Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






2 страница. Для убедительности изложения содержания речи необходимо держаться общих мест, мнений, распространенных в настоящее время




Для убедительности изложения содержания речи необходимо держаться общих мест, мнений, распространенных в настоящее время, и отдавать себе отчет в том, что существовали и существуют предрассуд­ки, с которыми нужно бороться.

Общие места в схоластической риторике понимались как механистическое средство изобретения речи. Не избегла такого понимания об­щих мест и рационалистическая риторика. В ней общие места понима­лись как средство изобрести мысль путем соединения общих мест, их логического перемножения. Этот метод, как оказалось, годится только при формировании догматической речи, когда целью изобретения яв­ляется напоминание или дополнительное освещение истин, уже извест­ных слушателям, т.е. изобретается новая словесная форма для триви­ального знания. Общие места — только средство установления речевой коммуникации, для которой нужна смысловая общепонятность. Опи­раясь на общепринятое и общепонятное, оратор развивает принципи­ально новую мысль.

Если вы выступаете вторыми, то существуют два варианта нача­ла речи.

Можно сразу доказывать свою точку зрения, не принимая в рас­чет то, что говорил оппонент. Этот порядок выигрышный, когда вы уверены в неуязвимости своей аргументации. У вас есть чем удивить аудиторию, и атмосфера благоприятствует вашей позиции.

Если же силы примерно равны, то следует начать с анализа, раз­бора аргументации соперника, расшатать демонстрацию и тем самым ослабить состоявшееся на слушателей воздействие. После этого можно приступить к доказательству своего положения. Второй случай требует больше времени и сильной контраргументации. При этом "Из доводов сильные и важные должно положить наперед, и те, которые других слабее, в середине, а самые сильные — на конце утверждения, ибо слушатели и читатели больше началу и концу внимают и оных больше помнят" (М.В. Ломоносов).

Как только вы почувствуете, что цель достигнута, просите определенных действий от аудитории. Здесь уместны призывы и обращения. Финал речи должен прозвучать мощно, чтобы люди услышали вас.

Трудным собеседником следует считать человека, о котором мы ничего не знаем. Самым же сильным может оказаться тот, о котором мы ничего не желаем знать. С другой стороны, не подготовленный к раз­говору человек может быстро вызвать у доброжелательного и пози­тивно настроенного собеседника активную неприязнь, переходящую в конфронтацию. Некоторым людям свойственна "врожденная испорченность": они считают себя всегда правыми, а собеседника — заблуждающимся. Отсюда неуважительное отношение к чужим принци­пам, мнениям, суждениям; предвзятость и недоброжелательность в об­щении. Такой человек даже не скрывает нежелания слушать вас. Свер­ните разговор, так как он приведет лишь к ссоре, обидным упрекам, психологическому барьеру. "Многие только потому и спорят против истины, что пропадут, признав ее за таковую" (И.В. Гете).

Психологический барьер в общении создают повышенный эгоцентризм (все внимание концентрируется на себе, возвышении себя), недисциплинированность, лень, нежелание думать, нечестность, грубость, болезненное самолюбие, тщеславие, консерватизм в мышлении, неуравновешенность, беспринципность, властолюбие, вспыльчивость и др. Как видим, есть что принять во внимание. Значит, умейте "смоделировать" своего собеседника и до разговора с ним спрогнозировать ситуации общения.

Готовиться к противоборству, защите вынуждают многие обстоятельства, но главное из них — стремление к истине. "Люди умные и энергичные борются до конца, а люди пустые и никуда не годные подчиняются без малейшей борьбы всем мелким случайностям своего бессмысленного существования", — замечал Писарев.

Почему необходимо готовиться к противодействию?

Во-первых, из-за того, что к спору подключаются и некомпетентные, недальновидные, ограниченные в своем представлении об обсуждаемом предмете люди. Приходится сталкиваться и с упрямством оппонентов.

Во-вторых, из-за непримиримости позиций спорящих, их "престижных" побуждений, конъюнктурных соображений, расхождения целей.

В-третьих, из-за неприятия участниками спора взглядов и гипо­тез до тех пор, пока их очевидность не станет неотвратимой необхо­димостью.

В-четвертых, из-за привлечения к дискуссии общественности, мне­ние которой может быть случайным, умышленно неправильно сформированным.

В-пятых, из-за неумения слушать и понимать собеседника.

Если перед вами вздорный человек, сохраняйте спокойствие, не давайте вывести себя из равновесия. Предоставьте критику его пози­ции другим — сохраните силы и со стороны обнаружите уязвимые места соперника.

Позитивно настроенного собеседника не следует подталкивать к одобрению ("ну что же вы молчите?"), форсировать его активность. Так как он ваш потенциальный соратник, лучше дайте ему возмож­ность подвести итог, высказать резюме.

Демагогов следует очень тактично останавливать контрвопроса­ми, уточнениями. В этом случае уместна ирония.

В робких же надо укрепить уверенность (быть замеченным публи­кой всегда приятно.) Смотришь, у кого-то из них появится желание выступить в поддержку вашей идеи.

Что касается признанного авторитета, то лучше всего ограничить­ся комплиментом в его адрес. Если же вы проявите внимание к его мне­нию, попросите советов в отношении вашей аргументации, то ваш со­беседник ощутит значимость своей персоны и охотно поддержит вас.

Незаинтересованные скептики отличаются обостренным чувством собственного достоинства. Их не стоит лишний раз задевать, возра­жения лучше оставлять без внимания либо в мягкой форме нейтрализовывать их негативную реакцию.

Защита собственной позиции заключается не столько в ограждении идеи от критики собеседников или в неуязвимости аргументации, сколь­ко в успешности контрударов по слабым местам альтернативы. Мозг человека делает окончательный выбор после срабатывания всей це­почки: аргументация, оппонирование, контраргументация. И решаю­щим, как правило, может оказаться прием конструктивной критики. Поэтому, слушая собеседника, замечайте уязвимые места его выступ­ления для контрудара. Что здесь имеется в виду? Противоречия в суж­дениях, несостоятельные аргументы, подтасовки, неудачные аналогии, предвзятые оценочные суждения, спекуляции, демагогические увертки, софистические уловки и ошибки из-за нарушения законов логики. Без обнаруженных изъянов в аргументации оппонента защита превратит­ся в оборону. Идея обычно овладевает людьми только при сочетании наступления с утверждением и контрнаступления с упреждающими уда­рами. Не случайно в символе древней риторики — муза, держащая меч и щит. Цицерон утверждал, что ораторское искусство сродни искусст­ву военному. Дискуссия — это сражение умов.

Чего нам прежде всего не хватает в дискуссии, так это умения внимательно слушать и улавливать мысли собеседника. Понаблюдайте за двумя спорящими, и вы поймете, скорее всего, что оба стремятся переубедить другого и совсем забывают о необходимости выслушать собеседника. Что же предпринять для успеха защиты своей позиции? Дайте возможность человеку высказаться и не перебивайте его. Ста­райтесь понять его точку зрения и найти соприкосновение позиций, запомните взаимодополняющие доводы. Стремитесь уловить мысль оппонента, сосредоточьтесь на ее развитии и обосновании, не приди­райтесь к неточным словам. Не пытайтесь одновременно хвалить со­беседника и после этого сразу же критиковать. Не показывайте своего торжества, побеждая его в споре: не задевайте его самолюбия. Если вы оказались неправы, признайтесь в этом быстро и без колебаний. Ни­когда не говорите собеседнику прямо: "Вы не правы". Помните, он пе­реживает за свою репутацию. Прежде чем критиковать, вспомните ана­логичный случай из вашей практики, приведите его собеседнику. По­казывайте знаками (кивками, словами, жестами), что вы следите за раз­витием его мысли, одобряете его искренне. Проявляйте терпение, не под­гоняйте собеседника, если вам понятна его мысль, а он еще говорит. Наши мысли во много раз опережают слова и фразы. Чем образованнее человек, тем быстрее он делает вывод. Чтобы не обидеть оппонента, попросите его аргументировать заинтересовавшие вас мысли.

В психологии делового спора и общения выработаны рекомендации, как реагировать на различное поведение оппонента (см. таблицу).

 

Некорректное действие собеседника Нейтрализующая защита собеседника
«Раздувание» проблемы, вывод ее за принятые в дискуссии границы Напомнить о рамках дискуссии, о ее цели. Попросить еще раз уточнить антитезис и вернуть разговор в прежнее русло, в установленные границы обсуждения
Выхватывание мелочи (факта), не затрагивающей основного тезиса Спросить оратора о цели дискуссии, цели его выступления. Спросить, какую мысль развивал и доказывал собеседник
Попытка со стороны оппонента перехватить инициативу в выборе направления разговора: Предусмотреть возражения соперников, изучить их мотивы, позиции и т.д.:
а) подмена принципиального положения ссылками на мелочи; а) указать собеседнику на его уход от спорного вопроса;
б) выдвижение вопроса не по существу проблемы; б) спросить его, какую мысль он доказывал;
в) выдвижение контрвопроса, игнорирование высказанного мнения, аргументации в) попросить высказать отношение к аргументации, изложенному мнению
Высказывание намеков, компрометирующих собеседника, ставящих тем самым под сомнение его мысль, предложения: Не исключать комплиментов в адрес соперника, выигрывать доброжелательностью, демонстрировать свою объективность:
а) перенесение критики на выступающего, на личность; а) заметить, что «умная мысль может засветиться и в темной комнате»;
б) приписывание выступающему явно нелепых высказываний б) не пытаться оправдываться, не проявлять резких эмоций, не поддаваться на провокацию
Намеренный увод к ложным выводам, подтасовка фактов для того, чтобы впоследствии уличить оппонента в безграмотности и дилетантстве Прекратить обмен мнениями, похвалить собеседника за глубину анализа и попросить его сделать обобщающий вывод
Скрывание резко отрицательного отношения к позиции или автору идеи под маской доброжелательности Остроумно сорвать маску оратора, напомнить факт подобной «доброжелательности» и раскрыть его замысел всем присутствующим
Демонстрация некомпетентности соперника в проблеме, ведение демагогических рассуждений Не проявлять излишнюю деликатность, спросить, о чем конкретно шла речь, ради чего
Игра на ошибках оппонентов, недоработках, несовершенствах их, игнорирование фактов «за» и «против», тенденциозное преподнесение материала Попросить высказать соображения, как выйти из затруднения
Постоянное изменение позиции, кружение вокруг да около, попытки найти что-то третье свое Не настаивать на признании, согласии и поддержке вашей идеи. Ваш соперник – марионетка. Сверните разговор, который все равно ни к чему не приведет
Грубое одергивание собеседника Не давать волю своим чувствам. Это попытка соперника вывести вас из равновесия и на этом сыграть. По возможности использовать сатиру, иронию, сарказм, пародию

 

Полезные советы содержатся в размышлениях французского по­эта и писателя Л. Вовенарга. Предлагаем некоторые из них.

1. Не рассчитывайте на поддержку со стороны друзей. Делайте ставку на совокупность людей.

Обычно люди только в крайнем случае отдают должное достоин­ствам других. И часто даже те, кого мы считаем друзьями, медлят с при­знанием чужих достоинств. Испокон веку говорится: "Свой своему не верит". А почему? Да потому, что самые великие люди начинали так же, как мы. Тот, кто видел их первые робкие шаги, запомнил этих лю­дей слабыми и неумелыми, и ему не по душе нарушение былого равен­ства (как ошибочно ему казалось). К счастью, посторонние люди ока­зываются справедливее друзей.

2. Не падайте духом от обнаруженных ошибок. Возможно, это спасение от провала. Заблуждение — свойство разума.

Никто не грешил так ошибками, как великие люди. Об ошибках их молодости, стертых посмертной славой, даже историки не упомина­ют. Мудрецы тысячи раз ошибались в своих суждениях и догадках, испытывали унижение из-за незнания. Путь к истине прегражден предрассудками, кознями, домыслами и ловушками завистников на каждом шагу. Молва коварна. Но не впадайте в уныние. Видите цель и знаете дорогу — идите. Оступились — и снова идите вперед.

