ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1. Понятие и сущность риторики. Риторика, как наука о речи.Вопросы зачёта.
Непосредственная и опосредованное, вербальное и невербальное, межличностное, представительское, ролевое и общение культур.
Тема 1. Понятие и сущность риторики. Риторика, как наука о речи. Риторика- это ораторское искусство, витийство, красноречие одинаковы по своему значению. Риторика первоначально означало ораторское мастерство. Становление риторики, как науки, произошло в Древней Греции в 5 веке до н.э. в эпоху Афинской демократии. В республиканском Греческом полисе умение говорить, выступать публично, считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Он был активен, имел право голоса и право выступления. Публичная речь, убедительно им произнесённая, могла повлиять на решение граждан о войне и мире, об оправдательном или обвинительном приговоре. Поэтому в Древней Греции, а через 100 лет и в Древнем Риме, владение словом было непременным условием хорошего образования. На первых парах риторика была не столько теорией сколько практической общения, речевому мастерству. Отдельные элементы риторики возникли ещё раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важные роли в обществе.
Начало риторики принято связывать с деятельностью софистов: Коракса, Тисея, Протагора, Горгия. Автором первого учебника риторики «Искусство убеждения» называется коракса. Рождение риторики связывают с софистами, т.к. они стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически, создавая для этого предпосылки. Софистом называют человека, который за тонкостями и деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того, что соответствует его целям. Таким образом под софизмом понимают логически и в деталях верное, но по своей сути неистинное суждение (ложное суждение). Особенности риторического идеала софистов:
Адресат – получает. Адресант – говорит, отправляет.
Агония – это борьба, состязание, т.е. это была риторика для словесного спора, состязание, которые были направлены на победу одного и поражение другого.
Цель не истинная, а победа.
Протагор – один из первых начал изучать выведение, заключения из посылок, одним из первых начал использовать форму диалога, в котором собеседники отстаивают противоположенные точки зрения. Труды: «Искусство спора», «Истина», «О науках».
Горгий – считается основателем фигур, как одного из основных объектов риторики. Он активно пользовался фигурами речи, тропами, а также ритмически построенными фразами. Горгий сузил слишком размытый для него предмет риторики и утверждал, что обучает не добродетелей и мудрости, а только ораторскому мастерству. Труды: «По несущим или о природе», «Похвала Елене», «Оправдание Поломеда».
Лисий – считается создателем судебной речи, как особого вида красноречия. Из 400 его речей сохранилось 34.
Исократ – считается основателем литературной риторики, первым ритором уделяли внимание письменной речи. Он ввёл понятие композиции ораторского произведения. Особенности его стиля: ясная и чёткая конструкция, обилие декоративных элементов, риторическое членение речи. Труды: «Панерилик».
Платон – не софист, критикует софистику за хаотические последствия публичной речи, лишённый нравственности и предметного основания. Он подчёркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи. Труды: «Фёдр», «Горгий», «Платон».
Аристотель – завершил превращение риторики в научную дисциплину, установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой, и среди важнейших черт риторики выделил её особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятного. Указал место риторики в системе античности и подробного охарактеризовал ядро риторического учения на протяжении последующих столетий. А именно виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей, их коммуникативные цели, требование к стилю тропы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержение, правило спора. Риторика тропика асофистических опровержениях.
Цицерон – продолжил развивать теорию риторики, рассмотрел вопросы построения и содержания речи о выборе одного из стилей в соответствии со содержанием речи, о переводе и об источниках убеждения. Труды: «Оратор», «Об ораторе», «Брут», «Тропика», «О нахождении».
Квинтилиан – создал самый полный античный учебник по красноречию «Риторические наставление в 12 книгах». В данном учебнике Квинтилиан систематизирует все накопленные к его времени по искусству оратора даёт определение риторики, характеризует её цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, о способах возбуждения эмоций и создание нужных настроений, технические произношения и запоминания.
Аврелий Августин – один из отцов церкви, до своего обращения в христианство преподавали и риторику. Стал христианином, обосновывал важность красноречия. Для истолкования библейских положений и для христианского проповедничества. Труды: «О христианском учении», «Исповедь».
В средневековье риторика стала одной из 7 свободных наук в системе Варрона, которые преподавались в школах и в университетах. Эти 7 наук делились на две группы: 1 группа – ТРИВИУМ: грамматика, риторика, диалектика. 2 группа – КВАДРИУМ: арифметика, музыка, геометрия, астрономия. Преподавание наук тривиума продолжалось вплоть до 19 века.
Пьер Рамю – французский философ и филолог, пытался пересмотреть античное учение о трёх стилях, использовал термин риторика для трёх компонентов коммуникации (дикция, память, действие). Цель, которой убеждение.
С начала 17 века появляются первые письменные русские риторические пособия. Первая русская риторика (1620 г.) представляла собой перевод с лат. риторики одного из вождей реформации Меланхтона.
Важнейшим учебником по красноречию стала риторика Метрополитена Московского и Коломенского Макария. Оригинальную концепцию русской риторики предложил Ломоносов в кратком руководстве к риторике (1743 г.) к красноречию (1747 г.). в этих книгах была окончательно закреплена русская научная терминология риторики.
Со второй половины 18 века до середины 19 века вышла свыше 100 наименований учебников, учебных пособий и теоретических трудов по риторике.
Труды:
Требования к контрольной работе:
В верхней части ТЛ наименование учебного заведения, факультет, кафедра: государственно-правовых дисциплин, предмет: контрольная работа по риторике и ораторскому искусству, тема, студент выполнил, И.Ф.О. …
1-1,5 стр. Актуальность, цель, задачи.
15-25 стр. Раскрываем основную мысль работы.
1-1,5 стр. Делаем краткие выводы по теме.
Необходимо указать 3-5 основных источников, после этого источники интернета не больше 10 стр., дополнительная литература 1-1,5 стр.
Например: Приложение 1, приложение 2, приложение 3 …
Нумеруем справа внизу, на ТЛ не нумеруем. Текст выравниваем по ширине, интервал межстрочный 1.5, основной текст шрифт 14 Times New Roman, сноски шрифт 12 Times New Roman. Всего работа должна составлять 25-35 стр. Контрольную работу делаем в обычном варианте (печатаем) 5 картинок, если в виде презентаций, то 15-25 слайдов. Сдать 6.11.2012 в 11:40-15:15
Тема контрольной работы «СТАДИИ СПОРА И ИХ ОСОБЕННОТИ».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|