ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 4. Законы современной риторики.Способствуют эффективности речи и успеху речевого общения в различных ситуациях. Риторика говорит, речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика, т.е. говорящий должен учитывать фактор адресата, а именно особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Все 4 закона связаны с фактором адресата и показывают каким образом обеспечивается гармония между основными участниками речевой ситуации. 1 закон. «Закон гармонизирующего диалога» гласит, эффективное речевое общение возможна только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Данный закон говорит о том, что собеседник или аудитория непассивный объект, которому необходимо передать информацию и на которой необходимо воздействовать. Задача пробудить внутреннее слово слушателя, установить гармонические и двухсторонние отношения с адресатом. Для того, чтобы установить контакт и получить отклик на речь говорящего, необходимо использовать принципы речевого поведения:
· Социальное положение слушателя или социальный состав аудитории. · Социальная роль собеседника по отношения к вам (руководитель, товарищ, родитель). · Размер аудитории. · Возраст. · Круг интересов адресата и набор запретный тем. Личные особенности собеседника. · Почему и зачем собрались слушатели. · Как сообщение связанно с личными насущными интересами и потребностями адресата. · Как будут использоваться полученные сведения.
2 закон. «Закон продвижения и ориентации адресата» - данный закон требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован в пространстве речи и чтобы чувствовал что вместе с говорящим двигается к цели. Для этого необходимо продумать общую структуру речи, которая должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата. Ощущение движения создаётся и самим исполнением произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы правильно выбранный темп речи. 3 закон. «Закон эмоциональности» - требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально, то о чём он сообщает или беседует. Необходимо вкладывать эмоции в речь. 4 закон. «Закон удовольствия» - создание игровой установки, загадок, которые вместе с говорящим разгадывает слушатель (каламбуры, игра слов и т.д.). Структура выступления:
· Привлечь внимание слушателя. · Настроить аудиторию на позитивное восприятие речи. · Готовить почву для разработки темы. Методы изложения материала: · Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Данный метод, как правило используется в агитационных выступлениях. Аргументы располагаются от слабого к сильному. · Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает положения, а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Данный метод как правило используется в выступлениях пропагандистского характера, когда аудитория относится к тезису благожелательно. · Метод аналогии – сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно в параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. · Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемый оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. · Ступенчатый метод – последовательно изложение одного вопроса за другим, т.е. рассмотрев какую либо проблему оратор больше к ней не возвращается. · Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице предмете с течением времени. Заключение речи: цель оратора закрепить впечатление от сказанного, способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующие: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|