Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поведение оратора в аудитории




От поведения оратора в аудитории очень часто зависит установление взаимодействия между оратором и аудиторией. При этом особое внимание следует обратить на ряд аспектов:

 

1) Восприятие оратора аудиторией (первое впечатление).

Для оратора чрезвычайно важна проблема первого впечатле­ния. Это важно для каждого человека, но для оратора - вдвойне и даже втройне. Очень важно не обмануть ожиданий слушателей уже в момент своего самопредъявления. Почему? Встреча оратора со слушателями, как правило, непродолжительна, и он не имеет достаточно возможно­стей для того, чтобы изменить впечатление о себе в свою пользу, если сразу не смог завоевать симпатии аудитории. Именно из-за этого общение может пойти в нежелательном для оратора направлении или не состо­яться вовсе.

Есть известная поговорка По одежке встречают, по уму прово­жают. Эта поговорка верна только применительно к продолжи­тельному общению, а встреча с аудиторией таковой не является. Надо помнить, что лектора, оратора чаще всего и провожают «по одежке», оценивая его преимущественно по внешним при­знакам.

П. Сопер приводит в своей книге такую историю: Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказал о случае, происшедшем в фойе гос­тиницы городка, где он должен был выступать. Молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объя­вила ему, что вечером собирается послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушка внима­тельно окинула его взглядом и сказала: «Ну, что ж... Все-таки я пойду».

Конечно, внутренние свойства оратора важ­нее, но все-таки они проявляются во вторую очередь, а в первую - оратора встречают «по одежке», и еще до того, как он начнет говорить, его уже «одобряют или порицают». Первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надеж­но хранится. Установлено, что на протяжении лекции из­менения в оценке лектора составляют 4-6%, не более, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» та­кие изменения составляют не более одного процента. Поэтому одно из важнейших дел оратора - про­думать свой внешний вид, от которого тоже в немалой сте­пени зависит, как сложится общение. Авторы книг по ри­торике предлагают выступать в деловом костюме. Здесь опять важно напомнить, что требования о скромности и опрятности в одежде, равно как и рекомендации о строго­сти в одежде, встречающиеся во всех учебниках по ораторскому искусству, не имеют универсального характера, поскольку они ориентируются лишь на опреде­ленный вид публичных выступлений: лекцию, политиче­скую и общественную речь. И в этой ситуации, действите­льно, все высказанные замечания совершенно справедли­вы.

 

Что же необходимо иметь в виду оратору для того, чтобы аудитория воспринимала его правильно?

 

Во-первых, первое впечатление - очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается.

В дальнейшем его приходится корректировать, опровергать, менять, а это всегда предполагает большие усилия. Вспомним: необычные, сенсационные сообщения, первые новости всегда воспринимаются человеком легко и с большим доверием, а по­следующим опровержениям, разъяснениям мы доверяем с боль­шим трудом. Именно поэтому газеты стремятся первыми сооб­щить новость, сенсацию: кто первый сообщает, тот формирует мнение, кто сообщает вторым или опровергает, вынужден уже изменять мнение, что всегда труднее.

 

Во-вторых, первое впечатление обычно далеко от истины.

Экспериментально установлено, что большинство черт, кото­рые приписываются человеку при первом впечатлении, не могут быть выведены из его внешности или наблюдаемого поведения. Так, 58% приписываемых при первом впечатлении черт (целеустремленность, умственные способности, моральные ценности и др.) нельзя вывести визуальным путем; в эксперименте испы­туемые выделяли даже такие признаки, как «любит сидеть в кафе», «наедине плачет» и др., а еще 27% выделяемых черт пред­ставляют чисто оценочные суждения (хороший, плохой, прият­ный, неприятный...). Таким образом, 85% качеств, приписываемых человеку при первом впечатлении, внешне никак не могут быть обнаружены, но тем не менее они приписываются человеку. Именно это и обусловливает большой процент ошибочно припи­сываемых черт.

Психолог Л.А. Бодалев проводил такой эксперимент: один и тот же преподаватель по-разному входил в разные аудитории, и его соответственно по-разному оценивали. Так вот, при определе­нии его отношения к людям ошиблись 75% опрошенных, воле­вых качеств педагога - 42% и его эмоциональных качеств - 28%. Таким образом, наиболее точно определяются эмоциональные ка­чества человека.

Первое впечатление во многом зависит от возраста, жизнен­ного и профессионального опыта слушателей, их настроения, т.е. оно очень субъективно.

В-третьих, первое впечатление очень устойчиво.

Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют всего 4-6%, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более 1%.

В-четвертых, оцениваются и запоминаются, прежде всего, индивидуальные качества оратора.

Оратор в принципе оценивается аудиторией как со стороны его объективных ролевых характеристик (ученый, депутат, мужчина, женщина, писатель, комментатор, журналист и др), так и со стороны его индивидуальных личностных характеристик (внешность, коммуникативное поведение, внутренние качества). Для аудито­рии, воспринимающей оратора, его индивидуальные характерис­тики оказываются в три раза более важными и «заметными», чем его ролевые характеристики. На 20% запоминаются внешние при­знаки оратора, на 34%- его коммуникативные особенности и на 44% - его внутренние качества. Таким образом, на 98% запоми­нается индивидуальность и лишь на 2% - ролевые признаки.

 

В - пятых, основой первого впечатления является зрительный образ.

Проводили такой эксперимент: одной группе испытуемых да­вали послушать сначала речь, а затем показывали фотографию оратора, другой - сначала фотографию, потом речь. И в том и в другом случае просили дать характеристику оратора. После предъяв­ления фотографии характеристика оратора менялась в значитель­но большей степени, нежели тогда, когда сначала оценивалась фотография, а потом добавлялась речь. Таким образом, зритель­ный образ при восприятии оратора значительно важнее, чем для формирования впечатления о нем речью. При первом впечатле­нии роль зрительного образа невозможно переоценить.

П. Сопер полагал, что «хорошая речь на добрую четверть вос­принимается чисто зрительным путем». Около 50% информации в процессе публичного выступления передается невербально. Все это свидетельствует о большом значении зрительно воспринима­емых элементов речи.

 

2) Оценка аудиторией портре­та оратора.

Трудно переоценить роль фигуры говорящего для успеха речи. От того, в какой степени доверяет, симпатизирует оратору аудитория, в огромной мере зависит эф­фективность воздействия. Там, где авторитетному, уважа­емому человеку бывает достаточно сказать несколько простых фраз, человеку, не известному аудитории, для достижения такого же результата потребуется произнести сложную, точно рассчитанную речь. Плутарх, сравнивая двух ораторов - Демосфена и Фокиона, - говорит, что Демосфен считал своего соперника весьма опасным кон­курентом. «Не совсем ясно, правда, чего собственно опа­сался Демосфен: то ли силы красноречия этого мужа, то ли его образа жизни и безупречной репутации, понимая, что одно слово, один кивок человека, который пользуется доверием, весит больше, чем великое множество про­странных периодов». Именно поэтому одним из важней­ших компонентов подготовки речи является оценка ора­тором своих отношений с предполагаемой аудиторией.

Причем чем объективней и самокритичней окажется та­кая оценка, тем лучше.

Логика всегда отрицала правомерность оценки лично­сти говорящего и признавала только оценку его доводов. Именно поэтому категорическому запрету подвергались доводы ad hominem. Однако интерес к личности говоря­щего, к его мировоззрению, нравственным характеристи­кам и общественной деятельности невозможно убить ни­какими запретами. Ведь если представить себе, что по ка­кому-то частному вопросу в выступлениях А.Д. Сахарова и В.В. Жириновского оказался один и тот же довод, то не будет удивительным, если окажется, что слушатель оцени­вал его в этих речах совершенно по-разному, сообразуясь со своим общим отношением к этим общественным деяте­лям. И ведь не случайно так популярна серия «ЖЗЛ» и все прочие издания, посвященные жизнеописанию выдаю­щихся ученых, писателей, политических деятелей! Оче­видно, знакомство с их жизнью, личностными качества­ми помогает нам лучше понять и оценить их идеи.

О влиянии личности оратора на восприятие его речи много пишут и в наши дни: «Оратор предсказуем. Аудитория, познакомившись с ним, уже знает, чего можно от него ожидать. Образ оратора - гарантия устойчивости суждений и реакций на речь. Этой стабильности хочет аудитория. Поэтому оратор ради единства своего образа должен не изменять своим взглядам даже под страхом смерти...». Это правильно, если отношение аудитории к оратору вызвано его речами и поступками. Однако бывает, что отношение обусловлено социальным, профессиональным или иным статусом говорящего. В не­которых случаях такой статус работает в пользу говоряще­го (например: профессор из Москвы выступает перед сту­дентами провинциального вуза). В других случаях статус оратора работает против него (на­пример: женщина-лектор перед мужской аудиторией в Средней Азии, чеченец в русской аудитории).

 

Таким образом, осмысление образа оратора важно как при анализе чужой речи, так и при подготовке своей. Ха­рактеристика оратора в целом проводится по той же схеме, что и анализ аудитории, исключая, разумеется, количест­венную оценку. Не является актуальным и пункт, оценива­ющий отношения аудитории и оратора: если аудитория может себе позволить принимать или не принимать орато­ра, то выступающий (раз он решил выступать) должен на­строиться исключительно на доброжелательное, позитив­ное отношение к слушателям. Следовательно; здесь имеем две составляющие: объективный портрет и статус.

К объективной характеристике автора речи относится указание на его пол, возраст, профессию, квалификацию, взгляды и т.п. - все то, что может помочь слушателям по­нять замысел его речи. Так, анализируя речи А.И. Ильина «О России», отмечаем, что он философ (это отражается на способе его рассуждений), богослов (это отражается на его мироощущении), десять лет в эмиграции (и, следователь­но, не имеет достоверного представления о положении дел в России) и т.д.

Статус - это указание на специфику взаимодействия оратора с конкретной аудиторией, социальный портрет ора­тора. Эта черта поэтому обязательно соотносится с субъек­тивной характеристикой аудитории. Так, если мы говорим об ораторе «начальник», то об аудитории должно быть сказано «подчиненные» (тогда возможны жанры при­каза, требования и т.п.), поскольку оратор не может быть на­чальником вообще, а лишь начальником в определенном коллективе; если мы говорим об ораторе «их преподаватель», то об аудитории должно быть сказано «его студенты» (тогда возможны жанры лекции, консультации и т.п.).

Черты своего социального портрета должны быть оце­нены каждым потенциальным оратором при подготовке к выступлению, поскольку здесь важно не выйти за рамки этого портрета и говорить так, как ожидает от человека с данным социальным статусом его аудитория. Так, препо­даватель, даже в неофициальном общении со своими сту­дентами, не может позволить себе речевых вольностей, до­пустимых в разговоре с посторонними людьми; с другой стороны, речь крестьянина, даже в официальном собра­нии, не должна быть нагружена абстрактными рассужде­ниями и книжной лексикой. Кроме этого, конечно, воз­можны и индивидуальные особенности речевого имиджа говорящего.

 

3) Ораторская индивидуальность.

Очень важно иметь в виду следующее положение. Слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает opaтоp, от личности самого оратора.

Все, что оратор говорит, напрямую связывается слушателями с его личностью. (Ср.: школьника спрашивают: «Какой твой люби­мый предмет?» Он отвечает: «Физика! У нас такой учитель!» - «А что тебе не нравится?» - «Черчение. У нас такая учительница...». Ученик неразрывно связывает предмет с его «интерпретатором».) То же самое делает и любая аудитория: запоминают оратора, а уже только потом — то, что он сказал: «Вот у нас выступал Н., так он сказал, что...». Сведения накрепко привязаны к личности оратора. Понравился оратор - понравится и то, что он проповедует.

В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других.

Слушатели хотят знать, в чем отличительные черты очередно­го оратора, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять. Вместе с тем любая аудитория видит и запоминает личность ора­тора упрощенно, подводя_ее под некоторые стереотипные схемы,
представления, роли: безнадежный теоретик, чистый практик, молокосос, старичок, моралист, бюрократ или чиновник, умница, весельчак и балагур и т.д. Необходимо заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным и вы были восприняты именно так,
как и хотите_себя подать.

Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, ее нужно культивировать, де­монстрировать. И здесь не надо стараться «работать под кого-либо», а необходимо всячески культивировать собственную ин­дивидуальность. Как говорил В. Маяковский: «Я поэт, этим и интересен».

В. Гримм критиковал В. Гете за то, что тот употребляет в своей речи диалектные слова, показывающие, откуда он родом. На это В. Гете говорил: «От своего отказываться нельзя. По реву медведя должно быть слышно, из какой он берлоги».

Д. Карнеги подчеркивал: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите». Оратор должен за­ботиться о своем имидже, как это делают политики, журналисты, актеры. Следует также отметить, что индивидуальность ора­тора повышает внушаемость аудитории.

Все выдающиеся ораторы были индивидуальностями.

Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии необычайно красноречив, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия.

И.И. Мечников отличался кристаллической ясностью и об­разностью изложения, свободой поведения, умением держать внимание в аудитории.

Д.И. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слу­шатели очень любили его метод «словесных экскурсий» - отступ­ления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски ме­нял высоту голоса во время выступления.

К.А. Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами.

Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в ходе выступления оратора.

- оратор не должен выглядеть уставшим, спешащим, недоволь­ным (помещением, задержкой начала работы, числом собравших­ся, опаздывающими и т.д.), избыточно возбужденным, аффекти­рованным (слушатели чувствуют неловкость за излишне возбужденного оратора),

- оратор не должен демонстрировать беспомощность, нереши­тельность,

- оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудито­рией за свою миссию (Извините, что задерживаю вас; Потерпите, я скоро закончу и т.д.),

- не следует оратору рассматривать потолок зала, как будто что-то не в порядке с люстрой (следует дружески окинуть взглядом слушателей и наблюдать их реакцию. По мимике и позам можно прочитать: со­мнение, участие, согласие, неодобрение (наморщенный лоб, движения головы!),

- нельзя долго пить воду во время выступления. (Иной оратор все десять минут глотает воду, как это делают во время лечения минеральными водами. Стакан с водой используют только в крайнем случае. Это ошибка считать, что глоток воды одолеет хрипоту),

- нельзя делать доклад в комнате для курения. Оратор не должен много курить,

- нарушение логичес­кой последовательности в изложении материала,

- перегрузка текста теоретическими рассуждениями,

- отсутствие доказательности основных положений,

- обилие затронутых вопросов и проблем,

- содержание фак­тов, примеров и т.п., не относящихся к обсуждаемому предмету,

- шаблонное, трафаретное построение речи.

 

4) Особенности оптимальной манеры выступления.

Оптимальная манера выступления предполагает:

- энергичность изложения.

Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. «Будьте энергичны, - советовал Д. Карнеги. - Энер­гия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вок­руг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». «Ничем не умеряйте вашу энергию», - советовал он. О. Эрнст отмечал, что «на протяжении всего выступления оратор должен ощущать «усиленное целевое напряжение», которое и со­здает необходимый оратору динамический настрой;

- физическую бодрость, подвижность.

Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физи­ческой форме, и это ощущение передается самой аудитории;

- уверенный внешний вид.

Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием «Имейте уверенный внеш­ний вид - он действует на слушателей положительно», - призы­вал ораторов П. Сопер. Уверенный вид при выступлении принять не так трудно - прежде всего, необходимо выше держать подборо­док и говорить как бы немного вверх (оптимальную высоту подъе­ма подбородка можно выбрать, руководствуясь таким правилом «Смотрите на пересечение задней стены аудитории с потолком», этого будет вполне достаточно для демонстрации уверенности), стойте прямо, не наклоняясь, смотрите в глаза слушателям. Д. Кар­неги советует: «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и на­чинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги. Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы про­сить вас отложить срок уплаты»;

- дружеский, интимный тон.

Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нуж­но пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере.

Необходимо всячески подчеркивать аудитории, что вы «свой». Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески под­черкивать общность ваших интересов, проблем, трудностей и ин­тересов, проблем, трудностей вашей аудитории.

Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, не­обходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репли­ками, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами - это тоже оставляет у аудитории положительное «после­вкусие»;

- интенсивность речи.

Интенсивность речи свидетельствует о напряженном мышлении. Важно, чтобы сохранялась видимость легкой речи. (Но иногда не повредит, если слушатель станет сви­детелем поиска оратором лучшей формулировки. Это даже вносит момент напряжения, не обязательно связанный со смущением.);

- концентрация внимания.

«Докучливые мысли - как навязчивые комары», - так однажды сказал Буш.

Удастся ли избавиться от вредных дополнительных мыс­лей - это вопрос концентрации на главном. Некоторых ораторов поток дополнительных мыслей уносит далеко: в любом пункте своего доклада они ненароком перескакива­ют с пятого на десятое. Речь распадается на отдельные нити; беспомощный слушатель оказывается в лабиринте неоформленных мыслей;

- импровизация.

В речи важна импровизация. Иногда в середине речи как будто с глаз внезапно спадает пелена; появляется внезапная мысль, обретается осознанное пред­ставление, и оратор формулирует его в порядке импровизации.

Совсем нередко и в обычной речевой практике в сере­дине речи вдруг на ум приходит неожиданное решение проблемы. Дамашке пишет: «Отдельные трудности, которые мучают при подготовке и кажутся не поддающимися пол­ному преодолению, часто молниеносно проясняются и ре­шаются сами собой во время доклада. Слово, которое произносят, оказывает то же самое действие не только «вовне», но и «внутри». Если во время речи открываются ворота новых знаний и появляются вереницы новых мыс­лей, то для оратора это самое счастливое событие».

Можно вновь и вновь вставлять мысли, которые не предусмотрены в конспекте, но которые нужно держать в запасево время речи; однако импровизации нельзя буй­но разрастаться в докладе. У некоторых импровизирующих ораторов мысли появляются только так, но в речи отсут­ствует связность. Все идет вперемешку, без разбора. Один насмешник сказал: «Господин X говорит сегодня на тему: «Что мне придет на ум».

 

Требованиями к речи оратора являются:

- безукоризненное знание грамматики русского языка.

- знание литературы об ораторском искусстве, о культуре речи.

- владение орфоэпическими нормами (четкое про­изношение каждого звука, каждого слова, каждой фра­зы, правильная постановка ударения, безукоризнен­ное произношение звуков и проч.).

- умелое использование языковых изобразитель­ных средств.

- речь оратора должна быть эко­номной и краткой.

5) Расположение оратора в аудитории.

Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед слушателями, а не посередине их.

Необходимо помнить, что оратор, который стоит перед слу­шателями:

- демонстрирует уважение к аудитории,

- создает постоянное напряжение для себя,

- лучше чувствует время,

- энергичнее говорит.

Трибуны, возвышения, эстраду следует использовать как мож­но меньше. Искусственно возвышаясь над аудиторией, оратор демонстрирует ей свое официальное превосходство, что проти­воречит правилу интимности общения, которое очень эффек­тивно в публичном речевом воздействии. «Стойте рядом со свои­ми слушателями», - рекомендует Д. Карнеги. Если слушателей менее 75 человек, то следует разговаривать с ними внизу, а не с эстрады, считает П. Сопер.

6) Движение оратора по аудитории.

Важным средством повышения эффективности речевого воз­действия оратора на аудиторию, установления с ней взаимодействия является его движение по ауди­тории.

Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории.

Необходимо приближаться к слушателям .

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных