Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Законы современной риторики.




Способствуют эффективности речи и успеху речевого общения в различных ситуациях.

Риторика говорит, речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика, т.е. говорящий должен учитывать фактор адресата, а именно особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Все 4 закона связаны с фактором адресата и показывают каким образом обеспечивается гармония между основными участниками речевой ситуации.

1 закон. «Закон гармонизирующего диалога» гласит, эффективное речевое общение возможна только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Данный закон говорит о том, что собеседник или аудитория непассивный объект, которому необходимо передать информацию и на которой необходимо воздействовать. Задача пробудить внутреннее слово слушателя, установить гармонические и двухсторонние отношения с адресатом. Для того, чтобы установить контакт и получить отклик на речь говорящего, необходимо использовать принципы речевого поведения:

  1. Внимание к адресату – готовясь к публичной речи, беседе, необходимо представить себе слушателя, собеседника, а именно кто он, особенности его личности, характер вкуса, интересы. Риторика рекомендует заранее составить социальный портрет слушателя аудитории, который создаётся в результате ответов на следующие вопросы:

· Социальное положение слушателя или социальный состав аудитории.

· Социальная роль собеседника по отношения к вам (руководитель, товарищ, родитель).

· Размер аудитории.

· Возраст.

· Круг интересов адресата и набор запретный тем. Личные особенности собеседника.

· Почему и зачем собрались слушатели.

· Как сообщение связанно с личными насущными интересами и потребностями адресата.

· Как будут использоваться полученные сведения.

  1. Принцип близости, содержание речи интересам и жизни адресата – необходимо продумать те факты, примеры, которые взяты из области важной и знакомой адресату.
  2. Конкретность – помогает зримо воспринять звучащее слово, т.е. необходимо подбирать правильные примеры и подтверждение мысли.

2 закон. «Закон продвижения и ориентации адресата» - данный закон требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован в пространстве речи и чтобы чувствовал что вместе с говорящим двигается к цели. Для этого необходимо продумать общую структуру речи, которая должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата. Ощущение движения создаётся и самим исполнением произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы правильно выбранный темп речи.

3 закон. «Закон эмоциональности» - требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально, то о чём он сообщает или беседует. Необходимо вкладывать эмоции в речь.

4 закон. «Закон удовольствия» - создание игровой установки, загадок, которые вместе с говорящим разгадывает слушатель (каламбуры, игра слов и т.д.).

Структура выступления:

  1. Вступление. Задачи оратора:

· Привлечь внимание слушателя.

· Настроить аудиторию на позитивное восприятие речи.

· Готовить почву для разработки темы.

Методы изложения материала:

· Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Данный метод, как правило используется в агитационных выступлениях. Аргументы располагаются от слабого к сильному.

· Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает положения, а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Данный метод как правило используется в выступлениях пропагандистского характера, когда аудитория относится к тезису благожелательно.

· Метод аналогии – сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно в параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

· Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемый оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

· Ступенчатый метод – последовательно изложение одного вопроса за другим, т.е. рассмотрев какую либо проблему оратор больше к ней не возвращается.

· Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице предмете с течением времени.

Заключение речи: цель оратора закрепить впечатление от сказанного, способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующие:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных