия, например: «Русское судебное красноречие» К.К. Арсеньева; «Аdvocatus miles» (Пособие для уголовной защиты) Л.Е. Владимирова; «Речь прокурора на суде по делам уголовным» М.Ф. Громницкого; «Речь государственного обвинителя в уголовном суде» А. Левенстима; «Судебноекрасноречие» К.Л. Луцкова; «Нравственные начала в уголовном процессе» (общие черты судебной этики) А.Ф. Кони; «Речи сторон в уголовном процессе» А.Г. Тимофеева и др. Особо следует выделить труд опытного судебного деятеля П. С. Пороховщикова «Искусство речи на суде», изданный в 1910 г. под псевдонимом П. Сергеич. Содержание книги составляют следующие главы: «О слоге», «Цветы красноречия», «Меditatiо», «О психологии в речи», «Предварительная обработка речи», «Судебное следствие», «Искусство спора на суде», «О пафосе», «Заключительные замечания». В них сформулированы принципы судебной деятельности, описаны разнообразные приемы создания речи, даются советы и рекомендации, как поступать судебному оратору в той или иной ситуации, много внимания уделяется его языковому мастерству. «Чтобы быть настоящим обвинителем или защитником на суде, надо уметь говорить», — так автор начинает свою книгу. Подчеркнем, что она не потеряла своей актуальности и сегодня. Многие приведенные в книге правила и установки рекомендуют использовать в юридической практике и известные современные специалисты-психологи, а также юристы-практики. Если говорить в целом о русской риторике второй половины XIX в., то следует отметить, что начинается ее упадок как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической мысли становится изучение художественной прозы и поэтических форм речи. В системе образования появляется новый предмет, получивший название «Теория словесности». Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, о стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трехчастная схема риторики нарушается. Многие вопросы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоятельная учебная дисциплина риторика ко второй половине XIX в. оказалась утраченной. Завершает парад риторика 20 века. Дальнейшее развитие курса теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина риторика. Система правил искусства речи была окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Задачей курса теории словесности в первой четверти XX в. становится формирование массового читателя художественной литературы. Теория словесности как курс, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными представителями этого направления филологической науки были С.П. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Ц.А. Ларин, Л.В. Щерба и др. После 1917 г. делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан Институт живого слова. Выступая на открытии этого института. В 1919 г. ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. В. Володарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики. В первые годы советской власти было издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим агитаторам. Впервые была описана пропагандистская речь. Дальнейшее развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной системы управления, массовые репрессии привели к свертыванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ораторского искусства. В 50—60 гг. ученые в основном занимались проблемами культуры речи. В нашей стране внимание к проблемам ораторского искусства со стороны ученых и общественности начинает проявляться в 70—80 гг. в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды. Огромная заслуга в этом принадлежит Всесоюзной организации общества «Знание». Она стала инициатором и организатором ежегодных научно-практических конференций по вопросам ораторского искусства и лекторского мастерства. Были открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, постоянно действующие семинары для лекторов, агитаторов, пропагандистов. Курсы ораторского искусства преподавались в некоторых вузах страны. Стала разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Были опубликованы труды С.С. Аверинцева (Риторика как подход к обобщению действительности, 1981); Ю.М. Лотмана (Риторика, 1981); Ю.В. Рождественского (Проблемы риторики и стилистической концепции). Начали защищаться кандидатские и докторские диссертации по риторике. Появилась отечественная научная, учебная и методическая риторическая литература (книги В.П. Вомперского, Л.Г. Граудиной, Н.Н. Кохтева, А. И. Михальской и др.). Развитие риторической теории в современных условиях происходит с учетом достижений таких наук, как теория речевой деятельности, теория массовой коммуникации, прагматика, лингвистика текста, логика, психология, социология, этика, эстетика. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|