ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные этапы возникновения и развития риторики.Риторика как дисциплина сформировалась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В это время умение выступать публично - необходимое качество каждого гражданина. По этой причине, афинскую демократию называют первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (учения о фигурах, аргументация) возникли ещё в Древнем Китае и в Древней Индии. Но их не свели в единую систему и они не играли какой-то важной роли в обществе. Началом риторики считают 460-е годы до н.э. и связывают с деятельностью старших софистов: Тисия, Коракса, Горгия и Протагора. Принято считать, что Коракс написал учебник "Искусство убеждения" недошедший до нас. Тисий - открыватель одной из первых школ по красноречию. Протагор (481-411 до н.э.) - один из первых начал изучать выведение заключения из посылок. Один из первых использовал форму диалога, где собеседники отстаивают противоположные точки зрения. Протагору принадлежат сочинения "О науках", "Искусство спора" (до нас недошли). Также он ввёл в обиход формулу "Мера всех вещей - человек". Горгий (480-380 до н.э.) - ученик Тисия и Коракса. Основатель фигур как одного из основных объектов риторики. Активно пользовался фигурами речи, тропами, ритмически построенными фразами. Горгий сузил предмет риторики. В отличие от других софистов, утверждал, что обучает не мудрости и добродетели, а только ораторскому искусству. Горгий первый, кто преподавал риторику в Афинах. Сохранились сочинения: "Похвала Елене", "Оправдание Паламеда","О не сущем или о природе". Лисий (415-380 до н. э.) - создатель судебной речи как особого вида красноречия. Его изложение отличали простота, краткость, выразительность, логичность, симметричное построение фраз. Из 400 его речей до нас дошли 34. Исократ (436-388 до н.э.) - основатель "литературной" риторики, первый ритор, который уделял особое внимание письменной речи. Один из первых, кто ввёл понятие композиции ораторского произведения. В его школе выделяли четыре композиционных блоков. Его стиль отличался сложными периодами, которые обладали чёткой и ясной конструкцией, легко доступные для понимания, ритмическим членением речи и обилием декоративных элементов. Сильное украшение делало речи Исократа тяжеловесными, но, они пользовались популярностью. Платон (427-347 до н.э.) отверг софистов, ценностный релятивизм. Платон считал, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное нахождение истины, свой путь в ораторском искусстве. Основные его диалоги, которые посвящены риторики - это Горгий и Федр. Платон говорил, что главной задачей ораторского искусства является убеждение, имея в виду эмоциональное убеждение. Он отмечал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять главное от маловажного и учитывать это в речи. Переходя к анализу судебной риторики, Платон говорил, что оратор должен не искать истину, а стремиться к максимальному правдоподобию своих доводов. Аристотель (384-322 до н.э.) довёл до конца превращение риторики в научную дисциплину. Аристотель определил неразрывную связь между риторикой, диалектикой и логикой. Среди важнейших черт риторики он выделил особую динамическую выразительность и подход к действительности вероятностного и возможного. В основных произведениях, которые посвящены риторике, Аристотель указал место риторики в системе наук античности. Он также подробно охарактеризовал всё то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий. Некоторые из этих тем после Аристотеля воспринимались или догматически, или вообще были убраны из риторического учения. Их разработку продолжили представители уже новой риторики с середины 20 в. В античности кроме теоретиков большую роль играли ораторы-практики. Они не писали теоретических работ по риторике, но их речи широко использовались в обучении. Наиболее знаменитым оратором-практиком был Демосфен (384-322 до н.э.). В Греции определились два стиля ораторского искусства - богато украшенный азианизм и второй стиль, возникший как реакция на злоупотребление украшательством, сдержанный и простой - аттицизм. В латинской дохристианской ораторской традиции наиболее известными теоретиками ораторского искусства были Квинтилиан и Цицерон. Теория риторики Цицерона (106-43 до н.э.). в основном изложена в пяти сочинениях: О нахождении, Оратор, Топика, Брут и Об ораторе. Цицерон рассуждает о содержании и построении речи, о выборе одного из стилей в зависимости от содержания речи, о периоде и об источниках убеждения. Квинтилиан (35-100 н.э.) написал самый полный учебник по красноречию "Institutio oratoria" или "Риторические наставления". Квинтилиан систематизировал все знания об ораторском искусстве, которые были накоплены к его времени. Он даёт определение риторики, характеризует её задачи и цели, пишет о коммуникативных задачах убеждения и сообщения. Он рассматривает три рода риторической организации сообщения. Квинтилиан исследует основные композиционные блоки сообщения, уделяет большое внимание анализу аргументации и опровержения. Пишет о способах создания нужных настроений, возбуждения эмоций, касается вопросов стиля. Одну из книг он посвятил технике запоминания и произнесения. В Средневековье риторика стала одной из "семи свободных наук" в системе наук Варрона, преподаваемых в школах и университетах. Эти семь наук делились на две группы: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Преподавание наук тривиума продолжалось в духовных и светских школах вплоть до 19 в. Пьер Рамю (1515-1572) сделал попытку пересмотреть античное учение о стилях. Рамю утверждал, что о любом предмете можно писать каждым из трёх стилей (а это античной традицией отвергалось). Рамю использовал термин "риторика" для трёх компонентов коммуникации (память, дикция и действие). Последователи Рамю определяли риторику как искусство украшенной речи. Поэтому, после Рамю риторика начала сводиться к изучению литературного выражения и формы. Рамю говорил, что фигуры речи являются только орнаментом, их нельзя охарактеризовать как модели рассуждения. Эта точка зрения привела к окончательному отмежеванию риторики от философии и логики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|