Искусство ведения спора
Спор – столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументировано отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремиться опровергнуть доводы другой.
Искусство ведения спора получило название эристики.
Эристика характеризуется двумя основными показателями: доказательность и убедительность.
Доказательность – логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность – психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи.
Общие рекомендации по ведению спора:
- если есть возможность достичь согласия без спора, лучшее ею воспользоваться
- не спорьте по мелочам, если уж спорить, то только по принципиальным вопросам
- почву для спора образуется наличие несовместимых позиций относительно одного и того же предмета; если же предметы совместимы нужды в споре не наблюдается.
- спор должен быть предметным, а предмет спора – достаточно ясным и неизменным на всеем его протяжении
- спор предполагает соедование определенным законам, правилам логики, этики и психологии
- спор не должен быть самоцелью, недоапустимы выпады личного характера, помните,ч то спор должен быть средством достижения и истины
- в споре следует использовать только коректные приемы, которые могут сождержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи и унижения достоинства противника
- стремитесь излагать свои мысли кратко, связно и красиво.
Чтобы вести спор нужно иметь представление о тактике и стратегии спора.
Стратегия спора – общий план ведения спора. Тактика спора – это подбор и использование в споре определенной совокупности логических и психологических приемов.
В процессе спора существует определенные уловки, которые помогут:
1) позволительные уловки:
- приостановление спора одной или обеими сторонами по уважительным причинам
- при обострении спора и выходе спора в непозволительную фазу, спор может быть остановлен одной стороной
-обращение к независимому лицу или источнику с просьбой разъяснить неточности и др.
2) грубейшие непозволительные уловки:
- не давать оппоненту говорить, перебивать его, занимать все время спора монологом
- игнорировать высказывания оппоненты, продолжая свой монолог
- отход в сторону от темы происходящего спора с переходом на личности
- крик и нецензурные выражения
- угрозы и хулиганские выкрики
- рукоприкладство
- вмешательство иных, не вовлеченных в спор людей
- изображение себя «запуганной жертвой»
- объявление самых сильных доводов, не относящихся к делу
3) психологические уловки:
- лесть
- демагогия
- высокомерие
- шантаж
- личные выгоды
- «чтение мыслей» оппонента
- необоснованное обвинение в упрямстве
- попытки вывести оппонента «из себя»
- насмешки над идеалами
- применение ораторского мастерства
4) логические уловки:
- ошибочные силлогизмы и софизмы – намеренное нарушение логики
- подмена тезиса
- переход от обсуждения вопроса к обсуждению личности
- апелляция к очевидности – аргументация начинается с: «каждому известно, что…», «очевидно..», «наука давно доказала…» и т.д., что приводит слушателя к тому, что признать то, чего он якобы не знает.
-концепция на частностях – часто в дискуссии рассматриваются незначительные факты и обстоятельства; иногда развивается первая пришедшая в голову ассоциация по данному поводу
- порочный круг – аргумент доказывается с опорой на тезис, который входит в сам аргумент
-ложная альтернатива.
Методика убеждения
Убеждение — это, прежде всего, разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-то проступка.
Основные приемы убеждения:
- правило «Гомера» - очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность
- правило «Сократа» - для получения положительного ответа, постройте свое высказывание так, на которое собеседник, без размышления, ответит: «Да»
- правило «Паскаля» - ничто так не разоружает как условие капитуляции
- не загоняйте собеседника в угол, дайте выйти ему из беседы с честью
- убедительность аргумента зависит от имиджа и статуса убеждающих
- будьте уверены, неуверенность понижает статус
- не понижайте статус и имидж собеседника. Любое проявление неуважения к человеку любого статуса воспринимается как нарушение нравственности.
- к аргументам неприятного вам человека или собеседника стоит относится снисходительно. Симпатию можно вызвать манерами внешностью и грамотной речью!
- желая переубедить начинайте с тех моментов, с которыми вы согласны
- проявляйте эмпатию
- будьте хорошим слушателем
- избегайте конфликтов
- проверяйте правильно ли вы понимаете друг друга, особенно с иностранцами
- покажите, сто предложенный вами вариант, окажет помощь другому человеку
-используйте парадоксальные аргументы, чтобы сначала ошеломить, а потом убедить
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|