В споре искренне благодарите за замечания и, сохраняя самообладание, обещайте доработать свое предложение. Продумывайте свой замысел и тактику так, чтобы даже неудача приносила известные выгоды.

3. Будьте общительны. Не избегайте разговоров с умными людьми. Общение придает уму гибкость и непринужденность, делает выдержан­ней, уступчивей, подавляет излишнее тщеславие, приучает к естествен­ности и раскованности и в то же время вооружает благоразумием, ос­нованиями для выводов не на умозрительных иллюзиях, а на неоспо­римых уроках личного опыта и опыта других собеседников.

4. Уклоняйтесь от полемики с самовлюбленным и надменным человеком. Если перед вами повеса, который готов по любому поводу высказывать свое мнение, то будьте уверены — собеседник способен без устали высмеивать все, что претендует на признание. Это чело­век, которого мало кто любит. Он чаще предпочитает тиранить дру­гих, умеет болтать, обо всем разглагольствует, на все притязает.

Как правило, он не признает духовных ценностей, но инициати­ву готов перехватить, потому что ей придают значение другие. Кредо у него одно — покрасоваться при любом случае. В дискуссии насту­пайте незамедлительно с внезапной шуткой, иронией, сарказмом. Все­общий хохот надолго посадит его на место.

5. Опасайтесь робких. Даже если наскоком или силой доводов вы сумеете вырвать у них одобрение, они, расставшись с вами, вернутся к своей ограниченности и лишь станут еще более враждебны к вам.

Вопросы и замечания — непременные атрибуты механизма споров, дискуссий, брифингов. Именно в вопросах и замечаниях выра­жаются сомнения, т.е. несовпадения мнений, выясняются позиции, ар­гументы, основания. Возникновение вопроса — это первый признак мышления человека. Однако далеко не все замечания и вопросы имеют конструктивную, плодотворную направленность. Они могут носить и деструктивный (разрушительный) характер, вплоть до обструкции (сры­ва) творческого процесса. Для того чтобы подход к спору носил конструктивный характер (т.е. выражался в стремлении спорящих к обмену мнениями, к беседе, к нахождению приемлемого решения), все участни­ки должны руководствоваться следующими психологическими принци­пами: а) равной безопасности, б) децентрической направленности и в) адекватности (соответствия) того, что воспринято, тому, что сказано.

Принцип равной безопасности гласит: не причиняйте психологического или иного ущерба ни одному из участников спора; не делайте того, что самим не понравилось бы (см. выше в главе "Нравственность речи"). Принцип относится ко многим психологическим факторам личности, но в первую очередь — к чувству собственного достоинства. Он запрещает оскорбительные, унижающие выпады против личности собеседника, какие бы тот мысли и идеи ни отстаи­вал. Если кто-то нарушает этот принцип, то происходит подмена цели (достижение истины), спор сходит с рельсов логики развития мысли, и начинается противоборство амбиций. Оказавшись объектом насме­шек, человек нередко слепо и беспощадно мстит за унижение.

Другой принцип — принцип децентрической направленности — предписывает: умейте анализировать ситуацию или проблему с точ­ки зрения другого человека, смотрите на себя и других исходя из ин­тересов дела, а не из личных целей. Если кратко, то кредо таково: не причиняйте ущерба делу.

Принцип предполагает помощь друг другу и решение проблемы объединенными усилиями, поиск устраивающего всех варианта. Если в споре будет достигнута подобная направленность, то собеседники смогут не только подняться над личными интересами, но и сделать прорыв через внешние и внутренние ограничения, в частности через психоло­гические барьеры, мешающие увидеть истину или решение, которое является оптимальным.

Децентрическая направленность развивается в условиях альтерна­тивы, т.е. при рассмотрении нескольких точек зрения. Совершенствуется такое мышление в частом общении с людьми, умеющими отстаи­вать свой взгляд при конструктивном подходе к решению проблемы.

Однако направленность как совокупность относительно независи­мых от ситуации устойчивых мотивов деятельности может быть и только эгоцентрической. При этом личность руководствуется исключительно мотивами собственного благополучия, стремлением к престижу, победе в споре. Собеседники с эгоцентрической направленностью обычно заняты больше всего своими проблемами и не интересуются проблемами других; спешат с выводами и предположениями; пытаются навязывать свое мне­ние окружающим; лишают других участников спора чувства свободы; не ориентируются в обстановке, когда нужно говорить, а когда — мол­чать и слушать; их поведение не отличается дружелюбием.

Кредо эгоцентриста: "В центре внимания моя точка зрения, моя теория, но не точка зрения противника". В споре он делит людей на полезных, помогающих ему отстаивать его мнение, и вредных, препятствующих его успеху. Такой человек способен "поставить на место", распечь, одернуть, обругать, унизить, оскорбить соперника. Когда ни­чего другого не удается, эгоцентрист изображает непонятость, горь­кую обиду. Искренность его возмущения может привести собеседника в смятение. Человек с эгоцентрической направленностью чаще дру­гих склонен к деструктивному подходу в споре.

Немаловажен и третий принцип — принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Он гласит: не причиняйте ущерба мысли намеренным или ненамеренным искажением сказанного (услы­шанного).

Чтобы этот принцип сослужил службу спорящим, необходимо максимально точное восприятие смысла услышанного. Надо стремиться к простоте и точности высказываний. Если фразы непонятны, то угасает внимание, теряется интерес к речи собеседника (см. выше). А когда ин­терес сохраняется, чувство такта сдерживает желание слушающего уточнить смысл сказанного и приходится достраивать понимание по своим представлениям. В этом всегда скрыта опасность отразить в со­знании не то, что имел в виду оппонент. В результате возникает смыс­ловой барьер — несовпадение воспринятого с тем, что было услышано.

На пути к точному восприятию речи оратора могут быть и психологические барьеры. Они связаны с особенностями личности, ее психическим состоянием или реакциями, препятствующими пониманию или принятию адекватного смысла высказывания, точки зрения про­тивника. Это могут быть проявления излишней уверенности орато­ра, апломб, амбиции, пренебрежение другими мнениями, самолюбо­вание, зависть, вражда и т.д.

Принцип обязывает участников спора учитывать способность противника достаточно точно улавливать смысл цепочек рассужде­ния и делать материал доступным, не перегружая и не упрощая изло­жение в ущерб глубине мыслей.

Кроме того, необходимо принимать во внимание свойственные многим косность мышления, приводящую к догмам (см. выше). Новые научные истины всегда парадоксальны, если судить на основании обыденного сознания, человек неохотно сбрасывает шоры привычно­го, оправдавшего себя опыта.

Не все обладают системным мышлением, т.е. способностью рассматривать предмет как систему, включенную во множество связей с другими подсистемами. Для одного предмет речи словно высвечен мно­гими прожекторами, а для другого из-за узости собственных знаний видится только пятно на объекте познания. Частичные, бессистемные знания обусловливают сомнения там, где другому все ясно. Так возни­кают смысловые барьеры.

В итоге — заблуждение: "То, что я увидел и услышал, есть все, что можно увидеть и услышать в этом высказывании".

Убежденность в непогрешимости собственного мнения в споре приводит к бесполезной перепалке, в результате которой предмет разногласий остается в стороне, а спорящие еще прочнее защищают свои позиции, считая неправым противника.

Для реализации третьего принципа следует учиться слушать друг друга. В чем проявляется неумение слушать собеседника и, как след­ствие, неадекватное понимание его?

Мы не умеем сдерживать свое желание высказать скороспелое мне­ние; спешим опровергнуть противника, не вникнув как следует в его рассуждения; перебиваем его, хотя он не закончил свою аргумента­цию, а потом оказываемся в глупом положении; цепляемся за несуще­ственное и в итоге утомляемся, прежде чем добираемся до главного; отвлекаемся на что-либо во внешности оратора, на недостатки его речи и упускаем из виду суть его мыслей; не дослушав до конца, готовимся парировать намеки на нашу неосведомленность; не принимаем во внимание мотивы противника, побуждающие его сопротивляться на­шему взгляду на проблему; пребываем в уверенности, что наших знаний вполне достаточно, чтобы защитить свою позицию; уверовав, что истина на нашей стороне, заранее настраиваемся на несогласие с ут­верждениями противника.

