Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные компоненты системы социальной защиты.




Основными компонентами системы социальной защиты высту­пают:

> социальное страхование; > общественное вспомоществование; > социальное обслуживание.

Социальное страхование является доминирующим в промышленно развитых странах. Оно основано на уплате страховых взносов. В большинстве стран источниками фондов соц страхования являются взносы наемных работников, работодателей, а также гос-ва из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов. В Финляндии, Швеции, Италии обязательные взносы уплачивают только работодатели, в Дании финансирование соц выплат осуществляется из гос.средств, в Австрии, Бельгии, Германии, Великобритании, Франции основное бремя взно­сов в страховые фонды несут наемные работники. В США практиче­ски нет обязательных взносов со стороны работодателей, основной упор делается на договорные условия.

Право на выплату пособия приобретается в зависимости от упла­ты страховых взносов и распространяется на лиц, имевших в течение установленного периода времени работу и потерявших ее в связи с бо­лезнью, производственным травматизмом, достиж. пенсионного возраста, безработицей, а также потерявших кормильца. Система соц страхования компенсирует указанной категории населения по­терю дохода за счет средств фонда социального страхования. В инду­стриально развитых странах право на пособие возникает, как правило, при наличии определенного уровня страхового стажа и выплат опреде­ленного объема страховых взносов. Для получения пособия по безра­ботице, например в Италии, нужно иметь страховой стаж 2 года, во Франции - 6 месяцев из предшествующих безработице 12 месяцев, в Германии - 360 дней. Различны и размеры пособий по безработице.

Под общественным вспомоществованием (социальной помощью) понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или слоев населения, при котором в каче­стве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно на­правлено на поддержание уровня жизни беднейших слоев населения независимо от уплаты страховых взносов. На социальную помощь бед­ным выделяются значительные суммы: в Бельгии, где указанная кате­гория составляет около 6% населения, расходуется около 29% средств, ассигнуемых на социальные нужды. В Великобритании эти цифры со­ставляют 18% и 23% соответственно.

Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной формах (напри­мер, обеспечение горячим питанием, лекарствами, предоставление купонов на оплату продовольственных товаров, помощь в уходе за детьми, оплата детского сада, оплата коммунальных услуг и квартир­ной платы).

Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальны ус­луг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Соц.обслуживание представлено как гос. учреждениями, так и частным сектором. Соотношения гос. и не­гос. учреждений соц инфраструктуры различны и определяются особенностями соц политики государств.


42. Социальное страхование.

Характерной чертой программ страхования является финанси­рование предоставляемой помощи за счет взносов и тесная взаимоза­висимость между взносами и объемом социальных услуг. Размер по­мощи ориентируется на объем взносов, т.е. на предварительный вклад застрахованного.

В республике в настоящее время действует система государст­венного социального страхования от объективно обусловленных рис­ков - потери трудоспособности вследствие болезни, производствен­ной травмы и профессионального заболевания, инвалидности, дости­жения пенсионного возраста, потери кормильца, безработицы. Финан­сирование мероприятий по социальному страхованию регламентируется законами о бюджете РБ на очередной финансовый год и Законом РБ "Об основах государствен­ного социального страхования" и осуществляется из средств государ­ственного бюджета и государственных страховых фондов (Фонда со­циальной зашиты населения и Государственного фонда содействия занятости).

Наиболее сложные проблемы возникли в пенсионном страхова­нии и страховании по безработице.

Система пенсионного обеспечения РБ по­строена по принципу текущего финансирования (солидарности), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчисле­ний от фонда заработной платы работающих, то есть работающее на­селение финансирует потребность населения пенсионного возраста.

В целях социальной зашиты пенсионеров в условиях роста стоимости жизни применяется механизм пересчета трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. Социальные пенсии устанавливаются в процентном отношении к минимальной пенсии по возрасту. Они повышаются в связи с увеличе­нием бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В пенсионной системе республики наметился ряд проблем, тре­бующих своего решения. Среди них:

> неотработанность методологии расчета пенсии и ее низкий уро­вень.

> большой удельный вес в структуре пенсий различного рода доп­лат.

> необоснованные льготы и привилегии при досрочном выходе на пенсию, установленные еще во времена Союза ССР;

> наметившиеся в пенсионном обеспечении уравнительные тен­денции. Важнейший его принцип - связь пенсии с трудовым вкладом на практике сильно деформировался, сократился разрыв между максимальной, средней и минимальной пенсиями;

> низкая защита пенсий от инфляции;

> достаточно сложное финансовое положение Фонда социальной защиты и вследствие этого снижение гарантии своевременности выплаты пенсий;

> отсутствие в республике системы негосударственного дополни­тельного пенсионного страхования, которое может снизить ост­роту возникающих проблем как для государства, так и для граж­дан.

Все эти недостатки свидетельствуют о том, что назрела необхо­димость изменения системы пенсионного обеспечения.

Достаточно много проблем накопилось и в системе социального страхования по безработице.

В настоящее время граждане, формирующие предложения на рынке труда, не участвуют своими взносами в социальном страхова­нии на случай безработицы. Их страхование обеспечивает нанима­тель. При этом индивидуальные счета застрахованных не ведутся, а средства, поступающие в фонд, обезличиваются. Все это снижает эф­фективность страхования по безработице.

Вторым недостатком является установление достаточно мягких квалификационных требований для получения статуса безработного при очень низком уровне пособий по безработице.

Кроме того, проводимая в республике мягкая политика в отно­шении безработных может иметь весьма неблагоприятные тенденции при включении механизма банкротства и осуществлении реструктури­зации государственных предприятий. Беларусь может стать регионом с высоким уровнем хронической безработицы.

В связи с этим представляется целесообразным пересмотреть политику по защите безработных в плане ужесточения требований к статусу безработного и выплате ему пособий (включение, например, в них определенного стажа работы; некоторого суммарного минимума заработной платы; периода ожидания, в течение которого потерявший работу не считается безработным), а также обеспечения достаточного пособия по безработице, позволяющего реализовать эффективную стратегию по развитию рынка труда.

 

43. Обществ. вспомоществование.

Под общественным вспомоществованием (социальной помощью) понимается финансирование из бюджетных средств жизненно важных потребностей отдельных лиц или слоев населения, при котором в качестве ориентира выступает их индивидуальная нуждаемость. Оно направлено на поддержание уровня жизни беднейших слоев населения независимо от уплаты страховых взносов. На социальную помощь бедным выделяются значительные суммы: в Бельгии, где указанная категория составляет около 6% населения, расходуется около 29% средств, ассигнуемых на социальные нужды. В Великобритании эти цифры составляют 18% и 23% соответственно.

Социальная помощь рассматривается как временная поддержка и осуществляется как в денежной, так и натуральной формах (например, обеспечение горячим питанием, лекарствами, предоставление купонов на оплату продовольственных товаров, помощь в уходе за детьми, оплата детского сада, оплата коммунальных услуг и квартирной платы).

 

44. Социальное обслуживание.

Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальны услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представлено как государственными учреждениями, так и частным сектором. Соотношения государственных и негосударственных учреждений социальной инфраструктуры различны и определяются особенностями социальной политики государств.

 


45. Виды учреждений социального обслуживания.

Упорядочена и централизована сеть государственных уч­реждений социального обслуживания, входящих в структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Бе­ларусь. Образованы и повсеместно действуют Территориаль­ные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), объединившие отделения социальной помощи на дому, другие структуры социальной помощи пожилым, инвалидам, женщинам. В Минске и Гомеле сохранены Тер­риториальные центры по социальному обслуживанию се­мьи и детей, в Минске есть Территориальный кризисный центр помощи женщинам. В системе государственных уч­реждений активно работают Республиканский реабилита­ционный центр для детей-инвалидов; дома-интернаты и специальные школы-интернаты для детей-инвалидов; дома-интернаты и специальные дома для ветеранов, пре­старелых и инвалидов. В Минске несколько лет функцио­нирует Дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства.

В деятельности социальных служб на местах выделяется два направления: специализированное и комплексное ока­зание социальных услуг. Специализированные структуры осу­ществляют профилактическую работу и прямое оказание помощи конкретным социальным группам по разным на­правлениям: психолого-педагогической, экстренной по­мощи, консультирования, психологической помощи по телефону и др. Комплексные учреждения осуществляют са­мую разнообразную деятельность: от возможной материаль­ной помощи, медико-психологической помощи до прос­того человеческого общения и внимания.

К сожалению, в деятельности органов социального об­служивания населения имеют место серьезные проблемы: не-доукомплектация кадрами, частая смена кадрового состава, низкий уровень оплаты их труда. Требует укрепления мате­риально-техническая база, обеспечение нормативно-мето­дической литературой, специализированными печатными из­даниями, специальными видео- и аудиоматериалами.

Изменить ситуацию к лучшему, как этого требует вре­мя, возможно лишь при условии существенных перемен в отношении к службам и кадрам системы социальной за­щиты со стороны местных государственных органов и об­щественных организаций, применения гибкой налоговой политики в отношении спонсоров, помогающих населе­нию, а также расширение пропаганды благородного труда и положительного опыта работы социальных служб и об­щественности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных