ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Становление и расцвет русского судебного красноречияВ России судебное красноречие значительного расцвета достигло в конце XIX - начале XX столетия. Этому способствовала судебная реформа 1864 г., которая открыла путь для развития ораторского искусства после длительного периода господства крепостничества. После судебной реформы 1864 г. с введением суда присяжных и провозглашением новых процессуальных правил судопроизводства - устность, гласность, непосредственность, состязательность, участие прокурора и адвоката при рассмотрении уголовных дел - в значительной мере оживились судебные заседания. В печати стали широко освещаться судебные процессы. В этот период выходят "Сборник интереснейших уголовных процессов всех стран прежнего и новейшего времени", ежемесячный журнал "Судебные драмы. Иллюстрированные процессы всех стран" (1866-1912 гг.), юридические газеты "Судебный вестник" (1866-1877 гг.) и "Право" (1898-1917 гг.). Большое внимание со стороны общественности к судебным процессам требовало от их участников более тщательной подготовки, умения глубоко анализировать доказательства, способности произвести должное впечатление своей речью на присяжных заседателей и тем самым повлиять на их решение. Видные русские писатели, такие, как Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, проявляли широкий интерес к судебным процессам, часто присутствовали на судебных заседаниях, поддерживали дружеские отношения с виднейшими адвокатами, а нередко исследуемые судами события брали в основу своих литературных произведений. Блестящими судебными ораторами были адвокаты Федор Никифорович Плевако (1842-1908), Владимир Данилович Спасович (1829-1906), Петр Акимович Александров (1836-1893), Александр Иванович Урусов (1843-1900), Сергей Аркадьевич Андреевский (1847-1919), Николай Платонович Карабчевский (1851-1925), Александр Львович Боровиковский (1844-1905). Для их ораторского творчества характерны были такие черты, как глубокое знание предмета, содержательность и оригинальность мысли, отказ от вычурности и банальности. Все они в совершенстве владели словом, умели виртуозно использовать богатейшие стилистические и интонационные возможности живой русской речи. Однако создателем русской школы судебного красноречия по праву называют Анатолия Федоровича Кони (1844-1927). А.Ф. Кони - известный русский юрист и общественный деятель. Он участвовал во многих судебных процессах. А.Ф. Кони много внимания уделял нравственным началам судопроизводства, вопросам ораторского мастерства. Широко известны его труды "Приемы и задачи обвинения", "Советы лекторам" и др. Будучи блестящим оратором, речи А.Ф. Кони всегда были глубокими по содержанию и безупречными по форме. Они отличались ярким литературным языком, оригинальностью. Исследуя творчество выдающихся русских юристов, академик В.В. Виноградов характеризовал многие из их выступлений как образцы художественной речи. В период расцвета русского судебного красноречия большое внимание уделяется разработке его теоретических основ. Этим вопросам посвящены труды А.Г. Тимофеева "Судебное красноречие в России", Н.П. Карабчевского "Около правосудия". В 1910 г. выходит оригинальный труд по теории русского судебного красноречия "Искусство речи на суде" П.С. Пороховщикова (псевдоним - П. Сергеич). Петр Сергеевич Пороховщиков, будучи членом Петербургского окружного суда, был известен своими статьями в юридических журналах, яркими выступлениями в Обществе любителей ораторского искусства. В своем труде "Искусство речи на суде" П.С. Пороховщиков впервые обобщил опыт русского судебного ораторского искусства. Основываясь на своих наблюдениях и примерах из судебной практики, он показал значение предварительной подготовки речи, использование в ней данных судебного следствия, раскрыл схему речи судебного оратора, основные правила ведения спора на суде. Он глубоко исследовал вопросы применения ораторских приемов в судебной речи и ее художественной обработке. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|