Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УНИВЕРСАЛЬНЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТА КАК ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ




 

Научный анализ такого сложного и многомерного явления, как Интернет, предполагает сопряжение раз­личных областей гуманитарного знания, с одной сто­роны, и знания информационных технологий — с дру­гой. В то же время Интернет — это феномен культуры, прежде всего медийной.

Известный теоретик литературы и культуры В.М. Шкловский относил к важнейшим особенностям современности изобретение «приборов общности вос­приятия», к которым он причислял кино, радио и теле­видение [Шкловский, 1965. С. 435]. Еще в большей сте­пени общность восприятия создается через Интернет, образующий сетевое пространство, внутри которого разворачивается процесс не линейной, а простран­ственной и многомерной коммуникации.

В связи с этим правомерно поставить вопрос о соотношении понятий «Интернет» и «культура». К ка­кому уровню цивилизационных ценностей можно от­нести Интернет?

Культура в целом исходит из принципа закрытос­ти. Средства массовой информации, наоборот, — из принципа открытости и прозрачности. Создание про­изведений культуры предполагает и требует затраты определенного времени, продолжительной и углублен­ной работы. Средства массовой информации, прежде всего Интернет, базируются на принципе высочайшей степени оперативности, актуальности, возможности быстрой смены или замены информации, мгновенного распространения, тотального охвата.

Одной из ключевых особенностей Интернета яв­ляется нелинейная организация информации. В отли­чие от репрезентации информации в традиционных письменных текстах, Интернет-коммуникация пред­ставляет собой многомерное пространство. Основание для такого утверждения дает вся система нелинейной организации информационных единиц (наличие раз-

 

 

ноуровневых отсылок, возможность при работе с Ин­тернет-страницей уйти вперед и вернуться назад, си­стема разветвления информации).

Сама по себе пространственность как характерный признак может быть выявлена в системе литературных произведений, традиционных текстов и звучащей речи (см. [Юдина, 2001]). Например, пространственность со­здается такими средствами, как сноски, отсылки, аллю­зии и реминисценции, разнообразные цитаты и вклю­чения, в том числе и заимствованность сюжетов (пред­ставляется возможным говорить и о пространственном характере текста Библии). В Интернете пространствен­ность обнаруживает новые стороны. Остановимся на некоторых из них.

Если рассмотреть в качестве типичного примера Интернет-страницу какого-либо учреждения, вуза, торговой фирмы, производственного предприятия, то неотъемлемой частью этого жанра является система отсылок. Переход от одного уровня информации к друго­му может стать продолжительным процессом, который во многих случаях не предполагает завершения, посколь­ку в Сети происходит постоянное обновление данных и пополнение страницы оперативной информацией.

В то же время существует возможность обратной связи: пользователь может, заполнив специальную элект­ронную форму, направить запрос и получить через электронную почту ответ. Таким образом происходит пе­реход одного жанра Интернет-коммуникации в другой.

Чаты и форумы создают особое коммуникационное пространство, в которое одновременно может включаться значительное количество коммуникантов. Однако это ком­муникационное пространство не безгранично. В рамках подобного общения предполагается наличие определен­ной целевой группы с соответствующими интересами.

Наше общение в системе электронной переписки обнаруживает свою пространственность в том, что со­здается возможность полученное письмо отправить по следующему адресу или сразу по нескольким адресам. Получатель серийного письма становится обладателем информации о том, кто является другом адресата, что при определенных условиях дает ему возможность са­мостоятельно вступить с этими людьми в переписку.

Соответственно в рамках электронной переписки по-новому решается проблема личностного и безлич­ностного, точнее внеличностного, обращения через систему электронной почты.

Особенностью Интернет-текста является возмож­ность его существования в электронной форме. Интер-

 

нет-текст не нуждается в распечатке, он позволяет связывать текстовую часть, аудио- и фотоматериалы, чертежи и карты в единое целое и создается как нели­нейная форма представления и передачи знаний.

С одной стороны, представляется возможным гово­рить о том, что электронное письмо как форма оператив­ного обмена информацией характеризуется сжатостью и краткостью, отказом от некоторых правил, принятых в традиционном письме. В электронном письме допусти­мы более простые и разговорные по стилю формулы.

Создается иллюзия того, что электронное письмо как бы имитирует устное общение. Однако это процесс не­однозначный. Как показывают специальные наблюдения, доступность и распространенность электронной почты приводит также к тому, что процесс устного общения (например, в рамках одной конкретной организации) вытесняется письменным общением через Интернет.

Все большее распространение получает внутриин-ституциональная коммуникация через электронную по­чту. На практике это означает, что коллеги, сидящие в соседних комнатах, предпочитают общаться через кана­лы внутриинституциональной переписки. Электронное письмо во внутриинституциональной сфере оформляет­ся в самостоятельный жанр Интернет-коммуникации.

Можно выявить несколько факторов, которые обус­ловливают его развитие. Безусловно важным является временной фактор, мотив экономии времени. Но есть и другая причина: при решении сложных вопросов, связанных как с производственной деятельностью, так и с личными проблемами,электронная почта, создавая дистанцию, позволяет избежать конфликтных ситуаций меняя тем самым многие привычные стереотипы меж­личностного общения.

Особенность Интернет-коммуникации заключает­ся в возможности общения в реальном времени, пре­одолевая любое расстояние. Происходя в реальном времени, общение может быть активным и интерак­тивным. По отношению к Интернет-коммуникации вполне применимо то понимание временного фактора, которое мы находим в трудах М. Бахтина. Это тезис о том, что речевое произведение дает нам «ориентацию в данном контексте и в данной ситуации, ориентацию в становлении, а не ориентацию в каком-либо непод­вижном пребывании» [Бахтин, 1998. С. 363].

Интернет-текст находится в постоянном движении и развитии. Это инфинитный процесс. Именно данный фактор дает некоторым исследователям основание относить текстовый продукт, представленный в Интернете, к

 

гипертексту или к гипермедиа, что подчеркивает наличие нетекстовых компонентов, таких, как звук и картинка.

В качестве наиболее характерного признака Интер­нета, как средства коммуникации, следует подчеркнуть его монтажность. Монтажность рассматривается здесь в том смысле, в котором ее понимал В.М. Шкловский, обосновывая свое представление о том, что «в жизни все монтажно, только нужно найти, по какому прин­ципу» [Шкловский, 1981. С. 148].

Интернет как новая форма коммуникации оказы­вает влияние на всю систему межличностного обще­ния. Информационная Сеть, отчасти в силу своей мас­штабности, ориентированности, усиливает фактор ано­нимности общения. Благодаря Интернету участниками коммуникации могут становиться люди, которые лич­но не знакомы и не планируют познакомиться.

Проблема фактора личностного и безличностного приобретает важное значение также в системе дистан­ционного образования, потому что разрывается такая важная цепочка классического образования, как пре­подаватель — студент, и разрушается сама идея сту­денческой корпорации. Такой параметр, как личная харизма преподавателя, вытесняется параметром ка­чества предлагаемого продукта и формой его презен­тации, т. е. параметром технического совершенства и профессионализма.

Интернет как явление цивилизационного уровня оказывает значительное влияние на сферу научного знания, в том числе и в части распространения науч­ного знания. Во всемирной Сети постоянно появляются новые дигитальные издания и информационные бло­ки. Примером может служить наиболее объемный немецкоязычный сервер по проблемам лингвистики LINSE (www.linse.uni-essen.de). Данный сервер в сред­нем в месяц посещают до 30 000 раз. Его объем — 50 000 страниц. Техническое и содержательное обнов­ление происходит постоянно. Осуществляется бесплат­ное предоставление информации и специализирован­ных материалов по лингвистике. Каковы основные фун­кции подобного сервера?

— Это источник специализированной информации, необходимой при научно-исследовательской работе и незаменимой в процессе преподавания и обучения.

— Это возможность опубликовать научную работу или представить свой метод обучения в режиме «он-лайн».

— Это возможность быстрого и непосредственно­го обмена информацией между учеными, а также меж­ду учеными и студентами.

 

— Это средство транснационализации научного знания.

Особенность подобного средства научной коммуни­кации заключается прежде всего в способах подачи мате­риала и эстетических возможностях Интернет-дизайна. Важной составляющей является оперативность представ­ления информации и ее регулярная обновляемость. В дан­ном случае наряду с деперсонифицированными формами общения (распространение научных материалов и публи­кация статей в режиме он-лайн) присутствуют и формы личного и персонифицированного общения, возможности для которого значительно возрастают, однако определяю­щим мотивом для коммуникации является качество и те­матическая направленность предлагаемого продукта, и личность, но в соответствии с тем, как она представлена через содержание и техническое оформление соответству­ющего научного материала.

Интернет может рассматриваться как средство развития нашего интеллектуального и эмоционально­го самосознания, которое позволит в дальнейшем пол­нее раскрыть творческий потенциал человека. Все большее распространение получает теория, согласно которой переработка и порождение идей происходят на ассоциативной основе. В связи с этим многомерное пространство, которое создается формами подачи ин­формации в Интернете (текст, звук, картинка, т. е. со­четание вербальных и невербальных форм), позволяет развивать более сложные смысловые и структурные связи на уровне его составляющих. По мнению Ф. Рет-цера, именно возможности Интернета могут позволить человеку отказаться от финитного мышления и опти­мизировать процесс познания реального мира через виртуальный мир.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Бахтин М.М. Тетралогия. М, 1998.

Шкловский В.М. За сорок лет. М, 1965.

ШкловскийВ.М. Энергия заблуждения. М, 1981.

Юдина Т.В. Теория общественно-политической речи. М.,

2001.

Schmitz U. Zur Sprache im Internet: Skizzen einiger Eigen-

schaften und Probleme. http://www.Linse.de.

 

Г.Е. Кедрова

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных