ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности образовательного гипертекста
Основу Интернета составляет гипертекст — возможность оперативного фиксирования произвольной либо логически и семантически обусловленной связи любых информационных блоков. Разработка гипертекстовых систем для целей обучения была начата за рубежом в 1980-е гг., аналогичные работы в России до последнего времени находились в пилотной стадии. Однако уже в 1998 г. и у нас наблюдался экспоненциальный рост числа учебных и учебно-справочных гипертекстовых систем, предлагаемых для дистанционного обучения, что соответствует общим мировым тенденциям в этой области. Такой успех гипертекстовых технологий в сфере обучения обусловлен в первую очередь тем, что гипертекстовые технологии, обладают рядом привлекательных свойства, а именно: — за последнее время сформировался набор унифицированных и универсальных способов создания интернетовских Web-страниц, существует корпус учебников и авторитетных практических руководств по этому вопросу; — сложился и постоянно пополняется массив простых, но эффективных технических средств создания гипертекста (SGML / HTML и др.); — все программные средства (software), используемые при проектировании интернетовских информационных серверов, совершенствуются и обновляются, при этом обязательным условием является сохранение их преемственности и совместимости; таким образом, идет постоянное расширение диапазона обслуживаемых прикладных задач: от ввода и редактирования звучащей информации и изображения (стационарного или анимационного, а также видео-) до построения простых и сложных систем, использующих методы искусственного интеллекта, способных осуществлять обработку интерактивных запросов и ответов в реальном времени;
- все или почти все эти программные средства предоставляются для свободного или условно свободного распространения (free- / share-ware). К преимуществам гипертекста на содержательном уровне относят также то, что он позволяет создавать открытые информационные системы за счет относительно свободного соединения информационных блоков. Таким образом, появляется возможность неограниченной детализации информации; в частности, в зависимости от прагматической направленности обучения можно сколь угодно подробно и тщательно обсуждать любые положения и понятия, а также оперативно пополнять базы данных, которые лежат в основе гипертекстовых учебных материалов. Учебные материалы, подготовленные на основе мультимедийных гипертекстовых технологий, обладают рядом преимуществ как для учителя, обеспечивающего, направляющего и контролирующего процесс обучения, так и для обучаемого: прежде всего это возможности презентации учебного материала, связанные с использованием зрительной и аудитивной наглядности. Гипертекстовая структурированность учебного материала обладает собственным дидактическим значением, так как является более гибкой формой подачи информации, позволяющей в максимальной степени учитывать индивидуальные потребности обучающегося. По сути дела, каждое обращение к автоматизированному обучающему курсу, является процессом создания своего собственного учебного текста, наиболее адекватно соответствующего данной актуальной задаче, вследствие чего процесс обучения приобретает творческий аспект. Устанавливая логические связи информационных блоков, выстраивая информацию, следуя собственной логике ее осмысления, обучающийся становится соавтором. Однако необходимо подчеркнуть, что ключевой в такой системе становится проблема организации «навигации», свободная или навязываемая автором-разработчиком стратегия исследования данного информационного поля, которая к тому же должна решать и собственно дидактические задачи. В исследованиях по теории гипертекста вопросы организации «чтения» гипертекстовой информации рассматриваются в совокупности с формальным анализом структуры гипертекстового поля, возможностями технических средств управления «навигацией», а также особенностями когнитивных стратегических предпочтений обучающегося. В качестве достаточно хорошо проработанных формализованных стратегических моде-
лей часто выступают модели, лежащие в основе систем автоматизированного поиска и систем автоматической обработки запросов. Появление гипертекстовых технологий, изменило традиционные дидактические модели, используемые в обучении, в первую очередь в его дистанционных формах. Наиболее проработана эта сфера лингводидактики в отношении английского языка как иностранного (ELT4). Публикации по данному вопросу содержат отчеты об образовательных проектах и доступны в материалах сетевых журналов и конференций IATEFL, ELTJ, а также в статьях отдельных ученых. В России рассматриваемой теме посвящено не много работ, что связано с особенностями развития Интернета в России.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|