ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛОГИКА И АРГУМЕНТАЦИЯ
Логическая культура, являющаяся важной составной частью общей культуры человека, включает многие компоненты. Но наиболее важным из них, соединяющим, как в оптическом фокусе, все другие компоненты, является умение рассуждать аргументирование. Культуре мышления, логике рассуждения и умению сделать правильные, истинные выводы из истинных посылок учат сформулированные логикой основные законы мышления – закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего и закон достаточного основания. Любой акт мышления должен соответствовать законам логики. Это имеет большое значение для повышения эффективности мыслительной деятельности оратора, для предотвращения возможных ошибок. Нельзя построить осмысленное высказывание вопреки логическим правилам или игнорируя их. Закон тождества выражает основное свойство мышления – его определенность; он гласит: каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание, сколько бы раз они не повторялась. Закон противоречия учит последовательности в мышлении и речи, непротиворечивости мыслей, так как две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношение, не могут быть одновременно истинными. Знание закона противоречия важно для того, чтобы в процессе рассуждения мед. но было прийти к верному выводу. Его использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в показаниях подсудимых, свидетелей, в доводах истца или ответчика, е рассуждениях обвинителя и защитника. По закону исключенного третьего, из двух противоречивых суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано. Этот закон, как и закон противоречия, не допускает противоречий в мыслях; он требует четких, конкретных ответов, особенно там, где необходимо категоричное решение вопроса, и является основой для косвенных доказательств и опровержения. Закон достаточного основания требует, чтобы истинность каждого выдвигаемого в речи положения была доказана фактами: всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Суждения и выводы не могут быть необоснованными. Это важнейшее требование, предъявляемое к речи участников судебных прений. Так, адвокат, выдвигая тезис о невиновности своего клиента, вынужден привести необходимые доказательства, обосновать истинность своего утверждения. В обвинительном приговоре должны быть приведены доказательства, достаточные для его вынесения. Таким образом, законы формальной логики учат тому, что мысль должна быть выражена ясно и точно, рассуждение должно быть последовательным, непротиворечивым и обоснованным. Отклонение от законов логики, неумение вести доказательное рассуждение значительно снижают убедительность речи, ведут к логическим ошибкам, затрудняют выяснение дела, а иногда приводят к ложным выводам и к несправедливому судебному решению. Задания 1. Дайте определение понятия «мышление». 2. Назовите основные законы мышления. Зачем их надо знать и понимать? 3. Прочитайте, запомните; четко и кратко расскажите суть каждого из четырех законов мышления. 4. В какой области общественной жизни наиболее важно строго следовать законам логики? Аргументируйте ваше высказывание, приведите примеры. 5. К чему приводит нарушение законов логики в судебной практике? А в споре на жизненно важные темы? Приведите примеры. 6. Прослушайте прочитанный вами текст по частям: а) сформулируйте основное суждение автора в каждой части; б) проверьте друг у друга написанное: соответствует ли оно содержанию текста? 7. Самостоятельно проанализируйте предложенный преподавателем текст: всегда ли автор соблюдает изученные вами законы мышления, прокомментируйте имеющиеся нарушения.
Аргументация – это приведение доводов, или аргументов, с намерением вызвать или усилить поддержку другой стороны (аудитории) к выдвинутому положению. «Аргументацией» называют также совокупность таких доводов. Цель аргументации – принятие аудиторией выдвигаемых положений. Промежуточными целями аргументации могут быть истина и добро, но конечной её целью всегда является убеждение аудитории в справедливости предлагаемого её вниманию положения и, возможно, действия, предлагаемого им. Это означает, что оппозиции «истина – ложь» и «добро – зло» не являются центральными ни в аргументации, ни, соответственно, в её теории. Аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержку заведомо ложных или неопределенных тезисов. Аргументирование отстаиваться могут не только добро и справедливость, но и то, что кажется или впоследствии окажется злом. Теория аргументации, исходящая не из отвлеченных философских идей, а из реальной практики и представлений о реальной аудитории, должна, не отбрасывая понятий истины и добра, ставить в центр своего внимания понятия «убеждение» и «принятие». Структура доказательства: Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать или опровергнуть; Аргументы – доводы, положения, с помощью которых обосновывается тезис; Демонстрация – способ доказательства. Теория аргументации, начавшая складываться еще в античности, прошла долгую историю, богатую взлетами и падениями. Сейчас можно говорить о становлении новой теории аргументации, складывающейся на стыке логики, лингвистики, психологии, философии, герменевтики, риторики, эристики и др. Актуальной является задача построения общей теории аргументации, отвечающей на такие вопросы, как: природа аргументации и ее границы; способы аргументации; своеобразие аргументации в разных областях познания и деятельности, начиная с естественных и гуманитарных наук и кончая философией, идеологией и пропагандой; изменение стиля аргументации от одной эпохи к другой в связи с изменением культуры эпохи и характерного для нее стиля мышления и др. Центральными понятиями общей теории аргументации являются: убеждение, принятие (утверждения или концепции), аудитория, способ аргументации, позиция участника аргументации, диссонанс и консонанс позиций, истина и ценность в аргументации, аргументация и доказательство и др. Общие контуры новой теории аргументации наметились в два-три последних десятилетия. Она восстанавливает то позитивное, что было в античной риторике и иногда называется на этом основании «новой риторикой». Стало очевидным, что теория аргументации не сводится к логической теории доказательства, которая опирается на понятие истины и для которой понятия убеждения и аудитории совершенно инородны. Теория аргументации не сводима также к методологии науки или теории познания. Аргументация – это определенная человеческая деятельность, протекающая в конкретном социальном контексте и имеющая своей конечной целью не знание само по себе, а убеждение в приемлемости каких-то положений. В числе последних могут быть не только описания реальности, но и оценки, нормы, советы, декларации, клятвы, обещания и т.п. Теория аргументации не сводится и к эристике – теории спора, ибо спор – это только одна из многих возможных ситуаций аргументации. Аргументация – это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений. Предполагается, что в хороших (правильных) аргументациях другие утверждения полностью или хотя бы частично обоснованы и обосновываемое положение из них логически следует или, по крайней мере, они подтверждают его. Задачей аргументации является выработка убеждения (мнения) в истинности какого-либо утверждения. Убеждение – полная уверенность в истинности, мнение – тоже уверенность, но неполная. Убеждение и мнение могут, конечно, вырабатываться также на основе веры и т.д. Методы рассуждения: Дедукция – рассуждение от общего к частному, Индукция (обобщение) – от частного к общему, Аналогия (сравнение) – умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе сходства с другим предметом в существенных признаках. Правило аналогии 1: аналогия действительна лишь тогда, когда два предмета или явления сходны между собой в существенных признаках. Если указываются далекие признаки, мы имеем дело с метафорой – художественным приемом. Например: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный… (И.А. Бунин) Правило аналогии 2: при уподоблении двух явлений следует учитывать различия между ними.
Пример. Каковы тезис, аргументы и форма следующей аргументации: «...все сыновья наследодателя являются его потомками, все потомки наследодателя являются наследниками, которые не могут быть лишены наследства, следовательно, все сыновья наследодателя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства»? Тезис – суждение «Все сыновья наследодателя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства». Аргументы – «Все сыновья наследодателя являются его потомками» и «Все потомки наследодателя являются его наследниками, которые не могут быть лишены наследства». Форма – дедуктивное рассуждение, в силу которого из истинности аргументов вытекает истинность тезиса. Виды аргументов 1. Аргументы к существу дела: документы, факты, статистика, уже доказанные положения. Данные доводы носят объективный характер и не зависят от человеческих эмоций. 2. Аргументы к человеку: – К авторитету: цитаты, мнения, высказывания важных источников – К публике: чувства, настроения, мнения слушателей (задача – привлечь на свою сторону) – К личности: вкусы, особенности личности оппонента или его внешности, факты биографии, достоинства или недостатки и т.п. – К жалости: возбуждение сочувствия – К тщеславию: лесть, комплименты в надежде смягчить оппонента – «Аргумент кулака»: угрозы, запугивание. Эти аргументы оказывают эмоциональное воздействие, и это необходимо иметь в виду в деловых переговорах и совещаниях.
Логические ошибки 1. Относительно тезиса: подмена тезиса (обращение к человеку или изменение содержание понятия). 2. Относительно аргументов: – Ложное основание – Поспешное умозаключение или предвосхищение – «Порочный круг» (аргумент равен тезису) 3. Относительно демонстрации: – Мнимое следование (вывод «от фонаря») – Чрезмерное обобщение – Игнорирование существенных условий – «После этого – значит, вследствие этого»(нарушение причинно-следственной связи) – По аналогии 4. Софизмы и парадоксы.
Примеры. По результатам социологического опроса самым популярным изданием среди народа являются деньги, (подмена тезиса) – Я нашел новый способ разбогатеть! – Очень хорошо! Но ты у меня уже занимал… (ложное основание)
Мужчины – как мыши: вроде смотришь – хороший, пушистый зверек, а как в доме заведется – сразу хочется отравить. (по аналогии)
Контрольные вопросы: 1. Какая задача стоит перед вступительной частью публичной речи? 2. Каковы основные приемы привлечения внимания слушателей? 3. Почему в заключении наиболее важны последние слова выступающего? 4. Какое основное правило композиции необходимо соблюдать в основной части устной речи? 5. В каком соотношении находятся «тезис» и «аргументы». 6. Какие аргументы считаются наиболее сильными? 7. Что мешает восприятию аргументации оратора? 8. Каковы основные правила эффективной аргументации.
Задания: 1. Среди анекдотов и афоризмов найдите примеры логических ошибок. Обоснуйте ваш выбор.
КРАСНОРЕЧИЕ
Марк Туллий Цицерон в трактате «Оратор» писал «…красноречивым оратором /.../ будет такой, речь которого как на суде, так и в совете будет способна убеждать, услаждать увлекать. Первое вытекает из необходимости, второе служит удовольствию, третье ведет к победе - ибо в нем больше всего средств к тому, чтобы выиграть дело». Поэтому неслучайно синонимом понятия «риторика» является красноречие. Для украшения речи используются средства художественной выразительности – тропы, а также стилистические фигуры. ТРОПЫ (от др.-греч. τρόπος – оборот) – в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Метафора (от др.-греч. μεταφορά – «перенос», «переносное значение») – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метонимия (др.-греч. μετονυμία – «переименование», от μετά – «над» и νομα/νυμα – «имя») – вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой ей нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т.п.), а метафора – «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха. Пример: «Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны (часть заменяет целое, лат. pars pro toto). Смысл метонимии состоит в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные. Таким образом, метонимия по существу отличается от метафоры, с одной стороны, большей реальной взаимосвязью замещающих членов, а с другой – большей ограничительностью, устранением тех черт, которые не заметны в данном явлении непосредственно. Как и метафора, метонимия присуща языку вообще (ср., например, слово «проводка», значение которого метонимически распространено с действия на его результат), но особенное значение имеет в художественно-литературном творчестве. Эпитет (от др.-греч. πίθετον – «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь). Эпитет – слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе. Синекдоха (др.-греч. συνεκδοχή) – троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется: 1. Единственное число вместо множественного: «Всё спит – и человек, и зверь, и птица». (Гоголь); 2. Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин); 3. Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства». (Герцен); 4. Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило». (Маяковский) (вместо: солнце); 5. Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку». (Гоголь) (вместо: деньги). Гипербола (из др.-греч. περβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») – стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю как средство патетического подъема, так и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонен Гоголь, из поэтов – Маяковский. Примеры: «море слёз», быстрый как молния», «молниеносный», «многочисленный как песок ни берегу моря», му не виделись уже сто лет!», «море по колено…»
Литота, литотес (от др.-греч. λιτότης – простота, малость, умеренность) – троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. Литота – это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. В литоте на основании какого-либо общего признака сопоставляются два разнородных явления, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении – объекте сопоставления. Например: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека – один миг» и т.п. Каламбур (фр. calembour) – литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов. Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства. В сравнении выделяют: сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения, сравнительный признак, лат. tertium comparationis). Одной из отличительных черт сравнения является упоминание обоих сравниваемых предметов, при этом общий признак упоминается далеко не всегда. Сравнение следует отличать от метафоры. Перифраз (перефраз, перифраза; от др.-греч. περίφρασις – «описательное выражение», «иносказание»: περί – «вокруг», «около» и φρασις – «высказывание») – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз – косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»). В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат». Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ"») и образные перифразы («солнце русской поэзии»). Частным случаем перифраза является эвфемизм – описательное выражение «низких» или «запретных» понятий («нечистый» вместо «чёрт», «обойтись посредством носового платка» вместо «высморкаться»). Эвфемизм (греч. ευφήμη – «благоречие») нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. В политике эвфемизмы часто используются для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Например, использование выражения «более жёсткие методы допроса» вместо слова «пытки» и т.п. Аллегория (от др.-греч. λληγορία – иносказание) – условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Как троп аллегория используется в стихах, баснях, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение Олицетворение (персонификация, прозопопея) – поэтический троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Ирония (от др.-греч. ερωνεία – «притворство») – троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Также ирония – употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён...» Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст. Сарказм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать [мясо]») – один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого. Сарказм – это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др. Анафора (греч. anaphora – вынесение) – повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!... (Н.А. Некрасов) Антитеза (греч. antithesis – противоположение) – стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...» (С. Есенин).
Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен. (А.С. Пушкин)
Градация – стилистическая фигура, последовательно нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. (С. Есенин) Инверсия (лат. inversio – перестановка) – изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке («Преданья старины глубокой» А.С. Пушкин). Оксиморон (оксюморон) (греч. oxymoron – остроумно-глупое) – сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик.,.) Параллелизм – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. (А.С. Пушкин) Мчатся тучи, вьются тучи... (М.Ю. Лермонтов) Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный. Хиазм (греч. chiasmos) – вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»). Эллипсис (греч. elleipsis – выпадение, опущение) пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста. День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь – в смерть... А ты?... Ты в меня! (Г. Гейне) Эпифора (греч. epiphora – повторение) – стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма – вид эпифоры (повтор последних звуков). Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости... (А.С. Пушкин) Риторический вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин) Советская Россия, Родная наша мать! Каким высоким словом Мне подвиг твой назвать? Какой высокой славой Венчать твои дела? Какой измерить мерой Что ты перенесла?.. (М. Исаковский) Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены Нынче грозить? (М. Светлов) Риторическое восклицание, играющее ту же роль усиления эмоционального восприятия: Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев)
Как были те выходы в степь хороши! Безбрежная степь, как марина. (Б. Пастернак) Риторическое обращение, рассчитанное на тот же эффект, в особенности в случаях, когда вопросительная интонация сочетается с восклицательной; эта форма риторической фигуры наиболее часто встречается в поэзии: Ветры мои, ветры, вы буйные ветры! Не можете ли, ветры, горы раскачати? Гусли мои, гусли, звончатые гусли! Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити? (Русская народная песня) Дух бродячий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. Есенин)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|