ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Русская риторика в первой половине 19в.Расцвет русской риторики впервой половине XIX века. Кончается век Екатерины, уходит с исторической сцены Павел I, и с воцарением Александра Благословенного (так его называли современники и оптомки) начинаются государственные реформы. Вместо коллегий В России появляются министерства (в том числе министерство народного просвещения), меняется и образование. В Московском университете появляется кафедра красноречия и стихотворства. С 1809 года ее возглавлял профессор Алексей Федорович Мерзляков. Замечательно его определение риторики и красноречия: “Если риторика подает правила к последовательному и точному изложению мыслей, к изящному и пленительному расположению частей речи”, то красноречие есть “способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах правильно, ясно и сообразно с целью говорящего или пишущего”. Одним из первых Мерзляков разработал вопросы частной риторики, где показываются роды и виды сочинений, которых касаются риторические наставления. Виды словесности, в которых должен быть искусен ритор, суть следующие: 1) письма; 2) разговоры, или диалоги; 3) рассуждения, или учебные книги; 4) история – истинная или вымышленная; 5) речи. Речи ораторские разделялись на пять видов: - духовные, в которых предлагаются истины и обязанности религии; - политические, в которых оратор рассуждает о выгодах и потребностях общественной жизни; - судебные, где защищается невинно притесненный или обличается преступник; - похвальные, заключающие похвалу заслуг умерших или живущих знаменитых особ; - академические, касающиеся до ученых предметов изх природы или наук”. Другим замечательным педагогом-ритором был Николай Федрович Кошанский (1784-1831), первый учитель словесности и риторики в Царскосельском лицее. В 1811 году лекцией молодого профессора “О преимуществах российского слога” открылись занятия в лицее. Кошанский всячески поощрял словесное творчество юных лицеистов; он предлагал им писать сочинения и стихи, а затем придирчиво и строго разбирал творения начинающих писателей. Не исключено, что замечания его были настолько требовательны и колки, что это ранило болезненное самолюбие юного Пушкина. В рукописном стихотворении, обращенном к Кошанскому, Пушкин писал: “Не нужны мне твои уроки, я знаю сам свои пороки…” То, что остроумная требовательная критика Н.Ф.Кошанского доходила до сердец лицеистов, станет ясно по их поздним воспоминаниям и публикациям сочинений лицеистов с замечаниями учителя Кошанского. Вот, например, он остроумно замечает одному из лучших поэтов-лицеистов, описывающему колодцы: “колодцы ваши хороши, но из них никак нельзя напиться…” Закончив преподавание в Лицее, Кошанский в конце карьеры совершил главное дело своей жизни: написал “Общую риторику” в 1829 году и “Частную риторику”, которая была издана уже посмертно в 1832 году. Учебник переиздавались до 1849 года десять раз. Риторика, по Кошанскому, занимается “мыслями”, поэтому она показывает: 1. Откуда они почерпаются (изобретение); 2. Как приводятся в порядок (расположение); 3. Как излагаются (выражение мыслей). Побуждая лицеистов к занятиям словесностью, Кошанский называл три средства к достижению целей риторики: -чтение образцов, так как у хороших ораторов надо замечать “лучшие слова, идеи, выражения, приятные мыфсли… каков план, расположение всех частей описаний и рассудждений”, наконец, надо видеть достоинства стиля: что хлорошо, изрядно, прекрасно; почему благородно, велико, высоко; почему ново, необыкновенно, оригинально и т.д.; -размышление, потому что размышляя над чужим прочитанным, мы учимся прибавлять свое и идя “знакомым путем”, учимся находить свое оригинальное; -собственные упражнения – ведь “кто не упражнялся постоянно, тот всегда будет нетверд в слоге; можно знать лучшим образом правила и не уметь написать десять строк связно… К середине XIX века в русской науке сложилось парадоксальное положение: с одной стороны, риторика достигла расцвета и развития, с другой стороны, риторика и стиль, в котором писались учебники, критиковался со стороны “передовых”, демократически настроенных ученых и журналистов. Так, риторики Кошанского, как и “все риторики вообще”, назывались Белинским “пошлыми и вульгарными”. И этому можно найти объяснение: общество ждало нового стиля мысли и слова. “Неистовый Виссарион” и подобные критики стремились отвести главное место в словесности художественной литературе, описывавшей реальную жизнь в творениях писателей натуральной школы. Главным видом словесного творчества провозглашалась поэзия: лирика, драмы, романы и повести. Философская и деловая проза, ораторское искусство начинали считаться второстепенными, не столь важными видами речи. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|