Все это мешает взаимопониманию и адекватному восприятию сказанного.

Вот некоторые цели спекулятивных замечаний и вопросов, возникающих в этой ситуации: навязать конфронтацию; выхолостить ценность идеи; усугубить разногласия; скомпрометировать инициа­тора предложения; блокировать обсуждение; завести проблему в ту­пик; помешать собеседнику решить свои задачи. Надо иметь в виду, что в основе вопросов и замечаний — основания, мотивы, побуждаю­щие силы собеседника. Укажем некоторые из них.

1. Природные мотивы: осторожность как результат жизненного опыта; защитная реакция от неожиданности; неосознанное сопротив­ление; реванш за неудачи в делах (соперничество); зависть, личная неприязнь; консервативность мышления.

2. Мотивы, диктуемые интересом: угроза личной позиции; ослабле­ние позиции соперника; желание получить дополнительную информа­цию; исключение ошибки в принятии решения; установление возмож­ностей собеседника; выяснение компетентности оппонента; обнаруже­ние возможных трудностей; установление степени совпадения мнений; отстаивание классических подходов; выявление аргументов; выигрывание времени для обдумывания своей тактики.

Как видим, сомнения, выраженные в форме вопросов и замечаний, отражают большой спектр личностных мотивов.

Кроме конструктивного и деструктивного подходов к дискуссии, существует еще третий: Laissez faire, laissez passer (фр.), когда пытают­ся занять позицию невмешательства, умалчивания, недоговоренности.

Какие вопросы встречаются в спорах, дискуссиях, беседах? Непол­ный перечень говорит об их многообразии.

1. Вопрос-капкан предполагает уловку. Следует иметь в виду, как показывает практика, что ряд умело подобранных вопросов может довести любого собеседника до кипения. Сорвавшись, человек потеря­ет самообладание и нить своих рассуждений, а деморализованный со­перник уже не соперник. Не давайте втянуть себя в разговор, от кото­рого выигрывает противник. Юмор, ирония, анекдот, пародия, "воз­вратный удар" — вот средства парирования вопросов-капканов.

2. Контрвопрос, который часто применяется для нейтрализа­ции суждения.

3. Блокирующий вопрос, функция которого — "закрыть го­ризонт" оппоненту и добиваться таких ответов, которые соответству­ют концепции собеседника; и если вопросы сформулированы доста­точно искусно, то они подталкивают мысль только в одном направле­нии, блокируя возможные альтернативы.

4. Каверзный вопрос. Сократ, как известно, приводил оппо­нента к полному краху своими каверзными вопросами (см. выше). Когда его судили, он подробно объяснил, почему постоянно задавал людям каверзные вопросы: им двигало стремление пробудить у них чув­ство справедливости и отвратить от дурных поступков. Себя он срав­нивал с оводом, не дающим скотине зажиреть от дремоты.

Если слушатель чувствует фальшь или ложь в рассуждении оратора, то его протест чаще выражается в каверзных вопросах. Диле­тантский подход, вздор и попытки ввести в заблуждение, украша­тельства — все это вызывает каверзные вопросы оппонентов. Как себя уберечь от этого? Будьте искренними. Доверительность нейтрализует желание некоторых людей задавать каверзные вопросы.

5. Принудительным вопросом собеседник стремится угово­рить нас согласиться с ним. Обычно это вопросы типа: "Ведь вы не буде­те этого отрицать?" Вымогая наше согласие, оппонент практически ос­тавляет нам лишь одну возможность — признать себя побежденными. Какой здесь выход? Пожалуй, один — сказать: "Не занимайтесь вымо­гательством".

6. Риторический вопрос. Если необходимо или слушатели готовы к одобрению, то прибегайте к таким вопросам. Они обеспечи­вают молчаливое согласие участников беседы с нашим мнением, т.е. поддержку. Формулируйте вопросы так, чтобы на них можно было дать однозначные ответы — да или нет, чтобы они звучали кратко, создавали ритм, закрепляя мысль. В большой аудитории риторичес­кие вопросы очень сплачивают людей (в такой обстановке молчание и будет означать одобрение вашей точки зрения).

7. Ускоряющий вопрос. В тех случаях, когда мы хотим по­влиять на точку зрения собеседника, подтолкнуть его к согласию или подтверждению ранее достигнутой договоренности, следует применять ускоряющие вопросы. Ускоряющие вопросы вынуждают собеседника форсировать аргументацию своего мнения. Однако здесь кроется опас­ность: у собеседника может сложиться впечатление, будто его допра­шивают. Центр усилий смещается в вашу сторону, а собеседник ли­шен активности и может поэтому "взорваться": "Вы меня не подго­няйте". Применяйте данные вопросы с осторожностью и в тех случа­ях, когда участники дискуссии достаточно осведомлены в проблеме.

8. Уточняющий вопрос. Пользуйтесь этими вопросами, ког­да вам нужны дополнительные сведения или вы хотите выявить истин­ные мотивы стороны, когда собеседник занимает нейтральную или позитивную позицию по отношению к вам и готов передать информацию. Они начинаются со слов что, кто, как, почему, сколько. Например: "Чего, по вашему мнению, недостает в аргументации этого предложения?"

В чем польза такого вопроса? Собеседник находится в активном состоянии, становится источником информации, идей, предложений; он имеет возможность по своему усмотрению сообщать информацию; ему льстит внимание к его мнению, и этим устраняется психологичес­кий барьер в споре.

В чем опасность увлечения уточняющими вопросами? Вы, конечно же, теряете инициативу, и беседа может перейти в русло интересов и проблем собеседника. Не давайте увести себя такими вопросами в пус­той разговор. Противник может оградить себя от критического анали­за, а из вас выжать все, что его интересует. И сделает это с большим вниманием и тактом.

С помощью вопросов мы, с одной стороны, максимально активизи­руем оппонента и даем ему возможность самоутвердиться, с другой — улуч­шаем свое положение, уводим собеседника от критического анализа наших позиций. Он испытывает удовлетворение от возможности выго­вориться, а мы облегчаем себе решение задачи.

Вопросы выполняют важную роль на всех фазах дискуссии, зак­репляя промежуточные результаты обмена мнениями.

А как мы реагируем на замечания. Становится ли это помехой в беседе, мешает ли достижению взаимопонимания? Конечно, мешает, но избежать их в споре невозможно. Остается согласиться с мнением Леонардо да Винчи: "Противник, вскрывающий ваши ошибки, го­раздо полезнее, чем друг, скрывающий их".

Какие могут встретиться замечания?

1. Ироническое. "Учась ходить, человек учится и падать, и только падая, он учится ходить". Скептическое. Злобствующее. Провоциру­ющее. "Плешивый обрушился на Диогена с руганью за его пренебре­жение к богам.

— А я ругать тебя не буду, вовсе нет. Я даже похвалю твои волосы за то, что они с дурной твоей головы повылазили", — ответил Диоген.

2. Компрометирующее. Паганини в юности пообещал своему товарищу Кьярелли: «Я "натаскаю" тебя, и ты станешь первой скрип­кой в военном оркестре». Впоследствии завистливый Кьярелли стал инквизитором, и по его воле тело Паганини даже после смерти долго "таскали" по всей Италии, а потом сорок лет не предавали земле.

3. Объективное. Один из сотрудников заметил своему начальни­ку: "Древний философ Плиний говорил, что "человек познается по его отношению к рабам и скотам". Тот ответил: "Но у нас же нет рабов".

4. Угроза. "Будешь так рассуждать, кафедру, а тем более совет, не пробьешь" (А. Райкин).

5. Недоброжелательное. "Кредо недоброжелателя: мало, чтоб гора свалилась с плеч; важно, чтоб она придавила соседа" (В. Колечицкий).

6. Обструкционистское (громкий выкрик, истерический возглас, упрямое повторение). "Соловей замолкает, когда начинают орать ослы" (Саади).

7. Лесть. "На языке лесть, а в голове месть". Помните слова Пага­нини: "Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным — мстят"?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных