Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ




Определим риторику как способность

находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета

 

Аристотель

Государственный служащий должен обладать не только высокой квалификацией, нравственными качествами, но и умением работать с людьми, принадлежащими к различным социальным слоям и группам населения, общаться с представителями разных общественно-политических сил и формирований, соблюдать правила речевого этикета, владеть основами ораторского мастерства, приемами воздействия на аудиторию, компетентно и убежденно отстаивать государственные интересы.

Государственная и муниципальная службы принадлежат к области повышенной речевой ответственности. Успех управленческой деятельности во многом определяется умелым использованием языка как информационно-знаковой системы. Неграмотное и некорректное применение речевых средств может привести к серьезным сбоям в работе управленческой системы, значительному снижению коммуникативной эффективности. Ошибки в речи официальных лиц, игнорирование ими этических норм речевого поведения становятся предметом гласности, критики окружающих и средств массовой информации, значительно подрывают авторитет чиновника.

Курс «Риторика» занимает важное место в системе профессиональной подготовки государственных служащих, юристов, политологов.

Цель курса – обучение эффективному профессиональному общению, навыкам и умениям рационального речевого поведения.

Задачи курса:

- познакомить с основами теории и практики современной риторики;

- повысить культуру устной и письменной речи обучаемых, познакомить их с нормативным, коммуникативным и этическим аспектами культуры речи;

- сформировать основные риторические навыки и умения;

- обучить основам ораторского мастерства.

Данная учебная дисциплина имеет практическую направленность, ориентирована на формирование речевых компетенций, отработку моделей речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения, повышение грамотности устной и письменной речи.

 

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование темы Количество часов
Очное Заочное Сокращ. 2 высшее
Лек Прак. Лек. Прак Лек. Прак. Лек. Прак
Риторическое образование госслужащего. Основные этапы развития риторики. Предмет и задачи курса      
Литературный язык – основа культуры речи и публичного выступления. Функциональные стили литературного языка    
Культура речи: нормативный аспект. Акцентологические и орфоэпические, грамматические, лексические нормы литературного языка        
Культура речи: коммуникативный и этический аспекты. Коммуникативные качества речи. Речевой этикет            
Особенности официально-деловой письменной речи. Язык и стиль документов            
Культура речевого общения. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов          
Ораторское искусство как социальное явление. Характеристика личности оратора. Особенности устной публичной речи      
Подготовка публичного выступления. Логико-композиционное построение речи      
Оратор и аудитория: проблемы взаимодействия. Контакт в публичном выступлении            
Всего:
Самостоятельная работа        

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Риторическое образование государственного служащего. Основные этапы развития риторики

 

Особенности коммуникации в современном мире. Сущность общения. Функции и средства общения. Виды общения. Роль культуры общения в профессиональной подготовке специалиста.

Риторика в современном мире. Традиционное определение риторики. Определение современной риторики. Риторика как наука об условиях и формах эффективной коммуникации.

Риторические навыки и умения специалиста.

Риторическое самообразование – важнейшее условие повышения культуры делового общения. Формы и методы риторического самообразования.

История западноевропейской риторики.

Античная риторика. Становление риторики в Древней Греции. Софисты Протагор и Горгий. Диалоги Сократа. Риторическая школа Исократа. Демосфен. Аристотель как основоположник теории красноречия, его основные труды. Развитие риторики в Древнем Риме. Марк Катон Старший, Тиберий и Кай Гракхи, Марк Антоний. Цицерон как выдающийся теоретик и практик ораторского искусства.

Риторика средних веков и эпохи Возрождения. Развитие духовного красноречия. Возникновение гомилетики как науки о церковном проповедничестве. Иоанн Златоуст. Савонарола. Диспуты в средневековых университетах. Освобождение риторики от религиозно-схоластических пут в эпоху Возрождения. Обращение к великому наследию античности. «Литературизация» риторики.

Развитие риторики в Новое время. Совершенствование жанра общественно-политических, парламентских и судебных речей. Угасание интереса к риторике в Европе (конец XVIII в.). Риторический ренессанс (первая половина XX в.).

История русской риторики.

Начальный этап русского красноречия. «Изборник» Святослава (1073 г.). Золотой век древнерусского красноречия (XII в.). «Поучение Владимира Мономаха», «Слово Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве». «Риторика» Макария (1617-1619 гг.). «Риторика» М.И. Усачева (1699 г.). Труды Феофана Прокоповича (1705 г.).

Ломоносовский и послеломоносовский периоды (середина и последняя треть XVIII в.). «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) М.В. Ломоносова. Формирование канонического типа русской риторики.

Риторическая школа Российской академии (конец XVIII – начало XIX вв.). Риторика Н.Ф. Кошанского, К.П. Зеленецкого, А.И. Галича.

Расцвет риторики в России (первая половина XIX в.). Риторика М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Бурное развитие русского судебного красноречия. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, А.И. Урусов, Н.П. Карабчевский и др. Труды по теории и практике судебного красноречия.

Упадок риторики как научной и учебной дисциплины (вторая половина XIX в.).

Возрождение интереса к риторике в России (конец XX в.).

Цель и задачи курса, его структура и содержание.

Практическая направленность курса.

Литература по курсу.

 

Тема 2. Литературный язык – основа культуры речи и публичного выступления. Функциональные стили литературного языка

Язык как средство профессиональной деятельности государственного служащего. Умелое владение словом – важнейший признак деловой квалификации административного работника.

Роль языкового образования в профессиональной подготовке государственного служащего, в формировании и становлении его личности. Воспитание чувства ответственности по отношению к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, средству межнационального и международного общения. Выработка речевой готовности к активному участию в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Положение русского языка в современном мире, международном обмене общечеловеческими ценностями. Новые каналы распространения русского языка (совместные предприятия, зарубежные поездки российских граждан, расширение влияния русскоязычной диаспоры и др.).

Лингвокультурная ситуация в современной России. Основные тенденции развития литературного языка. Новые условия функционирования русского литературного языка.

Язык как знаковая система. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), аккумулятивная, эмоциональная, волюнтативная (воздействия).

Состав языка. Основные единицы языка: звук, морфема, слово, устойчивое словосочетание, свободное словосочетание, предложение, текст.

Основные уровни языка: фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический.

Формы существования национального языка – диалект (средство общения коллектива, объединенного территориально или социально, в частности, профессионально), просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев городского населения), жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления), литературный язык.

Литературный язык как высшая форма национального языка. Сферы использования литературного языка: политика, культура, делопроизводство, словесное искусство, межнациональное общение, бытовое общение и др.

Две формы литературного языка – устная и письменная. Параметры, по которым различаются устная и письменная формы литературного языка: форма реализации, отношение к адресату, порождение формы.

Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.

Признаки литературного языка: обработанность; устойчивость; обязательность для всех носителей языка; нормированность; наличие функциональных стилей; вариативность языковых единиц; богатство и разнообразие лексико-фразеологической и грамматической синонимии.

Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка.

Функциональные стили литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие, языковые особенности. Речевые стандарты (клише).

Публицистический стиль. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств. Разнообразие употребляемой лексики и фразеологии.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

 

Тема 3. Культура речи: нормативный аспект. Характеристика основных норм литературного языка

Высокая речевая культура государственного служащего – одно из важнейших условий успеха его управленческой деятельности.

Культура речи как коммуникативно-стилистическое понятие. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи.

Нормативность устной и письменной речи административного работника. Понятие о языковой норме. Характерные особенности норм литературного языка. Историческая смена норм литературного языка как закономерное, объективное явление. Варианты языковых норм.

Характеристика основных норм литературного языка.

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения.

Орфоэпические нормы. Произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов.

Грамматические нормы. Правила использования морфологических форм разных частей речи. Правила использования синтаксических конструкций.

Лексические нормы. Правила словоупотребления.

Орфографические и пунктуационные нормы.

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения. Развитие речевого слуха. Расширение словарного запаса. Работа со словарями русского литературного языка. Основные типы лингвистических словарей.

 

Тема 4. Культура речи: коммуникативный и этический аспекты. Коммуникативные качества речи. Речевой этикет

Коммуникативная целесообразность как одна из важнейших категорий теории культуры речи.

Выбор и организация языковых средств, способствующих в определенной ситуации общения достижению поставленных задач коммуникации.

Коммуникативные качества речи.

Точность речи. Употребление многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Понятность речи. Использование общелитературной, специальной и нелитературной лексики. Термины, иностранные слова, профессиональная лексика в речи административного работника.

Чистота речи. Уместность речи.

Богатство речи. Разнообразие индивидуального словаря говорящего. Эмоциональность и выразительность речи.

Средства речевой выразительности. Лексические средства изобразительности (тропы): метафора, сравнение, эпитет, аллегория и др. Средства стилистического синтаксиса (фигуры): антитеза, градация, инверсия, повтор, риторический вопрос и др. Использование пословиц, поговорок, фразеологических единиц, крылатых выражений.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных