Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Топика как составляющая инвенции.




На этапе инвенции получает свою реализацию так называемая техника применения топов (топосов), разработанная еще в античности. Топы (от греч. topos – место), или общие места (калька с греч. koinoi topoi и лат. loci communes), – смысловые модели, отражающие специфику мыслительной деятельности человека, и необходимые для развития той или иной темы.

Впервые наиболее полно сущность и виды топосов были описаны Аристотелем в "Топике" и "Риторике". В разные периоды развития риторики ее теоретики (Аристотель, Цицерон, М.В. Ломоносов) предлагали свой набор смысловых моделей, с помощью которых можно создать конкретное речевое произведение. Аристотель представил в своей "Риторике" около сорока общих мест, из которых 28 "надежных" топов и 10 "ненадежных". Смысловые модели Аристотель связывал с обучением искусству аргументации: каждый топ мог использоваться не только для изобретения содержания речи, но и для доказательства, т. е. в качестве аргумента. У Цицерона в трактате "Топика" находим 16 основных топов, которые автор, как и Аристотель, рассматривал как виды доказательства.

М.В. Ломоносов тоже предлагал 16 общих мест, призванных "расплодить" простые идеи, умножить их, превратить в "сложенные": 1) род и вид; 2) целое и части; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения.

20.Аргументация – аспект диспозиции

Диспозиция (в переводе на русский - развертывание) классически определяется как искусство организации сообщения, то есть, говоря современным языком, искусство композиции.

Под аргументацией понимают процесс приведения доказательств, объяснений, фактов, утверждений, обоснований, показаний, т.е. все то, что служит аргументом.

Существуют аргументы за и против.

За:

- правдивость

- опирается на авторитетные источники

- доступность, простота

-максимальная близость к мнению, установленному в данной аудитории

- отражение объективной реальности, соответствие здравому смыслу.

Против:

- убедить аудиторию, что аргументы противника слабы и не выдержат критики

Правило аргументации:

Аргументы надо приводить в системе, следовательно, аргументы надо начинать от состояния аудитории

Аргументы должны быть убедительны настолько, чтобы с ритором были согласны все. Сила и убедительность – понятие относительное, т.к. многое зависит от ситуации, психического состояния слушателей а так же определенных факторов: пол, возраст, профессия, статус, религиозные убеждения, национальные особенности, менталитет.

Но существует ряд типовых аргументов, которые считаются сильными всегда и в любой аудитории:

- научные аксиомы

- положение законов и официальных документов

- законы природы и выводы, подтвержденные экспериментом

- заключение экспертов

- ссылки на признанные авторитеты

- цитаты ярких личностей

-показание очевидцев и свидетелей

- данные статистики

Некоторые считают, что аргументов не должно быть слишком много максимум 5-7.Но Д. Качоппо и Р. Петти доказали, что увеличенное число доказательств влияет на установки, но вовсе не потому, что их обдумывают. Люди просто, используют эвристику представительности — аргументов очень много, следовательно, истинность сообщения не может быть под сомнением и в следствии этого принимают решения. Что нужно отметить, после сильного аргумента следует более слабый, потом опять сильный и т.д. Сильные аргументы рядом затмевают друг друга. Но еще более правильно считается использовать 3 аргумента, хотя если их недостаточно то больше вполне приемлемо. Для правильного построения аргументации, часто используют еще одно правило аргументов, называемое «правило Гомера». Первый аргумент сильный, потом средний — и еще один заключительный самый сильный. В выступлении, можно повторить такую аргументацию 2 раза. Это правило подразумевает, что слабыми аргументами лучше не пользоваться вообще, поскольку слушатель, собеседник их выявит, и может использовать против вас.

21. «Цветы красноречия» на этапе эллокуции

“Цветы красноречия" - специальные фигуры и тропы, служащие для украшения и эстетического наслаждения речью.

Риторика насчитывает десятки риторических тропов и фигур. Перечислим некоторые из них.

Антитеза – усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. (где стол был яств, там гроб стоит)

Архаизмы – устарелые для определенной эпохи слова. (сей – этот)

Гипербола – образное выражение, содержащие непомерное преувеличение размеров, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. (в сто сорок солнц закат пылал)

Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающуюся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления. (Я победил его, разгромил, уничтожил)

Литота – троп, противоположный гиперболе. (мальчик с пальчик)

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каким-либо отношении двух предметов или явлений. (Дворянское гнездо)

Олицетворение – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку (О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?)

Парцелляция – Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. (У Елены беда тут стряслась. Большая.)

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа. (Что такое любовь?)

Риторическое обращение – высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. (Мечты, мечты!)

Сравнение – троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.

Эпитет – художественное, образное определние. (Веселый ветер, мертвая тишина)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных