Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






1 страница. Особым видом речевой коммуникации, в которой реализуются все виды демонстрации, является спор.




И. В. Гете

 

Особым видом речевой коммуникации, в которой реализуются все виды демонстрации, является спор.

Спором называют доказательство чего-либо, в ходе которого каж­дая из сторон отстаивает свое понимание обсуждаемого вопроса и оп­ровергает мнение противника. Частной, однако очень распространен­ной разновидностью спора является полемика (греч. polemikós — воинственный, враждебный) — спор на собрании, диспуте, в печати и т.д. по какому-либо вопросу, при обсуждении какой-либо проблемы. Иногда в этом значении употребляют термин "дискуссия", который сам по себе многозначен. Под дискуссией может пониматься обсужде­ние спорного вопроса, основанное на искусстве рассуждать и излагать свои мысли соответственно законам разума, а также форма научного общения и получения нового знания, т.е. логика научного поиска.

Приведем суждение Аристотеля о дискуссии: "Что касается диалектических бесед, в которых рассуждают не ради спора, а ради приобретения навыка или исследования истины, то еще никто не разоб­рался, к чему должен стремиться в них отвечающий, с чем соглашать­ся и с чем не соглашаться для того, чтобы надлежащим или ненадле­жащим образом защитить тезис; так как, стало быть, у нас нет для них, а именно для тех, которые беседуют друг с другом ради исследо­вания истины, правил, оставленных нам предшественниками, то мы должны попытаться сказать кое-что сами".

Понятно, что в основе дискуссии лежит спор, искусство ведения которого всегда интересовало мыслителей. Мастерство спора, искусство вести полемику, пользуясь при этом всеми приемами, рассчитанными только на то, чтобы победить противника, так называемая "эристи­ка" (греч. eristikós — спорящий) в наиболее классическом виде оформи­лась у философов V в. до н.э. Древнегреческому философу, главе антич­ных софистов Протагору из Абдер приписывают сочинение "Искусство спора". Античные философы-софисты выдвинули учение о всеобщей относительности, о том, что о каждом явлении можно высказать два противоположных мнения, что человек есть мера всех вещей (см. выше).

Аристотель рассматривал вопросы полемики в связи с риторикой, логикой, эстетикой и диалектикой.

Последователи китайского философа Мо-цзы различали семь ме­тодов ведения спора: 1) аналогия (сопоставление вещей), 2) сравнение суждений по частям, 3) использование противоречий в аргументах про­тивника, 4) подражание противнику и др.

Еще древнеиндийские логики высоко ценили такие черты участ­ника спора, как умение найти ошибки в рассуждениях противника, способность быстро понять то, что высказано оппонентами, вникнуть в их мысли и найти ответы на них, не проявлять во время спора деп­рессии, сохранять присутствие духа, не обнаруживать усталости, не раздражаться, не сердиться, не допускать грубости и колкости по от­ношению к оппоненту: "Нельзя выходить из себя, даже когда быва­ешь прав".

После средневековья с его схоластическими словопрениями в эпо­ху Возрождения снова появилось полнокровное, непосредственно свя­занное с острыми жизненными проблемами искусство спора. Попыт­ки обобщить теоретические основы и практические приемы полемики предпринимались и в Новое время. В 1820 году вышла в свет книга А. Шопенгауэра "Эристика, или Искусство спорить". Рассуждения и рекомендации философа основывались на мысли о том, что в борьбе все средства хороши. Шопенгауэр перечисляет около четырех десят­ков уловок, среди которых есть, например, такие как сбивание с тол­ку бессмысленным набором слов, возбуждение гнева придирками и т.п.

Научные споры имеют огромное значение для нахождения исти­ны. Недаром говорится, что истина рождается в споре, в борьбе мне­ний. Но как спорить, с чего начинать спор и чем его завершать, — совета на все случаи споров дать невозможно. Специально разрабо­танной процедуры спора не существует. Спор требует умственной активности, творческого напряжения сил, и невозможно найти такое средство, которое автоматически научило бы, как быть оригиналь­ным, так как такое средство в первую очередь исключало бы ориги­нальность. Правда, уже Сократ применил ряд приемов спора. Нема­ло содержится указаний на технику спора в "диалогах" у Галилея, Беркли, Юма и других авторов. Немецкий логик и математик П. Лоренцен разработал "логику спора", напоминающую по своему харак­теру так называемые таблицы голландского логика Э. Бета. Но обоб­щающего и систематического труда о приемах спора пока не создано.

Нет и какой-то общепринятой классификации споров. В начале XXвека широко стала известна работа русского профессора С.И. Поварнина, в которой автор различает два вида спора: 1) из-за истинности мысли, когда в результате спора устанавливается истинность или ошибочность доказываемого тезиса, и 2) из-за доказательства, когда в результате спора устанавливается, что тезис противника им не оправдан или что собственный тезис не опровергнут противником. Кроме этих двух основных видов спора, автор анализирует много других (сосредоточенный и бесформенный, простой и сложный, пись­менный и устный и др.). Второй раздел книги посвящен выяснению различных уловок в споре. Уловкой в споре автор называет всякий прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя или затруд­нить спор для противника. Уловки могут быть позволительные ("от­тягивание возражения", выявление слабых пунктов аргументации и др.) и непозволительные ("срыв спора криком", угроза чем-либо и др.). Могут быть также психологические уловки (раздражение противни­ка; отвлечение внимания противника от какой-нибудь мысли, кото­рую необходимо провести без критики, и др.).

Самыми обычными и излюбленными уловками автор называет софизмы, или намеренные ошибки в доказательстве. Все софизмы он де­лит на несколько больших групп.

1. Отступление от задачи спора. Сюда автор относит прежде всего софизм умышленной неопределенности или запутанности (тезиса, дово­дов или всего доказательства), когда доказывающий говорит так, что сразу не поймешь, что именно он хотел сказать. К этому виду софизмов относятся также "подмена спора из-за тезиса спором из-за доказатель­ства", когда опровергается не тезис, а ход доказательства, но делается вывод, что опровергнут тезис. Софистическим отступлением от задачи спора является и такая уловка, когда опровергается не существо тезиса, а его маловажные частности, но делается вид, что опровергнут тезис.

2. Отступление от тезиса. К числу таких приемов автор относит прежде всего уловку, известную под названием "сделать диверсию", когда спорщик с самого начала оставляет довод или тезис и хватается за другой. Сюда же автор относит и "переход на личную почву". От диверсии автор отличает "подмену тезиса" (см. выше), когда от тезиса спорщик не отказывается, но, наоборот, делает вид, что все время его держится, но на самом деле защищает другой тезис. К числу видов та­кой подмены автор относит сужение или расширение тезиса. Напри­мер, спорщик видит, что его тезис "Все люди трусливы" доказать не удается, тогда он старается сузить его и заявляет, что он имел в виду не всех людей, а большинство. Одной из самых частых подмен тезиса ав­тор считает такую подмену, когда мысль, которая приводится с извест­ной оговоркой, при которой эта мысль истинна, подменивается той же мыслью, но уже высказанной вообще, без всякой оговорки.

3. Лживые доводы. К этой группе относится прежде всего "умно­жение довода", когда один и тот же довод повторяется в разных фор­мах и словах и выдается за несколько доводов. Но бывает, что спор­щик выдвигает просто ложный довод. Сюда же относятся нелепые до­воды, произвольные доводы.

4. Мнимые доказательства. Они относятся к приемам произволь­ного довода. Здесь возможно несколько уловок: а) тождесловие, ког­да в виде довода приводится для доказательства тот же тезис, только выраженный в других словах; б) обращенное доказательство, когда мысль достоверную делают тезисом, а мысль вероятную — доводом; в) "круг в доказательстве", когда мысль А доказывают с помощью мыс­ли Б, а потом мысль Б доказывают с помощью мысли А (см. выше).

5. Приемы непоследовательности, которые автор называет софиз­мами неправильного рассуждения и в которых тезис "не вытекает" из доводов.

Причиной многих споров, как показывает опыт, является упот­ребление слов в разных смыслах. Поэтому прежде чем начать спор, необходимо уточнить понятия (см. выше).

Особенно надо следить за тем, чтобы спор не превращался в само­цель, когда внимание сосредоточивается не на том, чтобы найти ис­тину, а только на том, чтобы выйти победителем, оказаться правым во что бы то ни стало. Такие споры вырождаются в перебранку, сплет­ни и дрязги. В "балаганных" спорах, как правило, переходят на лич­ную почву, когда вместо обоснования истинности тезиса все сводят к отрицательной характеристике оппонента; начинают прибегать к софистическим уловкам, к психологическим приемам (раздражение противника, отвлечение внимания от основной мысли и т.д.), к лож­ным доводам, к оскорбительным эпитетам, к брани и прочим недостойным приемам. Но такие "методы" обычно не достигают цели.

Когда спор переходит на личную почву, надо уметь отклонить попытку уйти от обсуждения тезиса на сведение личных счетов, разоблачить софистические и психологические уловки, а для этого нуж­но их знать.

В публичном выступлении, если оно является элементом ораторской речи, т.е. однократным речевым актом, особенно важно внимание аудитории, поскольку фактически у оратора нет времени ни повторять, ни уточнять. Завоевание внимания аудитории и есть реализованное ораторское мастерство. Все предлагаемые правила могут быть рассмотрены только как рекомендательные, возможность применения которых диктуется конкретной коммуникативной ситуа­цией.

Как советовал Плутарх, говорить надо "или как можно короче, или как можно приятнее". Можно начинать и с цели выступления, с напоминания известного факта, с незнакомых статистических дан­ных. Но всякий раз ищите приемы возбуждения интереса, которые, конечно, в каждом случае будут разными.

Сначала желательно поляризовать внимание аудитории, вызвать интерес, динамично увеличить эмоциональный фон, а затем можно развивать главную мысль речи.

Дайте слушающим вас возможность ухватить основную мысль уже во вступлении. Это достигается четкой формулировкой тезиса, мудрым афоризмом, цитатой авторитетного лица или документа. Цель речи тоже должна быть всем понятна, тогда люди начинают следить за развитием мысли и тем, как вы ее аргументируете.

Но не только для начала выступления пригодятся какие-либо "сюрпризы" — случай, какая-то приятная неожиданность, юмористичес­кое замечание, комплимент и другие "крючки", как называл их А.Ф. Кони, — они необходимы на протяжении всего выступления. До­бивайтесь внимания и расположения аудитории.

Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке, однако их можно компоновать по-разному, в зависимости от того, каково расположение речи, т.е. в зависимости от объема речи и выводов по содержанию. Эти восемь форм древнегреческие риторики называли частями речи.

Композиция речи складывается как последовательность частей речи в той или иной конфигурации, когда одна форма сменяется другой, повторяется, комбинируется с другими различным образом. Искусное использование частей речи составляет основу ее расположения.

Части речи — это крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. Вот их классическая последовательность: обращение, называние темы, повествование, описание, доказатель­ство, опровержение, воззвание, заключение.

Первая часть речи — обращение. Это аргумент от личности говорящего. Здесь убеждает сам образ оратора. Но образ оратора дей­ствует через обращенную к аудитории речь. Поэтому содержание обра­щения — так или иначе высказанная просьба прослушать все то, что последует за ним.

Обращение действует как отдельный риторический аргумент толь­ко в совещательной речи. Если оратор хорошо известен публике, публика уважает и доверяет ему, то одно его обращение к аудитории в состоянии решить дело. Особенно в том случае, когда дискуссия требует перехода к действиям. В остальных случаях обращение употребляется обязательно вместе с другими частями речи.

Непосредственная задача обращения — расположить аудиторию к оратору. Поэтому в обращении оратор представляет себя как чело­века определенного духовного склада и общественного положения, прямо или косвенно призывает выслушать речь, показывая свою ос­ведомленность в нуждах, настроении и образе мыслей аудитории. Он как бы говорит: "Я вам сейчас нужен".

Сила обращения в том, что по правилам ведения речи всякий говорящий должен быть выслушан. Следует прервать любое занятие и выслушать того, кто обращается к вам. Правило предпочтения слу­шания любым действиям заучивается с детства и приобретает харак­тер автоматизма. Поэтому на обращение аудитория всегда отвечает напряжением внимания. Лекторы нередко пользуются обращением в ходе лекции, когда внимание слушателей начинает ослабевать.

Обращение создает и развивает фактическую функцию речи. Оно непосредственно связано с эмоцией любви. Поэтому в обращении важ­но быть обильным в словах, уметь отозваться о своей аудитории с по­хвалой, как прямой, так и косвенной, можно прибегать к отступлениям. В обращении нельзя быть скучным, сердить публику или показывать пренебрежение к ней, кроме исключительных случаев.

Иногда можно опустить обращение, если аудитория уже распо­ложена слушать.

Вторая часть речи — называние, или обозначение темы. Это тоже важный риторический аргумент. Само название темы и ее объяс­нение составляют смысловой центр аргументации. Бывает, что, выс­лушав только одно название, публика не хочет слушать дальше или, наоборот, уже согласна с оратором. Аудитория понимает, что тема — центр содержания речи, и предполагает все возможные аргументы.

Название темы должно, во-первых, соответствовать предмету речи, во-вторых, быть понятным аудитории и, в-третьих, быть построено стилистически так, чтобы заинтересовать слушателей. Это значит, что из разных по стилю высказываний нужно выбрать яркое и современное, отвечающее вкусам аудитории и описывающее предмет лекции.

Название темы — необходимая часть композиции любой лекции. Этой частью после обращения или значимого пропуска обращения открывается публичная речь. Название темы в гомилетической пуб­личной лекции опустить нельзя. В ораторике же, напротив, название, как правило, опускается.

Если тема сформулирована с применением выражений, содержа­щих загадку, или если название имеет описательный характер, ора­тор обычно раскрывает его содержание, комментирует или делает сло­ва комментария как бы названием отдельных частей своей речи, ис­пользуя их как оглавление в последующем построении речи.

Следующая часть речи — повествование. Здесь предмет лек­ции развивается в его историческом становлении. История становле­ния предмета (либо как вещи, либо как мысли) обычно проста для вос­приятия аудитории. Но всякое повествование заведомо неполно. Со­бытия, составляющие повествование, подбираются так, чтобы подве­сти слушателя к определенным выводам. Яркий состав частей истори­ческого повествования — предмет искусства слова. Благодаря тому, что повествование удобно для восприятия, аудитория обычно охотно следит за последовательностью и составом событий.

Но принципиальная невозможность дать полный состав событий делает повествование легкоуязвимым для критики. Кто-либо из присутствующих в аудитории может вспомнить опущенные в повествова­нии события и тем опровергнуть ход и смысловое содержание этой час­ти речи, а то и речи в целом. Поэтому при повествовании выбор собы­тий необходимо хорошо обосновать, а не просто опустить невыгод­ные для говорящего эпизоды (как это нередко делают судебные ора­торы). В повествование входит также рассмотрение предмета лекции как части более широкой проблемы.

Четвертая часть речи — описание, в котором дается системати­ческая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям в их соотношении, и в целом. Это всегда системный анализ предмета.

В описание обычно вводятся примеры, содержащие мысленный эксперимент. В этом случае описание непосредственно предшествует доказательству.

Пятая часть речи — доказательство. Она содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры и другие формы доказывания, несловесные — например, ве­щественные доказательства. Избрание формы доказательства зави­сит от характера аудитории и от направления доказывания, а также от убеждений и от настроений слушателей.

В древности говорили: "Аргументы не перечисляются, а взвешиваются". Действительно, важно не количество доказательств, а их весомость, уместность. Сразу же нужно отводить в сторону доводы, не относящиеся к сути дела.

Доказательство — центральная часть речи. Поскольку речь мо­жет занимать разный объем, то по конкретным условиям речи доказа­тельство может быть опущено. Однако опущение доказательства не означает его отсутствия. Оратор должен держать в уме доказатель­ство и предварительно хорошо проработать его.

Шестая часть речи — опровержение — следует за доказатель­ством. Опровержение в риторической теории частей речи представляет собой доказательство от противного. Выдвигаются возможные возра­жения против доказательства, и затем они опровергаются. Благодаря этому путем всестороннего обсуждения темы укрепляется доказательство.

В конкретной ораторской практике опровержение может стать не только абстрактным, но и реальным. Это бывает тогда, когда лектор получает вопросы и возражения, начинающие спор. Тогда опроверже­ние в зависимости от характера аудитории может вестись как диалек­тика, полемика или эристика.

Под диалектикой в данном (античном) смысле слова понима­ется логическое доказывание с употреблением примеров и энтимем, а не одних силлогизмов, в диалектике говорящий и слушающие совмест­но ищут истину.

В ораторике, т.е. судебной, совещательной и показательной речи, всегда преследуют интерес, а не ищут истину. Поскольку интересы различны, возникает полемика или спор.

В письменной речи диалектическая позиция возможна в литера­турном тексте и невозможна в письмах, документах и средствах мас­совой информации.

Диалектические отношения к предмету речи специально оговариваются. Это делается путем обращения к аудитории: необходимо при­звать ее отнестись к предмету диалектически, т.е. начать совместно искать истину, а не просто утверждать самого себя.

В условиях публичной лекции спор может вестись либо с абстрак­тным оппонентом, когда лектор и аудитория выступают как бы со­вместно против него, либо с кем-либо из слушателей, а то и со всей аудиторией.

Бывает (и нередко), когда аудитория в целом или кто-либо из присутствующих склонен "дать бой лектору", т.е. настроен на полемику. Тогда переходят к полемическому опровержению.

При полемическом опровержении целью является дока­зать оппоненту справедливость своей точки зрения и склонить его при­нять ее. Успех полемики определяется тем, что оппонент оказался убеж­денным и признал справедливость и правильность аргументов, выдви­нутых противником.

Полемика выгодна лектору. Она помогает развить и укрепить его точку зрения. Обычно полемика принимает форму вопросов аудитории и ответов лектора.

При эристическом споре понятие правильности и справед­ливости аргументов практически не меняется, здесь происходит утвер­ждение своего интереса (простейший пример эристики — умение торго­ваться на базаре). Результатом эристического спора должно быть со­глашение, в определенной степени устраивающее обе стороны.

Седьмая часть речи — воззвание. Это обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям.

Восьмая часть речи — заключение, в котором обычно подво­дится итог лекции и даются перспективы на будущее.

Остановимся на некоторых особенностях публичного выступления.

В композиции ораторской речи, таким образом, первый крупный этап — установление контакта с аудиторией — имеет очень большое значение. Лучшее начало — это как бы приглашение к размышлению, приглашение заманчивое, от которого невозможно отказаться.

Первыми фразами вам удалось привлечь внимание и даже заинтриговать перспективой речи. Но слушатель пойдет за вами, если уяснит, зачем все это. Человек должен ощутить потребность в информации лич­но для себя. Возможно, он и думает о голоде в Эфиопии, но невольно задается вопросом, какое отношение данная проблема имеет к нему лич­но. Надо помочь слушателю осознать его сопричастность к теме. Вто­рой этап подчинения аудитории воле оратора, таким образом, — "перекидывание моста" от общих интересов и потребностей (государствен­ных, групповых и т.д.) к личным, индивидуальным.

До тех пор, пока оратор не настроил человека на слушание речи, не выявил мотивации, потребности в восприятии сообщаемого не бу­дет. Основную часть речи следуют посвятить обоснованию главной мысли — начните общим целевым утверждением тезиса.

Излагайте позицию открыто. Умолчание о чем-либо вызывает оживление оппозиции. Побольше искренности, не скупитесь на чув­ства. Демонстрируйте свою личную убежденность. "Посеете скрыт­ность — пожнете недоверие". Показывайте пользу ваших предложений не вообще, а конкретно, вплоть до деталей. Чем ниже образовательный уровень аудитории, тем больше надо заботиться о примерах, как мож­но чаще использовать наглядные средства, подключая также и внут­реннее зрение. Что это такое? "Слушать на нашем языке означает ви­деть то, о чем говорят, а говорить — значит рисовать зрительные обра­зы. Природа устроена так, — писал К.С. Станиславский, — что мы при словесном общении с другими сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слуша­ем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное". Порой люди помнят, о чем шла речь, толь­ко благодаря примерам. Они видят предмет, воображают и фиксируют его в памяти (так реализуется образное мышление).

Сенека говорил: "Длинен путь через наставления, короток и легок — через примеры". Примеры подразделяются на краткие или подробные иллюстрации (ссылка на случай, известный аудитории, или рассказ, событие), фактические истории или анекдотические курьезы; шуточные повествования или строгую констатацию фактов и др.

1. Примеры в виде историй.

Допустим, вы ставите перед публикой вопрос, можно ли победить, будучи приговоренным к смерти. И далее уместна история. Приведем такую. В Древней Греции красавицу Фрину, по преданию, судьи приговорили к смертной казни за то, что она слишком любовалась своим обнаженным телом. Чтобы спасти красавицу, на суде защитник сорвал с нее одежду. Судьи увидели ее наготу и, ошеломленные красотой ее тела, отменили приговор.

2. Примеры из жизни известных слушателям людей.

3. Примеры, в которых используются новые статистические данные.

"В Швеции за последние годы возрос ассортимент продук­тов для домашних животных — в нем теперь около 200 позиций. Консервы собачьи и кошачьи, галеты, потроха, косточки... Что еще? Не хватает фантазии".

4. Примеры, построенные на контрастных или красочных сравне­ниях.

Наиболее эффектное сравнение построено на аналогиях, зафиксированных в индивидуальном жизненном опыте.

5. Визуально оформленный пример.

Если оратор не пытается достичь образности, используя слова, которые будоражат воображение, не реконструирует сцены из личного опыта слушателей, то речь его останется абстрактной, не произведет на аудиторию впечатления. Яркая, т.е. стимулирующая воображение, эмоциональная, т.е. апеллирующая к чувствам, искренняя, т.е. демонстрирующая убежденность говорящего, речь — произведение ораторского искусства. В этой связи ораторское искусство — особая фор­ма воздействия не только и не столько на разум слушателя, сколько на его чувства и воображение. Не случайно один древний китайский философ заключил: "Искренний человек, исповедующий ложное уче­ние, делает его истинным, неискренний человек, исповедующий ис­тинное учение, делает его ложным".

Говорите ясно. Все великие ораторы придерживались правила, сформулированного еще Аристотелем: ясность мысли — ясность речи — ясность общественного интереса.

Непоследовательность — типичный порок нелогичного мышления, когда оратор, докладчик, автор или участник спора высказывает ка­кое-либо положение, а затем тут же отрицает его. Непоследовательность всегда является нарушением требований формально-логического закона противоречия. Непоследовательность — это и такое положение, ког­да из посылок не делают того вывода, который из них неизбежно сле­дует.

Обязательно включайте в свои рассуждения доводы сомневающих­ся (оппонентов) в выгодном для своего рассуждения ракурсе. Для этого определите заранее слабые стороны аргументации соперников. Возмож­но, вам удастся посеять предубеждение к выступлению противника, если вы уверены, что полемики не избежать.

Если вы предполагаете явное противодействие со стороны незаинтересованных лиц, дайте фундаментальное обоснование своих взглядов, ошеломите слушателей оригинальным теоретическим доказательством, удивите логичностью обоснования.

Избегайте давать собственные оценки, использовать превосходные степени сравнения, частые ссылки на авторитеты. Это обижает собеседников.

Ведите мысль по трем ступенькам: вначале дайте определение понятию (дефиниция), далее сравните предмет с чем-либо известным (идентификация), а после приведите аргументы. Этим вы обеспечите доступность вашей аргументации и логичность изложения.

Выступая первыми, сначала докажите свой тезис, а в конце постарайтесь посеять сомнение в отношении антитезиса, слегка покритикуйте оппонентов. Тем самым вы затрудните их задачу. Ведь в этом случае им надо будет начинать не с убеждения, а с нейтрализации брошенных вами посылок — время на обоснование альтернативы будет потеряно. В любом случае начинайте с того, что вас объединяет. Существуют два известных латинских изречения: "Cum principia negante non est disputandum" и "Contra principia negantem disputari non potest", кото­рые означают, что против отрицающего основные положения спорить невозможно, нельзя спорить с тем, кто отрицает принципы, спорящие стороны должны признавать какие-то общие начала, на основании которых может быть разрешен их спор. В каждой аудитории есть опреде­ленные области содержания, которые признаются как правильные и про­веренные общественным опытом. Они носят название общих мест. Необ­ходимо различать общие места и предрассудки. Общие места — категории содержания речи, проверенные историческим опытом людей и поэтому правильные. Предрассудки — заблуждения, временно разделяемые большинством людей. Так, например, общим местом будет то, что дети рождаются только благодаря союзу женщины и мужчины. Предрассудком — что в этот союз могут вмешаться нечистые силы.

Общие места — результаты познавательной деятельности человечества. Они развиваются вместе с развитием знания и речи. Поэтому общие места бывают основные, не зависящие от вида словесности, и дополнительные, принятые только в ее определенном виде. Основные общие места возникают прежде всего в фольклоре. Фольклор является всеобщим знанием, он содержит исходную систему знания, от которой отправляются все другие знания в последующем развитии обществен­ной мысли. Эти общие места сформулированы в самом кратком фольк­лорном жанре — пословицах и поговорках.

Топика, т.е. совокупность общих мест (словом топ или топос называют общее место; топ и общее место — синонимы), у Аристотеля связана с логической формой противопоставлений, свойственных пословицам, которая характеризуется сочетанием утверждений и частных отрицаний уже утвержденного, по типу: Много — хорошо, а большелучше того; Мал золотник, да дорог. Этот тип суждений вошел в "Риторику" Аристотеля при описании им топики.

Общие места основного характера были разработаны рационалистической риторикой, образцом которой может служить риторика Ло­моносова: "Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несход­ные вещи, 16) уравнения".

Дополнительные общие места характеризуются тем, что они применяются в текстах с определенным смысловым содержанием, напри­мер в научных. Но при этом они как бы разделяют данный вид сло­весности на диаметрально противоположные группировки. Так про­тивопоставляются в пределах науки диаметрально противоположные виды фундаментального знания: естественно-исторические и обще­ственно-исторические.

Совокупность таких дополнительных общих мест в области на­уки есть образ научного предмета. Развитие общих мест — итог по­знавательной деятельности. Информационные классификации знаний выстраиваются с ориентацией на общие места. Впервые эта мысль была сформулирована в "Частной риторике" К.П. Зеленецкого.

Кроме общих мест и предрассудков, позитивный познавательный процесс в речевой коммуникации содержит и временные итоги позна­ния. Это такие явления, как распространенные научные гипотезы, оп­равданные положения разных идеологий, религиозные догматы, тер­мины, стандарты и, наконец, общепринятые в данном состоянии об­щества или определенной его части положения в области права, адми­нистрации, идейных построений массовой информации и т.п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных