Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роды и виды красноречия.




На современном этапе развития общественной жизни классификацию красноречия по рродам и видам можно представить следующим образом:

Род красноречия Вид красноречия
Социально- политическое красноречие Отчетный доклад на собрании (конференции, съезде). Доклад на социально- политические и политико-экономические темы Политическая речь. Дипломатическая речь. Военно-патриотическая речь. Политическое обозрение. Митинговая речь. Агитаторская речь.
Академическое красноречие Лекция вузовская. Научный доклад. Научный обзор. Научное сообщение или информация
Судебное красноречие Прокурорская, или обвинительная, речь. Общественно-обвинительная речь. Адвокатская, или защитительная, речь. Общественно-защитительная речь. Самозащитительная речь обвиняемого.
Социально-бытовое красноречие Юбилейная, или похвальная, речь. Застольная речь - тост. Надгробное слово, или поминальная речь.
Богословско-церковное красноречие Проповедь. Речь на соборе.

 

Существует и другая типология красноречия.

Речи политические Пропаганда, агитация, политические дискуссии, лозунги и призывы, речи лидеров на совещаниях, партийных съездах, жанры СМИ.
Дипломатическое общение Дипломатический речевой этикет с его обязательными нормами, переговоры и переписка, составление юридически строгих документов, синхронный перевод, умение находить выход в сложных ситуациях и т.д.
Деловая речь (бизнес, хозяйственная деятельность) Деловые переговоры, постоянный контакт (телефон и пр.), деловые бумаги –акты, контракты, протоколы, другие юридические и финансовые документы, планы работ и программы, доклады, отчеты и т.д.
Военное красноречие Боевой призыв, боевой приказ, воинские уставы, военные мемуары, письма командира части родителям солдата и пр.
Академическое красноречие Университетская лекция и циклы лекций, семинары, доклады и рефераты студентов, конференции, встречи с ученными, специалистами профессионалами, защита дипломных проектов, конспектирование и др.
Педагогическое общение Рассказ и объяснения учителя, эгоцентрическая речь ребенка, устные рассказы детей, их письменные сочинения, детское литературное творчество, сам урок, как сложный акт педагогического общения.
Правовая сфера, судебное красноречие Тексты и кодексы законов, допрос, свидетельские показания, юридические консультации, дискуссия как судебный процесс.
Духовно-нравственное красноречие Церковная проповедь, миссионерская деятельность, беседы с верующими и т.д.
Бытовое общение близких Дружеская беседа в непринужденных обстоятельствах, дружеские беседы на научные, политические темы, семейный полилог с участием детей, телефонные разговоры и т.д.
Диалоги с самим собой. Мысленная подготовка к устному и особенно письменному высказыванию, чтение «про себя», внутренние спроры со вторым «я» и т.д.

 

4. Античные истоки риторики. Софисты – учителя риторики.

В истории ораторского искусства выделяется, прежде всего, античный период. Античная риторика возникла в Греции в 5-4 вв. до н.э., сложилась в систему в 3-2 вв. до н.э. и распространилась в Риме в 1 веке до н.э.

Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств.

Красноречие, «духовное детище демократии» особой искусности достигло усилиями софистов, точнее «старших софистов» (V в. до н.э.), которые отличались критицизмом и находчивостью в словесных баталиях, развивали искусство спора, мастерство доказательства и заметно подняли культуру рационалистического мышления. Главной их целью были вопросы познания: их верное толкование и решение, и делались попытки сблизить философию с риторикой. Искусство слова они считали наукой воздействия на людей.

Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481 - 411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой собеседники в споре защищают противоположные взгляды. Протагор классифицировал выражения на вопросы, ответы, приказания, просьбы.

Проблемами ораторского искусства также занимался другой представитель софистики, по некоторым данным, ученик Демосфена, Горгий из Леонтии в Сицилии (около 483-375 гг. до н.э.), видный оратор. Он выступал против догматики, подчеркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. Ему принадлежат такие изречия как: «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет».

На первых порах софисты учили правилам логического мышления, правильным приемам доказательства и опровержения. Однако очень скоро они отошли от этого. Главной их заботой становятся подбор и применение различного рода словесных и логических уловок, с помощью которых можно доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было. Например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным - значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став образованным, он уже не будет тем, чем был». если софиста уличали во лжи, он выворачивался примерно так: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать». Поэтому слово софист приобретает отрицательную окраску, его синонимами становятся лжемудрец, шарлатан, фокусник.

Софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так как помогали им овладеть искусством мышления, обучали умению говорить, убеждать, спорить. Но, с другой стороны, их беспринципность, виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения, неустойчивость политических взглядов и позиций вызывали к ним недоверие и даже враждебность.

С софистами яростно боролся великий древнегреческий философ Сократ (около 470-399 гг. до н.э.), в совершенстве владевший диалектическим методом диалога.

Крупнейшим теоретиком античной риторики являлся великий древнегреческий философ и ученый - энциклопедист Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он был учеником Академии философа Платона и за 200 лет научных поисков приобрел высочайший авторитет. Своих научных занятий он не прерывал, даже став, по приглашению царя Македонии Филиппа II, учителем его сына - будущего царя Александра Македонского. Аристотель был выдающимся лектором чисто академического склада, сумевшим именно своими лекциями в знаменитых лицеях развить культуру теоретического, философского мышления, совершенствовать логику: систему определений и суждений, аргументаций и доказательств, умозаключений и обобщений.

В 335 г. до н.э. появилось сочинение Аристотеля «Риторика», в трех книгах которого были изложены основы ораторского искусства. Это единственное древнегреческое произведение по риторике, дошедшее до нас в целостном виде. Положения, сформулированные в этих книгах, не потеряли своего значения до наших дней, от них тянутся нити ко всем направлениям позднейшей риторики.

Самым знаменитым оратором Древней Греции являлся Демосфен. Примечательно, что он родился в один год с Аристотелем (около 384 г. до н.э.) и умер в один год с ним (322 г. до н.э.). Демосфен был вождем демократической антимакедонской группировки.

Ораторские успехи Демосфена - результат его огромной работы над собой. От природы он был шепеляв, имел слабый голос и нервное подергивание плеча. Чтобы отработать дикцию, Демосфен долгими часами декламировал стихи на берегу шумящего моря, положив в рот камешки, добиваясь громкого и четкого произношения. Чтобы ничто не отвлекало его от овладения необходимыми знаниями, Демосфен добровольно заточал себя на долгие месяцы в подземелье, где штудировал труды своих предшественников. А чтобы лишить себя соблазна покинуть место добровольного заточения - выбривал себе половину головы.

Красноречие в Древнем Риме развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особенного расцвета во время могущества Римской республики. Золотым веком римского красноречия называют первый век до н.э.

Рим выдвинул большую группу блистательных ораторов во главе с великим, после Демосфена, трибуном Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до н.э.). Его называют лучшим оратором Древнего Рима. Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства. Поэтому он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичного слова.

Римские теории или концепции красноречия развивались также Марком Фабием Квинтилианом (35-95 гг. н.э.), выдающимся оратором и преподавателем риторики. Его школа стала первой государственной риторской школой. Его основой труд - «Наставление в ораторском искусстве» - в 12 книгах обобщает опыт древнегреческой и римской риторики, в частности опыт такого оратора, как Марк Антоний.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных