Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды и формы общения




Вопрос

Рито́рика (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие

В составе филологических дисциплин риторика занимает особое место, сохраняя в системе своих понятий и в дидактической конструкции след традиции «свободных искусств» – конструктивный принцип: предметом риторики является не анализ высказывания, а его синтез, она ищет ответ не на вопрос «что представляет собой произведение?», а на вопрос «как его строят?».

Риторика изучает закономерности культурных моделей построения прозаического целесообразного высказывания в условиях исторически сложившейся системы речевых отношений в обществе.

Риторика в настоящее время – это филологичская наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определенным образом воздействующей речи. В Средние века риторика вошла в число предметов, изучаемых в университетах и школах целого ряда стран, в том числе и в России. Знаменательно появление в России в XVII–XIX вв. большого количества учебников по риторике (красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т. д.).

Предмет риторики

Предметом современной риторики является мыслеречевая деятельность человека в разных жизненных ситуациях, т. е. мысль и слово. Причём современная риторика – это, прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова. Речь интересует риторику как средство выражения мысли. В первую очередь современная риторика занимается устной речью.

этапы

В истории европейской риторики выделяются слеующие этапы:

1) древнегреческая риторика (софисты, Платон, Аристотель, ораторы демократического полиса);

2) древнеримская риторика (Цицерон, Квинтилиан, риторика времен раннего христианства);

3) средневековая европейская риторика;

4) новые европейские риторики (XVI–XIX вв.);

5) неориторики (ХХв).

Риторика создала первую в истории человеческой гуманитарной мысли теорию речевой деятельности. Начало мировой риторики обычно связывают с греческой цивилизацией. Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом афинской рабовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Во всех трех учреждениях искусство живого слова играло существенную роль, помогая раскрытию сути дела и его успешному решению. Как отмечают многие исследователи, с началом христианства в Риме риторика переживает тяжелые времена, однако по мере того, как риторика приспосабливается к нуждам теологии, происходит ее реабилитация. Именно в это время рождается гомилетика – теория церковного красноречия. Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой была средневековая университетская лекция. Она, хотя и читалась в буквальном смысле этого слова прямо по книге, все же была обращена к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания. Эпоха Возрождения знаменуется подлинным триумфом риторики, что объясняется возрождением античного идеала человека. Как только личность попадает в центр культуры, возникает риторический ренессанс. Характерной приметой дальнейшего развития средневековой риторики является ее «литературизация», отрыв от философии, логики и права. Среди выдающихся ораторов этого времени следует назвать Яна Гуса (1369–1415) – ректора Пражского университета и религиозного проповедника, выступившего против монополии латыни. В XX в. начинается период неориторики. К нашему времени в неориторике сохранились два аспекта: 1) организация языкового материала, ориентированная на современные проблемы аргументации; 2) аспект, связанный с развитием одного из разделов традиционной риторики – искусства украшения речи. Возникает осознание того, что риторика должна входить в школьное гуманитарное образование. Практическая значимость риторики для поднятия речевой культуры общества на Западе достаточно очевидна, но в отечественной гуманитарной науке в XX в. риторика развивалась слабо из-за сложных политических условий.

 

Вопрос

Педагогическая риторика как предмет изучения. Цели, задачи и содержание педагогической риторики как вузовской дисциплины. Педагогическая риторика как синтез достижений наук гуманитарного цикла.

Педагогическая риторика один из разделов риторики, которую рассматривают как науку и искусство (теорию и мастерство) эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи. Как учебная дисциплина педагогическая риторика существует относительно недавно. Но некоторые проблемы публичной учебной речи традиционно рассматривались в рамках общей риторики, которая как учебный предмет академий, университетов, лицеев, гимназий существовала в России в XVII XIX вв., а в XXI в. переживает второе рождение.

Основная цель педагогической риторики, как вузовской дисциплины – формирование коммуникативной и риторической компетенции педагога.

Задачи:
- овладение риторическими знаниями о правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевыхситуациях;
- изучение и использование коммуникативно-речевых(риторических)умений;
- осознаниеособенностейпедагогическогообщения,спецификикоммуникативно-речевых ситуаций в профессиональной деятельностиучителя;
- овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;
- изучение опыта анализа и создания профессионально значимых типоввысказываний;
- развитие творчески активной речевой личности, умеющей применятьполученные знания и сформированные умения в новых постоянноменяющихся условиях проявления той или иной коммуникативнойситуации,способнойискатьи находитьсобственноерешение
многообразных профессиональных задач.

Риторика – теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Теория риторики, возникшая еще в античности (середина I тыс. до н.э.), синкретически включала все основные дисциплины гуманитарного круга; к середине I в. завершается их выделение и специализация, и риторика утрачивает статус теоретической области знаний. Развитие гуманитарной культуры с середины в. отмечено так называемым «риторическим Ренессансом» или «возрождением риторики». Это касается, в первую очередь, теории риторики: лингвистика и литературоведенье вновь обращаются к классическому риторическому наследию, переосмысливая его на новом уровне. За рубежом возникает современная новая риторика (неориторика), начинающая претендовать даже на роль общей методологии гуманитарного знания (основания для этого находят в том, что многие наиболее общие теоретические концепты гуманитарных наук возникли именно в классической риторической теории). Неориторика «родственна» лингвистической прагматике, коммуникативной лингвистике. Эти современные науки, по сути, представляют собой дисциплины риторического круга: их теоретический аппарат также во многом восходит к системе понятий древней риторики.

 

Неориторика. В русле подобных исканий в ХХ в. сформировалась неориторика, включающая различные направления риторического поиска. Она сложилась первоначально как попытка применить лингвистические методы к анализу художественного текста, чтобы создать теоретическую поэтику. В результате был описан универсальный механизм создания текста, в том числе и риторического.

В рамках неориторических исследований была создана теория аргументации, опирающаяся на специфическую природу риторических умозаключений (в отличие от логических умозаключений). Ее автор – профессор, преподаватель логики и философии Брюссельского университета Х. Перельман. Эту теорию комментирует Н.А. Безменова в работе «Очерки по теории и истории риторики» (М., 1991). Риторические аргументы «пристрастны», цель применения этих аргументов - убедить аудиторию принять определенное мнение. Эта теория воедино связывает такие основные понятия, как оратор, аудитория и аргументация. Она описывает технику ораторской аргументации, выбор речевых средств, которые варьируются в зависимости от цели выступления, а также от типа аудитории. Главное отличие риторической аргументации от логической заключается в том, что логические умозаключения строятся на формализованной основе, где нет места многозначности, а риторика принципиально базируется на богатстве и многообразии естественного языка. Более того, ей противопоказана строгая однолинейность, сухость и рационалистичность. Другое название теории аргументации - логика неформального суждения.

Термин «неориторика» употребляется сегодня в двух основных значениях – широком и узком. В широком значении– это научное направление, которое ведет поиск оптимальных форм, вариантов, алгоритмов общения в современных условиях, изучает процессы порождения и функционирования текстов, рассматривает проблемы речевого воздействия на человека в сфере общения и т.п. В узком смысле это синоним лингвопрагматики, одной из ветвей неориторики.

Для лингвопрагматики важным моментом является раскрытие сущности коммуникации. Коммуникация (от латинского communicatio) есть акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимодействии и требующая взаимопонимания, это акт передачи информации.

Речевая коммуникация, общение с помощью речи, представляет собой сложный многофакторный процесс, который может быть рассмотрен с разных сторон и с разных позиций. В лингвопрагматике основной единицей речевой коммуникации является речевое событие.

Со второй половины в., за рубежом, отмечается интерес к риторической практике, возникают специальные методики и курсы совершенствования речевого общения, слушания и понимания, быстрого чтения и пр. Современная теория общей риторики, предметом которой являются общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, и пути оптимизации речевого общения, в отечественной филологии только начинает разрабатываться.

 

Риторика как наука и учебная дисциплина. Существует множество определений предмета и задач риторики, известны различные подходы к формулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки с другими учебными дисциплинами. Многообразие определений и теоретических концепций вполне закономерно для науки, которая существует уже третье тысячелетие и развивается вместе с человечеством. Сравним разнообразие определений риторической науки:

Способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета (Аристотель);

Искусство хорошо говорить (Квинтилиан);

Искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (М.В.Ломоносов);

Наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию в целях получения желаемого эффекта (А.К.Авеличев);

Наука о приемах убеждения (В.В.Виноградов);

Филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная зада-

ча риторики – прозаическая речь или публичная аргументация (А.А.Волков);

Наука о построении и правильном использовании речи (Ю.С.Рождественский);

Теория мыслеречевой деятельности (Е.А.Юнина, Е.А.Яковлева);

Теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи (А.К.Михальская)

Среди определений, наиболее соответствующих задачам педагогической риторики, можно условно выделить четыре группы.

В первом случае при определении сущности риторики главное место занимает соотношение мысли (замысла) и ее воплощения в речевой деятельности (в слове). Во втором случае акцентируется аспект создания текста (в определениях часто отражаются и некоторые качества создаваемого текста). Третий тип определений связан с выделением воздействия на адресата (чаще всего склонения его к соответствующей точке зрения). Последний тип определений характеризуется совмещением признаков, выделяемых в предыдущих типах определений. Например, уже в определении М.В. Ломоносова в первой части («искусство о всякой материи красно говорить») подчеркивается значимость создания выразительного уместного текста, вторая часть («и тем преклонять других к своему мнению») отражает значимость воздействия речи на адресата. В определении А.К.Михальской представлены по существу все рассмотренные аспекты: целесообразная речь (первый аспект), гармонизирующая (второй аспект), воздействующая (третий аспект) - это может служить основанием для утверждения, что оно наиболее соответствует задачам педагогической риторики. Вместе с тем представляется необходимым внести некоторые уточнения: «речь», очевидно, должна пониматься как речевая деятельность субъектов общения в контексте конкретной коммуникативной ситуации и конкретных условий межличностного общения.

Плодотворной представляется точка зрения С.И. Гиндина, который предлагает закрепить за термином «риторика» два смысла:

-это ораторское искусство, учитывая, что нет иного термина для названия комплексной дисциплины, изучающей это явление;

-это наука, объектом изучения которой являются любые разновидности речевой коммуникации, рассмотренные в аспекте «осуществления некоторого заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации».

Еще в XIX веке теория красноречия в России считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Так, М.В.Ломоносов рассматривал риторику как науку о письменной и устной речи. Данная традиция продолжена в «Опыте риторики» И.С.Рижского, «Краткой риторике» А.Ф.Мерзлякова. Однако такие произведения, как «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» А.И. Галича, «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского, «Общая риторика» и «Частная риторика» Н.Ф. Кошанского посвящены вопросам частной риторики. По этим риторикам велось преподавание в учебных заведениях.

Педагогическая риторика. Другой важной областью гуманитарного знания, в которой не менее ярко выражены риторические аспекты, является педагогика. Педагогика – это наука, анализирующая и описывающая процесс воспитания и образования человека. Протекает этот процесс по преимуществу в речевой форме и представляет собой речевое воздействие при передаче определенных нравственных ценностей и научных знаний, при формировании личности юного, только вступающего в жизнь человека.

В эпоху стремительно развивающихся рыночных отношений в России и в связи с новизной социальных условий и потребностей проблема овладения свободным, подлинно культурным словом для любого члена общества, пожалуй, как никогда актуальна. Особенно важно это для педагогов, чья речь не только главное орудие профессиональной деятельности, но и образец, сознательно или бессознательно усваиваемый обучающимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» ими в речевой среде.

Предназначение педагогической риторики:

• моделирование и построение ситуаций педагогического общения с целью решения различных психолого – педагогических и риторических задач;

• совершенствование речевого аспекта педагогического общения;

• предупреждение и исключение ситуаций развития негативного комуникативного сценария.

Риторические аспекты педагогики связаны со многими составляющими этого сложнейшего процесса. А.К. Михальская в работе «Педагогическая риторика» (М., 1998) анализирует эти аспекты и предлагает свои варианты решения многих вопросов, связанных с их риторической сущностью.

Так, одним из аспектов педагогики является выработка у учителя педагогико - риторического идеала, составляющего основу мировоззрения учителя. Вспомним определение и классификацию риторического идеала, перенесем эти знания на понимание педагогико - риторического идеала. Считается, что важной характеристикой идеала является отношение говорящего к собеседнику, Но восприятие идеала неоднозначно. Его рассматривают как самоценного, самостоятельного субъекта, со своим взглядом на мир, со своей системой ценностей, признание за ним собственного мнения или восприятие его как объекта манипулирования, применительно к ученику – некоего «сосуда», который надо наполнить знаниями, некую «чистую доску» - tabularaza, на которой можно начертать свои письмена. От того, как учитель воспринимает ученика, зависит вся система обучения, сам характер коммуникации – монологический или диалогический по существу. Также важны и другие характеристики этого идеала: монологичность или диалогичность по форме, агональность или гармонизация по цели общения, онтологичность или релятивизм по отношению к предмету речи.

Риторические аспекты педагогики обнаруживаются и в характере педагогической речи, в умении педагога вести эвристический диалог, обеспечивать совместную мыслительную деятельность, а не простую «передачу» неких знаний для запоминания.

Риторика поставляет педагогике комплекс смысловых моделей – топов для обдумывания и организации содержания. Если проанализировать содержание учебника по любой дисциплине, то можно констатировать следующее: материал большинства учебников излагается по известной структурной модели: род – вид, целое – части, определение, свойства, причина – следствие, сходство, противопоставление, пример и т.п. Опираясь на риторику, можно научиться правильно давать определение, относя предмет к какому-то роду и виду, помещая его в некое классификационное пространство, выделяя в нем главное и второстепенное, деля его на части, описывая его свойства, а не говорить совершенно косноязычно: «Культура – это когда…».

Риторика владеет и средствами построения текста, которые мы рассмотрели в разделе «Диспозиция» при изучении классического риторического канона, что дает педагогике, методике обучения инструмент обучения при формировании навыков создания текста в его основных разновидностях – повествовании, описании и рассуждении.

Риторика «делится» с педагогикой и арсеналом изобразительно-выразительных средств, делающих этот текст выразительным и образным, обладающим определенной воздействующей силой. Все эти компоненты необходимы педагогу при организации учебного процесса.

Риторические аспекты педагогики проявляются и в стратегии и тактике педагогического общения, в выработке педагогом приемов и средств воздействия на ученика при педагогическом общении, в овладении педагогико - ритори-ческими формами похвалы и порицания и педагогической шутки, в выборе оптимальных гармонизирующих форм общения. Большое значение имеет риторическая грамотность педагога при объяснении информации, делающей информационный обмен эффективным, понятным и доступным для учащегося. Немалую роль играет и владение техникой речи, ораторскими навыками, невербальными средствами коммуникации (жестами, мимикой и т.п.), интонационным богатством и акустикой русской речи, техникой речевой импровизации, риторикой спора и дискуссии.

С другой стороны, следует сказать и о риторической грамотности выпускника средней школы, что предполагает овладение целым комплексом риторических умений. Они, в частности, прекрасно сформулированы в книге «Русская риторика: Хрестоматия» (авт. - сост. Л.К. Граудина):

• свободно говорить на темы бытового, делового, общекультурного, научного, политического, философского характера,

• излагать свои суждения ясно, последовательно, грамотно,

• произнести публичную речь на общие и специальные темы и быть понятым и принятым в любой аудитории,

• написать тексты для различных ситуаций, адресатов, адекватно коммуникативной задаче,

• толково и грамотно составить документ, произведение деловой речи,

• определенно, последовательно, аргументировано отстаивать свои убеждения,

• осмысленно и эффективно работать с книгой любого типа и жанра,

• быть готовым освоить язык любой науки или искусства,

• понимать и ценить искусство художественного слова, то есть быть «талантливым читателем»,

• глубоко чувствовать все богатство, строй, красоту и дух родного языка и стремиться в своей речи обращаться к его сокровищам (с.252).

Проблема профессионально-речевой подготовки преподавателей до сих пор, по сути, решается преимущественно в области лингвометодики. Это делается в методике преподавания русского языка в вузе. Так, Т.А Ладыженская отмечает, что «научиться владеть устной речью в аспекте планирующей, познавательной и воздействующей функции» - значит «научиться владеть важнейшим профессиональным умением учителя вообще, учителя словесника особенно». Этому уделяется внимание в методике обучения русскому языку как иностранному, и в методике обучения иностранным языкам в вузе (работы С.Г.Борзенко, Н.Н. Зыковой, А.С. Карпова, С.Я. Ромашина, система интенсивного обучения иностранным языкам Г.А. Китайгородской), а также в работах А.А.Леонтьева по психологии педагогического общения. Теоретической базой этих исследований, на основе которых формируются и конкретные практические рекомендации, служат теория лингвометодики, теория речевой деятельности, современные стилистика и синтаксис, коллоквиаллистика, педагогическая психология, общие работы по культуре речи. Объединить эти направления разработки столь сложной и актуальной проблемы обучения профессиональной педагогической речи и речевому поведению единой концепцией до настоящего времени не представляется возможным. Теоретическое обоснование и практическая реализация современной профессиональной речевой подготовки педагога в русле отечественной речевой традиции, очевидно, задача ближайшего будущего. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

Ø систематизировать имеющийся теоретический материал по данной теме;

Ø показать основные тенденции эволюции педагогико - риторического идеала; определить специфику педагогико - риторического идеала по отношению к идеалу общериторическому и в аспекте перспектив его реконструкции и развития.

В качестве гипотезы выдвигается тезис о том, что современная педагогическая риторика – это не столько лингвометодическая дисциплина, направленная на совершенствование техники педагогического речевого общения и конструируемая преимущественно на теоретическом фундаменте речеведения, сколько обоснованная собственной длительной и древней историей наука. Риторика имеет особую риторико - философскую базу, особый концептуальный аппарат и методологию, затрагивает лингвокультурологическую и педагогическую область теоретического знания и практики.

В эпоху информационных технологий, в контексте происходящего во всем мире в последние десятилетия «риторического Ренессанса» интерес к риторике возрождается, что позволяет существенно повысить качество образования, выйти на новый уровень коммуникативного общения.

История педагогико - риторического идеала. Теоретически сложной является и проблема соотношения риторики и смежных речеведческих дисциплин, особенно культуры речи. Ярким подтверждением тому может служить наиболее авторитетное в современной русистике определение понятия «культура речи», принадлежащее Е.Н. Ширяеву: «Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач»*. По мнению Е.Н.Ширяева, в современной культуре речи выделяются три основных аспекта – нормативный, коммуникативный и этический.

Этапы становления и характерные особенности педагогико - риторического идеала В основу теории общей и педагогической современной риторики была положена система общериторических систем и понятий, где ключевое положение принадлежит категории риторического идеала.

Сущность античного представления о красоте выражена понятием гармония, которое, в частности, определяет и черты античного речевого идеала. Гармония понималась как «согласие разнообразного», «согласие разногласного». Сформулированные Аристотелем требования к качеству речи являются актуальными и сегодня:

ü «насыщенность, понимаемая как содержательность, мудрость, емкость;

-краткость, ясность и простота, воплощенные в принципе «прозрачности выражения»

(sopheneia);

ü симметрия как «равенство всех элементов», расположенных вокруг одной общей точки;

ü бодрость и жизнеутверждение как создаваемое в процессе общения чувство воцаряющейся уравновенности, равновесной упорядоченной гармонии, побеждающей горе и смерть, вражду и месть; радость от общения как психологическое проявление гармонии».

Заметим, что для современной педагогической риторики категория радости как эмоционально-психологического результата успешного речевого общения ученика и учителя имеет особое значение.

Профессиональные учителя красноречия, софисты «поставили слово и словесное воздействие на небывалую высоту…», отсюда их преклонение перед умением убедить адресата речи в чем угодно. По сути, риторика софистов – это искусство манипулирования слушателем – в этом ее смысл, и цель, и ее специфика:

-умение возводить к единой идее разрозненные явления, чтобы, определив каждое их них, сделать ясным предмет поучения, и, наоборот, умение разделять и сводить в одно целое, используя силу логического доказательства; -требование ясности и непротиворечивости речи.

Поскольку основная цель современного образования – целостное и одновременно многоаспектное развитие личности обучающегося в преподавании курса практической риторики следует исходить не только из понимания риторики как узкоконкретной научной дисциплины, но и из представления о риторике как о метапредметной интегрирующей дисциплине, призванной развивать у обучающихся способности к речемыслительной деятельности. Иначе говоря, риторическая компетентность – это не только одно из направлений обучения, но одновременно и средство постижения других учебных дисциплин, необходимое условие успешности интеллектуального и эмоционального развития обучающегося, а также необходимое условие его успешной социальной и профессиональной адаптации. В таком случае, основная цель педагога-ритора – содействовать развитию коммуникативной компетенции обучающихся, основанной на понимании правил функционирования языка, знании ведущих законов риторики и норм родного языка, способности адекватно и по возможности объективно оценивать свою и чужую риторическую деятельность. В одной из книг В.Ф. Шаталова, обобщающей его педагогический опыт, учитель утверждает: «Одно только искусство слова – основное оружие педагога, незаменимое по силе воздействия средство общения с учениками и их родителями… Вяло безжизненно и художественно - беспомощно прочитанное учителем условие задачи, будь то по физике, математике или химии, порождает у учащихся ответную вялость мышления, дистрофию заинтересованности и апатию чувств». Необычайная усложненность языка учебников, отсутствие теоретически обоснованных рекомендаций, касающихся ключевых проблем речевого педагогического общения – как устного в ситуации урока, так и особенностей организации текста учебной книги или анализа письменной работы обучающегося – множество открытых вопросов, решаемых и педагогами, и авторами учебных и учебно-методических материалов относятся именно к компетенции современной педагогической риторики. Педагогическая риторика как особая теоретическая и практическая дисциплина находится в настоящее время на этапе становления, и необходимые для ее разработки исследования только начинаются.

Таким образом, педагогическая риторика – одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика её оптимизации. Педагогика – одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности», в которых важность особенностей речевого поведения педагога, последствия его умения (или неумения) владеть словом, трудно переоценить. За рубежом педагогическая риторика возникает во второй половине в, складывается как научная дисциплина к 70-м гг.  века. Области теории и практики, относящиеся к педагогической риторике, могут иметь разные названия - «педагогическая (образовательная) лингвистика», «педагогическая речевая техника», «педагогическое речевое общение (или поведение) и пр. Теория педагогической риторики разрабатывается на базе синтеза достижений почти всех наук гуманитарного круга, в основном – лингвопрагматики, неориторики. коммуникативной лингвистики, этнолингвистики, социолингвистики, психолингвистики, психологии, социологии, антропологии и других. Педагогическая риторика находит практическое применение при подготовке учителей. Так, в педагогических университетах, пединститутах, колледжах США. Англии и многих других стран будущий учитель проходит курс специального профессионально- речевого мастерства. В нашей стране осуществлять профессионально речевую подготовку педагога призван курс культуры речи учителя и педагогической риторики. Применительно к педагогике риторика - система воздействий и взаимодействий, характеризующих как жанры учебной речи, так и ситуации, возникающие в процессе учебного общения. Всякий педагог стремится «овладеть» аудиторией и в риторическом смысле слова: он выискивает формы воздействия, которые могут изменяться, «колебаться» в зависимости от ситуации занятия, личности ученика, апперцептивного фактора (психологического контекста) речи, навыков и умений, сформированных у обучающегося к моменту конкретного общения с педагогом

Вопрос

Виды и формы общения

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время, и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как от- ношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания. Общение – это источник и канал информации: при этом в процессе общения (коммуникации) человек приобретает и передает не только факты, представления, идеи, но и ценностное отношение, интересы, настроения, чувства. Общение создает условия для воспитания человека: педагоги справедливо утверждают, что искусство воспитания – это, прежде всего, - искусство общения. В общении осуществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, своих организаторских и партнерских качеств.

Формы общения:

· внутриличностного характера;

· между группой людей.

Основные функции общения: информационно – коммуникативные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга), регуляционно – коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности), аффективно - коммуникативные (они связаны с эмоциональными сферами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Различают следующие виды общения:

-контактное – дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени)

-непосредственное - опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»)

- устное – письменное (с точки зрения формы существования языка)

-диалогическое - монологическое (с точки зрения письменной и постоянной позиции я - говорящего и ты - слушающего)

-частное - официальное (с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся)

-вербальное – невербальное (с учетом использования речевых и неречевых средств)

-непосредственное – опосредованное (по степени опосредованности –общение «лицом к лицу», получение немедленной обратной связи; общение, осуществляемое с участием третьих лиц /технических средств. почтовой связи, вещей, воспоминаний)

-фатическое (неинформационное) – нефатическое (неинформационное) (по цели).

Коммуникация – акт общения, имеющий целью обмен информацией. Вербальное общение - словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь.

Внешнее общение – передача информации партнерами по общению; речь, ориентированная на других.

Внутреннее общение – общение с самим собой; речь, обращенная к себе. Монологическое общение – устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления.

Диалогическое общение - речевое общение двух или нескольких лиц: информационный диалог – обмен информацией в форме беседы, выступления с последующим обсуждением и т.п., дискуссионный диалог – обсуждение противоречивых мнений, точек зрения, фактов в форме дискуссии, диспута и т.п., фатический диалог (от лат. fatuus – глупый) – бессодержательное общение, диалог ради диалога.

Невербальное общение – общение, в котором используются неречевые знаковые системы.

Кинетическое общение - общение с помощью невербальных средств: жестов, мимики (движений лицевых мышц), пантомимики (выразительных движений тела).

Паралингвистическое общение – передача дополнительной информации через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д. Экстралингвистическое общение – передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т.д.

Визуальное общение – информационный контакт с помощью глаз. Проксемические средства общения – несущие смысловую нагрузку. Пространство и время, т.е. размещение партнеров по общению в пространстве, время проведения акта общения.
Эффективность общения.

Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо знать:

 закономерности общения,

 структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и

перцептивной функций общения,

 методику изучения общения межличностных отношений,

 основные психолого-педагогические требования, предъявляемые к организации педагогического и в целом межличностного общения.

Педагогу необходимо уметь:

 передавать информацию, используя при этом весь арсенал коммуникативных средств,

методов и приемов,

 организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности,

 понимать актуальное эмоционально – психологическое состояние, адекватно воспринимать и объективно оценивать личностные качества и поведение человека, с которым он вступает в общение,

 корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению,

управлять собственным психическим состоянием и поведением.

Компетентность – это персонифицированная компетенция, «человек в профессии». – это деятельностные индивидуальные способности и качества личности, определяющие ее возможность принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе продуктивной деятельности, а также умение ориентироваться в организационной среде.

Речь и язык теснейшим образом взаимосвязаны. Например, такие понятия как «языковая компетенция», «языковая личность» подразумевают, что человек осмысленно использует тот или иной язык. Но если мы имеем дело с реализацией языковых знаний, да еще и конкретной личностью, то уже говорим о «языковой компетенции», «языковой личности» как о речевых понятиях. Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать риторические ситуации общения, умение изобретать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). Для этого будущему специалисту необходимо знать специфику профессионального общения, нормы речевого поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач. Основные аспекты профессиональной подготовки – достижение всех целей обучения, успешное решение разнообразных учебно – методических и воспитательных задач, совершенствование речевого мастерства. Речевая компетентность – это и создание собственного речевого облика, при котором он достигнет наибольшего взаимопонимания с аудиторией. Этот облик не может оставаться только имиджем – он напрямую следует из сложившихся речевых и невербальных характеристик человека, присущих ему в обычном поведении. Однако накануне выхода к аудитории учителю, как и актеру, следует принять тот дополнительный образный код, который облегчит его общение с учениками и убедит их в том, что сказанное педагогом действительно важно и интересно. В одной ситуации – учитель – коммуникативный лидер («солист»), в другой – один из равноправных участников общения (внедоминантная роль), в третьей - слушатель, передающий право на речевую деятельность учащемуся (второстепенная роль). Важнейший аспект коммуникативного (речевого в целом) поведения учителя – способность к социальному воображению, то есть к постановке себя на место учащегося, что дает возможность предвосхитить ситуацию, умение предвидеть собственные черты речевого поведения в ней.

Вопрос

Вопрос






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных