Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современная риторика и речевое поведение




Современная трактовка риторики расширяет ее до теории убедительной коммуникации. Именно такое понимание риторики дается у В.И. Аннушкина, А.К. Авеличева: "Риторика - это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта"; "наука об условиях и формах эффективной коммуникации".

Предметом современной риторики служат общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Риторика - это наука о способах создания речевого поступка. Чтобы добиться результата в речевой деятельности, надо владеть искусством убеждения. А это целая наука, у которой есть свои законы. Не знающий эти законы хорошо понимает то, о чем он говорит, но не осознает, что же он своей речью делает. Поэтому создается целая система практической тренировки необходимых умений и навыков, обеспечивающих на деле высокий уровень мастерства взаимодействия оратора и аудитории. Понятие "риторика" значительно шире понятия "ораторское искусство". Оно охватывает широкий спектр знаний, умений и навыков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса.

Форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи. Обусловлена ситуацией, задачей, условиями общения, коммуникативными потребностями, национально-культурной спецификой поведения участников общения. Говорящий / пишущий меняет тактику Р. п. в зависимости от ситуации общения (официальная / неофициальная), времени, места, социального статуса собеседника или адресата, коммуникативной компетенции.

Образ ритора

Ритором называют человека, профессиональная деятельность которого состоит в создании публичных высказываний.

Образ конкретного ритора складывается в аудитории на основе собственной деятельности ритора, ее публичных оценок, сравнения речевых действий различных лиц, но, что самое важное, на основе общего идеального образа ритора, который сформировался в ходе развития культуры общества. Это значит, что действия ритора должны соответствовать, в первую очередь, представлению общества о том, каким следует быть, по выражению Квинтилиана, «достойному мужу, готовому к речи».

Каждый выступающий имеет свои особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа:

1) ораторы, «велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». Это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца»;

2) ораторы, «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие»;

3) «...средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых».

В современной литературе также выделяют различные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью. Однако следует иметь в виду, что речь должна быть и логичной и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждений.

25.Риторический идеал (американизированный, «советский», русский)

Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь.

Русский риторический идеал, по данным памятников литературы Древней Руси, основывается на признании высокого статуса книжного слова, божественной природы слова и его силы. Достойной считалась речь, несущая правду, передающая уважение и любовь к ближнему, избегающая лжи, пустословия и лести.Во многом риторический идеал отражает этические традиции православного христианства, а также черты общемировой этики. (Речь идет, именно, о христианстве, ибо представление об идеале, к примеру, разное в буддизме и христианстве, но, как говорится, это тема отдельного разговора).Современные представления об идеальном русском речевом общении во многом преемственны: приветствуется искренность и эмоциональная сдержанность, задушевная тональность общения, его диалогичность, т.е. обращение к собеседнику как к равному себе; признаётся богатство речевого выражения, осуждается неуравновешенность, фамильярность, льстивость, злоба. А.К. Михальская называет и анализирует три различных риторических идеала: американский идеал, восходящий к софистическому; русский риторический идеал - старый отечественный, русский, восточно-христианский, близкий к идеалу Платона и Сократа; третий риторический идеал - советский. Очевидно, что риторический идеал - это система качеств говорящей личности определенной исторической эпохи. Советская эпоха породила свой образ совершенного красноречия. Единственный и бесспорный подход в определении советского риторического идеала был верным для того времени: Ленин, Сталин. Эти речи являли собой образец и не были похожи на все остальные, подобно тому, как в первое десятилетие XX в. риторическим идеалом становится Путин. Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина, получивших власть как право на речь, народ не воспринимает как образец и не считает риторическим идеалом. У каждого носителя языка существует представление об образцовой речи и о говорящей личности, отвечающей требованиям такой речи. Этот образец и есть идеал, или «существенный компонент культуры», или «логосферы». Риторический идеал образцовой речи исторически изменчив и, прежде всего, определяется таким качеством речи, как уместность. Смена риторического идеала происходит при смене политических систем, идеологии власти. Новая политика и новая идеология стремится создать новый риторический идеал.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных