ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТА КАК ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ
Научный анализ такого сложного и многомерного явления, как Интернет, предполагает сопряжение различных областей гуманитарного знания, с одной стороны, и знания информационных технологий — с другой. В то же время Интернет — это феномен культуры, прежде всего медийной. Известный теоретик литературы и культуры В.М. Шкловский относил к важнейшим особенностям современности изобретение «приборов общности восприятия», к которым он причислял кино, радио и телевидение [Шкловский, 1965. С. 435]. Еще в большей степени общность восприятия создается через Интернет, образующий сетевое пространство, внутри которого разворачивается процесс не линейной, а пространственной и многомерной коммуникации. В связи с этим правомерно поставить вопрос о соотношении понятий «Интернет» и «культура». К какому уровню цивилизационных ценностей можно отнести Интернет? Культура в целом исходит из принципа закрытости. Средства массовой информации, наоборот, — из принципа открытости и прозрачности. Создание произведений культуры предполагает и требует затраты определенного времени, продолжительной и углубленной работы. Средства массовой информации, прежде всего Интернет, базируются на принципе высочайшей степени оперативности, актуальности, возможности быстрой смены или замены информации, мгновенного распространения, тотального охвата. Одной из ключевых особенностей Интернета является нелинейная организация информации. В отличие от репрезентации информации в традиционных письменных текстах, Интернет-коммуникация представляет собой многомерное пространство. Основание для такого утверждения дает вся система нелинейной организации информационных единиц (наличие раз-
ноуровневых отсылок, возможность при работе с Интернет-страницей уйти вперед и вернуться назад, система разветвления информации). Сама по себе пространственность как характерный признак может быть выявлена в системе литературных произведений, традиционных текстов и звучащей речи (см. [Юдина, 2001]). Например, пространственность создается такими средствами, как сноски, отсылки, аллюзии и реминисценции, разнообразные цитаты и включения, в том числе и заимствованность сюжетов (представляется возможным говорить и о пространственном характере текста Библии). В Интернете пространственность обнаруживает новые стороны. Остановимся на некоторых из них. Если рассмотреть в качестве типичного примера Интернет-страницу какого-либо учреждения, вуза, торговой фирмы, производственного предприятия, то неотъемлемой частью этого жанра является система отсылок. Переход от одного уровня информации к другому может стать продолжительным процессом, который во многих случаях не предполагает завершения, поскольку в Сети происходит постоянное обновление данных и пополнение страницы оперативной информацией. В то же время существует возможность обратной связи: пользователь может, заполнив специальную электронную форму, направить запрос и получить через электронную почту ответ. Таким образом происходит переход одного жанра Интернет-коммуникации в другой. Чаты и форумы создают особое коммуникационное пространство, в которое одновременно может включаться значительное количество коммуникантов. Однако это коммуникационное пространство не безгранично. В рамках подобного общения предполагается наличие определенной целевой группы с соответствующими интересами. Наше общение в системе электронной переписки обнаруживает свою пространственность в том, что создается возможность полученное письмо отправить по следующему адресу или сразу по нескольким адресам. Получатель серийного письма становится обладателем информации о том, кто является другом адресата, что при определенных условиях дает ему возможность самостоятельно вступить с этими людьми в переписку. Соответственно в рамках электронной переписки по-новому решается проблема личностного и безличностного, точнее внеличностного, обращения через систему электронной почты. Особенностью Интернет-текста является возможность его существования в электронной форме. Интер-
нет-текст не нуждается в распечатке, он позволяет связывать текстовую часть, аудио- и фотоматериалы, чертежи и карты в единое целое и создается как нелинейная форма представления и передачи знаний. С одной стороны, представляется возможным говорить о том, что электронное письмо как форма оперативного обмена информацией характеризуется сжатостью и краткостью, отказом от некоторых правил, принятых в традиционном письме. В электронном письме допустимы более простые и разговорные по стилю формулы. Создается иллюзия того, что электронное письмо как бы имитирует устное общение. Однако это процесс неоднозначный. Как показывают специальные наблюдения, доступность и распространенность электронной почты приводит также к тому, что процесс устного общения (например, в рамках одной конкретной организации) вытесняется письменным общением через Интернет. Все большее распространение получает внутриин-ституциональная коммуникация через электронную почту. На практике это означает, что коллеги, сидящие в соседних комнатах, предпочитают общаться через каналы внутриинституциональной переписки. Электронное письмо во внутриинституциональной сфере оформляется в самостоятельный жанр Интернет-коммуникации. Можно выявить несколько факторов, которые обусловливают его развитие. Безусловно важным является временной фактор, мотив экономии времени. Но есть и другая причина: при решении сложных вопросов, связанных как с производственной деятельностью, так и с личными проблемами,электронная почта, создавая дистанцию, позволяет избежать конфликтных ситуаций меняя тем самым многие привычные стереотипы межличностного общения. Особенность Интернет-коммуникации заключается в возможности общения в реальном времени, преодолевая любое расстояние. Происходя в реальном времени, общение может быть активным и интерактивным. По отношению к Интернет-коммуникации вполне применимо то понимание временного фактора, которое мы находим в трудах М. Бахтина. Это тезис о том, что речевое произведение дает нам «ориентацию в данном контексте и в данной ситуации, ориентацию в становлении, а не ориентацию в каком-либо неподвижном пребывании» [Бахтин, 1998. С. 363]. Интернет-текст находится в постоянном движении и развитии. Это инфинитный процесс. Именно данный фактор дает некоторым исследователям основание относить текстовый продукт, представленный в Интернете, к
гипертексту или к гипермедиа, что подчеркивает наличие нетекстовых компонентов, таких, как звук и картинка. В качестве наиболее характерного признака Интернета, как средства коммуникации, следует подчеркнуть его монтажность. Монтажность рассматривается здесь в том смысле, в котором ее понимал В.М. Шкловский, обосновывая свое представление о том, что «в жизни все монтажно, только нужно найти, по какому принципу» [Шкловский, 1981. С. 148]. Интернет как новая форма коммуникации оказывает влияние на всю систему межличностного общения. Информационная Сеть, отчасти в силу своей масштабности, ориентированности, усиливает фактор анонимности общения. Благодаря Интернету участниками коммуникации могут становиться люди, которые лично не знакомы и не планируют познакомиться. Проблема фактора личностного и безличностного приобретает важное значение также в системе дистанционного образования, потому что разрывается такая важная цепочка классического образования, как преподаватель — студент, и разрушается сама идея студенческой корпорации. Такой параметр, как личная харизма преподавателя, вытесняется параметром качества предлагаемого продукта и формой его презентации, т. е. параметром технического совершенства и профессионализма. Интернет как явление цивилизационного уровня оказывает значительное влияние на сферу научного знания, в том числе и в части распространения научного знания. Во всемирной Сети постоянно появляются новые дигитальные издания и информационные блоки. Примером может служить наиболее объемный немецкоязычный сервер по проблемам лингвистики LINSE (www.linse.uni-essen.de). Данный сервер в среднем в месяц посещают до 30 000 раз. Его объем — 50 000 страниц. Техническое и содержательное обновление происходит постоянно. Осуществляется бесплатное предоставление информации и специализированных материалов по лингвистике. Каковы основные функции подобного сервера? — Это источник специализированной информации, необходимой при научно-исследовательской работе и незаменимой в процессе преподавания и обучения. — Это возможность опубликовать научную работу или представить свой метод обучения в режиме «он-лайн». — Это возможность быстрого и непосредственного обмена информацией между учеными, а также между учеными и студентами.
— Это средство транснационализации научного знания. Особенность подобного средства научной коммуникации заключается прежде всего в способах подачи материала и эстетических возможностях Интернет-дизайна. Важной составляющей является оперативность представления информации и ее регулярная обновляемость. В данном случае наряду с деперсонифицированными формами общения (распространение научных материалов и публикация статей в режиме он-лайн) присутствуют и формы личного и персонифицированного общения, возможности для которого значительно возрастают, однако определяющим мотивом для коммуникации является качество и тематическая направленность предлагаемого продукта, и личность, но в соответствии с тем, как она представлена через содержание и техническое оформление соответствующего научного материала. Интернет может рассматриваться как средство развития нашего интеллектуального и эмоционального самосознания, которое позволит в дальнейшем полнее раскрыть творческий потенциал человека. Все большее распространение получает теория, согласно которой переработка и порождение идей происходят на ассоциативной основе. В связи с этим многомерное пространство, которое создается формами подачи информации в Интернете (текст, звук, картинка, т. е. сочетание вербальных и невербальных форм), позволяет развивать более сложные смысловые и структурные связи на уровне его составляющих. По мнению Ф. Рет-цера, именно возможности Интернета могут позволить человеку отказаться от финитного мышления и оптимизировать процесс познания реального мира через виртуальный мир.
ЛИТЕРАТУРА
Бахтин М.М. Тетралогия. М, 1998. Шкловский В.М. За сорок лет. М, 1965. ШкловскийВ.М. Энергия заблуждения. М, 1981. Юдина Т.В. Теория общественно-политической речи. М., 2001. Schmitz U. Zur Sprache im Internet: Skizzen einiger Eigen- schaften und Probleme. http://www.Linse.de.
Г.Е. Кедрова
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|