ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПЫ ДИСКУРСАЧасть 2. РИТОРИКА
«Мысль никогда не равна прямому значению слов» (Л.С. Выготский) «Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе его собственное внутреннее слово» (В.Ф. Одоевский) «Господам в присутствии речь держать не по писаному, а токмо устно, дабы дурь каждого при сем видна была» (Указ Петра Первого).
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи предполагает наличие в речи говорящего следующих черт: – Правильность – её соответствие принятым литературно-языковым нормам. – Точность – её соответствие мыслям говорящего – Ясность – ее доступность пониманию слушателя – Логичность – ее соответствие законам логики – Простота – её безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности – Богатство – разнообразие используемых в ней языковых средств – Сжатость – отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений – Чистота – устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости – Живость – её выразительность, образность, эмоциональность, отсутствие в ней шаблонов – Благозвучность – её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. То что в условиях бытового общения прощается собеседнику, условиях профессиональной коммуникации может стать серьезным препятствием. Особенно это важно в тех профессиях, где специалисту приходится действовать непосредственно словом, а сама печь может иметь серьезные последствия. К таким сферам можно отнести дипломатию, политику, юриспруденцию, образование, сферу услуг, психологию, менеджмент и т.п. В неориторике (научно-практическая дисциплина, со второй половины XX века объединяющая знания лингвистики, психологии, философии, педагогики) эти области речевой деятельности называют «зонами повышенной речевой ответственности».
ДИСКУРС
Речевой акт (речевой поступок) – это основная единица речевого поведения человека, реализующая одно речевое намерение говорящего и служащая для достижения определенного результата. Дискурс (от лат. discurro, discursum – рассказывать, излагать; также бегать туда-сюда) – живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого события; речевое взаимодействие между партнерами; обмен репликами в диалоге; (от фр. discourse – речь, выступление) – любое целенаправленное письменное высказывание, речь; Дискурсивный – рассудочный, опосредованный; основанный на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев, каждое из которых зависит от предыдущего и обусловливает последующее (противоположное понятие - интуитивный). Речевая ситуация – совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение. Речевое событие – это основная единица речевого общения (коммуникации), законченное целое со своей формой, структурой, границами. Речевое событие складывается из двух основных составляющих: 1. поток речевого поведения – то, что говорится, сообщается (словесная речь) и то, чем она сопровождается (мимика, жесты и прочее) 2. условия, обстановка, в которой происходит общение между участниками, и сами участники, от которых зависит многое в речевом событии. Речевое событие – это «дискурс плюс речевая ситуация».
ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПЫ ДИСКУРСА
Задания: 1. Опишите речевую ситуацию «Лекция», основываясь на данных материалах. 2. Какие речевые ситуации предполагает ваша профессиональная деятельность? 3. Составьте перечень речевых целей и речевых действий, которые предполагает ситуация делового общения (по вашему выбору). Чем деловое общение отличается от межличностного с позиций дискурсивного анализа?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|