Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Композиция речи по Цицерону.




Основы композиции речи были заложены еще в эпоху античности. Наи­большее влияние на формирование современных стандартов композицион­ного построения речи (то есть системы организации речевого материала, выстраивание основных частей выступления в соответствии с логическими закономерностями развития мысли от постулата через аргументы, факты и доказательства до убедительных и достоверных выводов) оказала риторика Цицерона.

Цицерон делил ораторскую речь на шесть последовательно выстроен­ных частей. В первой части (вступление) оратор должен добиться заинтере­сованного внимания и расположения слушателей, подготовить их к внутрен­нему и естественному согласию с тем решением, которое он предложит. Мы бы сказали, что первая часть отвечает задачам формирования имиджа гово­рящего. Вторая часть должна посвятить уже расположенных к оратору слуша­телей в план его выступления и определить главный тезис, который он будет доказывать в процессе всей последующей речи. Третья часть – рассказ о со­бытии, которым, как правило, является преступление. Четвертая, главная часть – доказательства, которым способствуют два вида фактов: те, что воз­действуют на интеллект, разум, логику мышления, и те, что оказывают воздействие на чувственную, эмоциональную сферу человека. Пятую часть Цицерон посвящал краткому повторению главных доводов, аргументов, с целью зафиксировать их в сознании слушателей и прежде всего судей. И, наконец, последняя, шестая часть подводила итоги всего вышесказанного.

 

21. Зачин.

По сравнению с композицией Цицерона современная трактовка построе­ния речи добавляет короткую, но важную часть, нечто вроде крючка, зацепки. Эта часть называется зачин и располагается, судя по названию, в самом на­чале речи, еще до вступления. Это может быть риторический вопрос, какой-то эффектный пассаж, связанный с событиями, временем, местом преступления, или цитата из книги, мудрые мысли, фрагмент письма, документа, какие-то значимые цифры. Это может быть обращение к аудитории в соответствии с ее интересами или к ее чувствам, либо ссылка на собственный жизненный опыт.

 

 

22. Восприятие оратора аудиторией.

 

Личность оратора – очень важное понятие. Аудитория хочет видеть личность, индивидуальность, неповторимость выступающего. Аудитория воспринимает оратора упрощенно, стереотипно. Оратор должен заботиться о своём имидже. Около 50% информации в процессе публичного выступления передается невербально, т.е. словесно не выражено.

Считается, что внешность должна быть в меру привлекательная, костюм – умеренно модным. Костюм или платье не должны плотно обтягивать фигуру. Одежда должна соответствовать ситуации общения и возрасту. Элементы в одежде, повышающие доверие к оратору:· темная традиционная одежда; темно-синий цвет; тёмно-серый цвет; коричневый цвет;· черный цвет;· добротный материал; определенная эффектность одежды (контрастность цветов);· деловой стиль одежды – строгий костюм с длинными рукавами, должно быть минимальное количество открытых участков тела;· ноги не должны быть открытыми. Повышают доверие очки в темной оправе; силуэт, приближающийся к прямоугольнику (прямые плечи).

 

Элементы, которые снижают доверие:

· одежда ярких, насыщенных тонов;

· слишком модная одежда;

· многочисленные украшения

· элементы спортивной, неофициальной одежды: мягкий свитер, джинсы, кроссовки и так далее;

· силуэт, приближающийся к шару (покатые плечи, рукав реглан).

 

Манера выступления важна для оратора. Она хорошо запоминается, можно повысить или понизить доверие. Манера выступления важнее, чем внешность оратора.

1) уверенность к себе; 2) деловитость; 3) дружеское отношение к слушателям;

4) скромность;5) подъем, эмоциональность в изложении.

 

Нельзя:

 

· выглядеть уставшим, спешащим, избыточно возбуждённым;

· извиняться за свою миссию перед аудиторией;

· сидеть, стоять на одном месте;

· стоять спиной;

· держать руки в карманах, вертеть что-то в руках

· смотреть в глаза одному слушателю, смотреть в пространство, на пол, на ноги – это потеря контакта с аудиторией.

 

Поза оратора. Ноги слегка расставлены, не должны быть перекрещены руки или ноги – это закрытая поза. Грудь - вперед, живот - втянуть. Голова должна быть слегка приподнята. Оратор не должен облокачиваться.

Жесты и мимика: речь, которая не сопровождается жестами – не настоящая. Лучшим жестом считается тот, который органически сливается со словом.

 

23. Аргументация.

 

Аргументация - это форма мыслительной деятельности, цель которой состоит в обосновании утверждения об истинности или ложности некоторого высказывания. Обоснование высказывания может быть полным или частичным.

 

Полное обоснование утверждения об истинности какого-либо высказывания называется доказательством этого высказывания.

Полное обоснование утверждения о ложности какого-либо высказывания называется опровержением этого высказывания.

Частичное обоснование утверждения об истинности некоторого высказывания называется подтверждением этого высказывания.

Все приводимые вами аргументы должны образовывать систему и идти в определенной последовательности.

 

Есть ряд типовых аргументов:

научные аксиомы;

положения законов и официальных документов;

законы природы;

выводы, подтвержденные документально;

заключения экспертов;

ссылки на признанные авторитеты;

цитаты из авторитетных источников;

показания очевидцев;

статистические данные.

Сила аргумента — понятие относительное и зависит от конкретной ситуации, эмоционально-психического состояния и многих других факторов: пола, возраста, уровня профессиональной подготовки слушателей. Оптимальным количеством аргументов при доказательстве тезиса считается число «три».

 

24. Виды аргументации.

Нисходящая и восходящая аргументация. Эти способы различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.

 

Достоинства нисходящей аргументации заключаются в том, что она:

 

- Позволяет легче привлечь и удержать внимание слушателей;

- Заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце выступления;

Первые аргументы лучше запоминаются. Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления. Преимущество восходящей аргументации – в доведении мыслительной деятельности и эмоционального накала слушателей до предела.

2. Односторонняя и двусторонняя аргументация

Одностороняя аргументация предполагает, что:

- Либо излагаются только аргументы «за» (чистый позитив);

- Либо излагаются только аргументы «против» (чистый негатив).

При двусторонней аргументации слушателям предоставляется возможность сопоставить точки зрения, и при изложении противоположных взглядов и выбрать одну из двух

3. Индуктивная и дедуктивная аргументация

Индуктивная аргументация основана на построении изложения от фактов к выводу. Дедуктивная аргументация построена от общей посылки к фактам.

4. Опровергающая и поддерживающая аргументация

При опровергающей аргументации оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или «изобретенного» оппонента. При поддерживающей аргументации оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.

 

25. Общие требования к публичному выступлению.

Разные жанры выступлений и ораторского искусства (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки.

Основные:

Решительное начало выступления.Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена.

Драматизм.Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения.

Сдержанная эмоциональность.Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите.

Краткость.Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Коротко и ясно.

Диалогичность.Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение.

Разговорность.Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы.

Установление и поддержание контакта с аудиторией.Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

 

Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления.

Решительный конец.Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Ее, как и начальную фразу надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

 

26. Позиции оратора в ходе публичного выступления

 

В процессе выступления каждый оратор занимает определенную коммуникативную позицию, выступает в определенной роли, которую он сам на себя принимает. Наиболее типичные и часто используемые.

1. Позиция информатора.

Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.

2. Позиция комментатора.

Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок.

3. Позиция собеседника.

Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.

4. Позиция советчика.

Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты».

5. Позиция эмоционального лидера.

Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

Есть и позиции, которых рекомендуется избегать. К таким, прежде всего, относятся позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос), позиция просителя («потерпите, я скоро закончу»).

 

27. Невербальные средства воздействия оратора на аудиторию.

Невербальный блок - это те факторы, которые присутствуют в общении, но непосредственно не связанные с текстами (позы, жесты, мимика, речь пространства, одежды, цветов, манера общаться и тому подобное).

Что касается языка жестов и поз то оратору следует выступать стоя и использовать жесты открытости (жесты раскрытыми руками по направлению к слушателей; горизонтальная жестикуляция, а не вертикальная и др.) Они воспринимаются аудиторией (в основном подсознательно) как, свидетельствующих о намерении общаться Соответственно, следует избегать закрытых жестов, которые могут восприниматься не только как свидетельство нежелания общения, но и агрессии (стесню те кулаки, скрещенные руки, скрещенные ноги и т.п.). Оратор должен также помнить о так называемых жесты-поплавки, которые являются выражением нервотрепки, неуверенности в себе, волнение: ручка в руках, папка, листы пап эру, особенно, когда с ними делают какие-то манипуляции частое прокрутки очков, волос, колец, цепочек, часов, воротничков, галстуков и т.д.

Что касается языка мимики то важно зрительный контакт оратора с аудиторией на протяжении всей речи Он должен смотреть на всех слушателей таким образом, чтобы не выделять кого-то персонально В большой аудитории следует разбить зал на сектора и в процессе выступления п переводить взгляд медленно по очереди с одного сектора на другой Оратору не следует смотреть мимо слушателей (в пространство), на пол, ноги, потолок, в окно, рассматривать посторонние предметы.

Что касается интонации, то оратору стоит обратить внимание, что интонацию на протяжении всей речи надо менять, а не говорить монотонно. Интонация должна согласовываться с содержанием речи. Оптимальным темпом считается произнесение не более 120 слов в минуту. Немаловажным ораторским приемом является пауза.

 

Язык пространствасостоит из нескольких компонентов:

интимная; личная;социальная; публичная

 

Что касается языка одеждыи языка цветов то оратору для публичного выступления следует выбрать деловая одежда (для мужчин и женщин - это костюмы преимущественно серого или синего цвета) Такая одежда не подавляет человека и у слушателей есть возможность сосредоточить ся на самой речи Если главная цель для оратора - это убеждение аудитории, тогда ему следует избегать одежды ярких насыщенных цветов, слишком модной одежды, многочисленных украшений и других компонентов которые будут слишком привлекать к себе внимание слушателей и отвлекать от того, что говорит оратор.

 

28. Средства и способы речевого воздействия на аудиторию.

Речевые механизмы воздействия основаны на использовании языковых средств, целью которых является воздействие, пробуждение любознательности.

1. Приемы создания выразительности речи - тропы и фигуры, создающие особую эмоциональность изложения.

Метафора - это троп, основанный на переносе свойств и признаков одного предмета на другой по принципу сходства или контраста. Олицетворение - приписывание неодушевленным предметам свойств и признаков живых существ. Сравнение - уподобление одного предмета другому на основании общего признака.

 

2. Приемы диалогизации, драматизации, создающие эффект диалога, сотрудничества:

• обращение, риторическое обращение

• средства совместности

• риторическое восклицание

• вопрос, риторический вопрос

• признание своей ошибки

• введение вымышленной речи (своей или чужой

3. Намеренное нарушение общепринятых требований: проблемное формулирование темы, парадокс, загадка.

4. Приемы привлечения внимания

• Использование цитирования, лучше парадоксального, которое создает эмоциональный настрой, активизирует мыслительную активность, интерес

 

• Обращение к интриге, конфликту – столкновению противоположно направленных целей, позиций, интересов, взглядов

• Афоризм, пословица или поговорка для обобщения сказанного.

Рассмотрим несколько приемов воздействующего вступления.

• Апелляция ко времени, месту, где проходит общение, недавно происшедшему событию • Апелляция к интересам аудитории

• Передача приветствий

• Апелляция к личности оратора

• Обращение к конкретному случаю, историческому эпизоду

 

Существуют и особые виды заключений в речи:

• Подытоживающее повторение. Повторение – самый примитивный, однако работающий способ воздействия

• Призыв.

• Интригующая концовка, в которой слушателям предлагается самим сделать вывод.

• Обращение к аудитории. Оно может содержать благодарность и комплимент

• Иллюстративная концовка, включающая развернутую метафору, притчу, аллегорию.

Со структурой речи связано еще одно средство воздействия - местоположение наиболее важной информации. Согласно "закону края", она должна быть или в начале, или в конце теста. Исследования показали, что расположение самой важной информации в конце текста предпочтительнее для благожелательного и заинтересованного слушателя и читателя. Информационная насыщенность начала речи наиболее эффективна для адресата нейтрального или незаинтересованного, которого необходимо сразу активизировать.

 

29. Эмоциональность, экспрессивность, образность речи.

Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат и языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции слушателей. Это различные изобразительно-выразительные средства.

Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление. Использование метафор не всегда делает речь художественной. Изобилие метафор отвлекает слушателей от содержания речи.

Метонимия, в отличие от метафоры, основана на смежности, при метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Синекдоха - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого.

Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность. Совершенно иное впечатление производят сравнения, которые в результате частого их употребления утратили свою образность, превратились в речевые штампы.

Эпитеты - художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Эпитетами, как и другими средствами речевой выразительности, не следует злоупотреблять.

 

Для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности употребляют приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры: антитезу, инверсию, повтор и др.

Ценное средство выразительности — инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Так, если прилагательное поставить не перед существительным, к которому оно относится, а после него, то этим усиливается значение определения, характеристика предмета.

Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повтор: анафора и эпифора.

Речевая практика выработала приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь. Один из таких приемов - вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что создатель текста, как бы предвидя возражения, угадывая возможные вопросы адресатов своей речи, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает.

Нередко применяют так называемый риторический вопрос. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо. Обращение с вопросом к аудитории - эффективный прием.

К средствам выразительности относят и прямую речь, которую вводят в текст. Эта речь может быть точной или приблизительной, а иногда даже вымышленной. Дословно переданная прямая речь называется цитатой.

 

30. Вопросительные конструкции. Вопросно-ответный ход. Риторический вопрос.

Речевая практика выработала приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.

Один из таких приемов — вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что создатель текста, как бы предвидя возражения, угадывая возможные вопросы адресатов своей речи, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей, читателей собеседниками, активизирует их внимание, вовлекает в поиски истины.

Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения. Вопросно-ответный ход — один из наиболее доступных приемов.

Помимо вопросно-ответного приема, нередко применяют так называемый риторический вопрос. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо. Обращение с вопросом к аудитории — эффективный прием.

Риторический вопрос воспринимается обычно не как вопрос, на который необходимо дать ответ, а как положительное утверждение. Риторический вопрос усиливает воздействие речи на слушателей, пробуждает в них соответствующие чувства, несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных