Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контрольно-тренировочные упражнения




 

Задание 1. Придумайте краткий эффективный диалог между Вами и Вашими родителями. Вы собираетесь поступать в …, а у родителей на этот счет другое мнение. Какие аргументы, какие способы речевого воздействия лучше в этом случае применить? Проанализируйте достижимость разных целей общения.

 

Задание 2. Какие из перечисленных ниже формул отказа Вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника? Расположите перечисленные выше формулы по убыванию категоричности.

 

Я не могу…

Нет…

Нет, не могу…

Никак не могу…

К сожалению, я не могу…

К несчастью, я не могу…

Я не в силах это сделать…

Ни в коем случае…

Я бы с удовольствием, но не могу…

Мне бы хотелось…, но не могу…

Ни при каких обстоятельствах…

Об этом не может быть и речи…

Даже не заикайся об этом…

Нет, не получится…

 

Задание 3. Составьте диалоги «просьба – отказ»: один обращается с просьбой, второй отказывает. Прорепетируйте отказ с использованием самых вежливых формул с такой интонацией, с какой Вы бы отказали другу (подчиненному, начальнику, коллеге, своему ребенку, своим родителям, своему преподавателю, своему студенту), которого не хотите обидеть. Дополните свой отказ мотивировкой (если нужно).

 

Задание 4. Прочитайте текст. Перечислите жесты Петра. О чем свидетельствует каждый из жестов?

 

Дверь распахнулась, вошел Петр, и перед ним склонились низко семь париков. Кивнув, он сел у стола, резко сдвинул в сторону бумаги, опростав для руки место, забарабанил пальцами, и на присутствующих уставились круглые его черные глаза, словно горевшие безумием.

(Л.Н. Толстой)

 

 

Задание 5. Прочитайте текст. Какие невербальные сигналы подает барон Изабелле? Какое значение имеют эти сигналы?

 

Королева Изабелла перевела взор на Роджера Мортимера, барона Вигморского, своего любовника, на того человека, который благодаря ей, но и благодаря самому себе единовластно правил Англией от имени юного короля, и в ту же самую минуту он поднял на нее глаза и, скрестив руки на своем роскошном одеянии, сурово взглянул на нее из-под нахмуренных бровей.

«Догадался, о чем я думаю, - решила про себя Изабелла. – Но что это за человек, только на миг отвлечешься мыслью от него, и он тут же дает Вам понять, что Вы совершили чуть ли не преступление» (М. Дрюон)

 

Задание 6. Прочитайте текст. Чья коммуникативная позиция сильнее изначально? Почему? Какие приемы усиления своей позиции использовал коммуникант «мужчина»? Было ли его речевое воздействие эффективным? Результативным?

 

- Разрешите пройти! – решительно сказал мужчина вахтерше, загородившей ему путь.

- А Вы к кому?

- Какое Ваше дело! Дайте пройти! – заорал высокий широкоплечий мужчина на старушку. – Я по срочному делу!

- Иди, иди любезный, - засуетилась старушка. – Раз по срочному, то иди.

Задание 7. Ответьте невербально на фразы собеседника: Я очень хорошо к Вам отношусь, Я Вас понимаю.

 

Взглядом, мимикой лица, жестом передайте следующие стремления и состояния: скромность, кротость, удивление, стремление уйти от разговора, наивность, недоверие, возмущение, гнев, благодарность, восхищение, дружеское расположение, подозрительность.

 

Задание 8. Невербально: а) выразите сочувствие коллеге по поводу постигшего его несчастья, б) поздравьте друга с победой команды, в которой он играл, в) преподнесите цветы коллеге в знак благодарности.

Задание 9. Отреагируйте невербально на слова собеседника: Нам всем дают премию за этот месяц.

Удивитесь словам Вашего собеседника, обрадуйтесь его словам, продемонстрируйте незаинтересованность в этой информации, выразите восхищение, восторг по поводу сообщенного собеседником, выразите сомнение в том, что это произойдет.

 

Задание 10. Составьте невербальный рассказ о каком-либо событии и покажите его аудитории. Для введения слушателей в курс дела можно сначала назвать тему. Поймет ли аудитория Ваш рассказ? Пусть они расскажут словами то, что Вы показали невербально.

 

Задание 11. Завершите фразы:

сжатые кулаки говорят о …, опущенный подбородок говорит о том, что…, руки в боки говорят о …, скрещенные на груди руки говорят о том, что… прикрывание рта ладонью говорит о том, что…, наклон корпуса говорящего вперед говорит о том, что, постукивание пальцами по столу говорит о том, что… протянутые вперед руки говорят о том, что…, откидывание тела назад при сидении говорит о том, что…

Задание 12. Как Вы думаете? Имидж – это попытка обмануть окружающих или коммуникативная необходимость для человека?

 

Задание 13. Произнесите фразу Это стоит пять рублей с интонацией, показывающей что это огромные деньги, а затем фразу Это стоит 1000 долларов с интонацией, как будто это стоит три рубля.

 

Задание 14. Произнесите фразы с разными интонациями (по О.А. Баевой)

Здравствуйте! (Официальность, радость, угроза, упрек, доброжелательность, равнодушие, гнев, восторг)

Умница! Молодец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев)

Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев)

Спасибо, как это Вы догадались! ( искренность, восхищение, гнев)

Ничем не могу Вам помочь! (искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы)

Вы поняли меня? (доброжелательность, учтивость, официальность, угроза)

До встречи ( теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, безразличие)

Это я! (радость, торжество, виноватость, угроза, задумчивость, таинственность)

Я не могу здесь оставаться! (сожаление, значительность, обида, неуверенность, решительность).

 

Задание 15. произнесите фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл при помощи интонации:

1. Рад Вас видеть, 2. Спасибо за работу, 3. Я в восторге, 4. Спасибо, мне было приятно Ваше внимание, 5. Приятно было с Вами поговорить, 6. Спасибо за комплимент, 7. Очень Вам признателен, 8. С удовольствием, 9. Мне это очень нравится.

 

Задание 16. Произнесите фразу Опять он звонил, передавая интонацией разные смыслы:

Вы делитесь с собеседником радостью

Вы с гордостью сообщаете, что он Вам звонил

Вы сообщаете о звонке с теплотой, это ваш товарищ, который о вас заботится

Вы сообщаете об этом с тоской, он вам ужасно надоел своими просьбами

Вы возмущены, говорите об этом с гневом – вы ему запретили звонить по этому вопросу, а он опять звонил

Вы сообщаете об этом с тревогой – вас очень встревожил его звонок, вы опасаетесь плохих известий.

Вы демонстрируете собеседнику свое безразличие - его звонок вас совершенно не интересует, а сам он вам безразличен.

 

Задание 17. Произнесите фразу так, чтобы собеседник понял ее смысл именно так, как вы хотите. Спасибо

На самом деле вы не рады этому

Вам все надоело

Выразите тревогу

Выразите обиду

Вы кокетничаете

 

Задание 18. Закончите фразы, данные ниже (По И.А. Стернину):

В.И. Ленин как оратор отличался том, что…

И.В. Сталин как оратор отличался том, что…

Н.С. Хрущев как оратор отличался том, что…

Ф. Кастро как оратор отличается том, что…

М.С. Горбачев как оратор отличается том, что…

В.В. Жириновский как оратор отличается том, что…

А.В. Лебедь как оратор отличается том, что…

В.В.Путин как оратор отличается том, что…

Б. Грызлов как оратор отличается том, что…

Задание 19. Что надо делать в следующих случаях?

1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору (докладчику). 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7. С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не сможете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон.14. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

Задание 20. Придумайте рекламу для:

Спортплощадки при университете (призовите чаще пользоваться ею),

Любимой вами телевизионной передачи (призовите регулярно смотреть),

Любимого вами предмета (призовите его лучше изучать),

Нарисованной вами картины (определив, что на ней будет изображено),

Фильма, который вы посмотрели,

Своего учебного заведения,

Нового магазина,

Вашего любимого шоколада.

Задание 21. Подготовьте публичное выступление – самопрезентацию. Тема выступления «Чем я интересен и чем опасен для окружающих» Длительность выступления – не более 2 минут.

Задание 22. Назовите два своих самых сильных качества, черты характера, а также наиболее беспокоящий вас недостаток вашего характера. Объясните, почему он вас беспокоит, чему мешает в вашей жизни, в отношениях с людьми. Наоборот.

Задание 23. Игра «Пресс-конференция». Участник рассказывает о себе в свободной форме (1-2 мин), а затем отвечает в течение 5 мин. На любые вопросы сокурсников, сидя перед ним за столом. Отвечать надо кратко, с достоинством, чтобы показать себя с хорошей стороны. Рядом с отвечающим может находиться ведущий пресс-конференции, который сначала предоставляет ему слово, а затем выбирает тех, кто задает вопросы и регулирует порядок пресс-конференции, отвергает нетактичные или грубые вопросы и следит за временем, завершая пресс-конференции. В соответствии с регламентом.

Задание 24. Составьте свое резюме (для устройства на работу), резюме для своего товарища).

Задание 25. Представьте, что Вы устраиваетесь на работу. Расскажите о своих достоинствах, недостатках, но так, чтобы недостатки не помешали Вам.

Задание 26. Вам поручили сказать приветственное слово на встрече американской делегации преподавателей и студентов, которая приехала в ваш университет.

Задание 27. Расскажите Ваш любимый анекдот. Следуйте правилам рассказывания анекдота.

Задание 28. Подготовьте тост с использованием афоризма.

Задание 29. Предложите тост за смех, юмор, хорошее настроение.

Задание 30. Сделайте комплимент женщине (мужчине) (если Вы женщина и если Вы мужчина).

Задание 31. Менеджеры, агенты по продаже, продавцы часто используют метаязык. Их цель – сделать продаваемый объект наиболее желанным для покупателя. Проведите синонимическую замену по следующему образцу:

Уникальное предложение! (метаязык) – У нас серьезные трудности с продажей этого дома (перевод); компактный (метаязык) – очень тесный дом (перевод).

Выглядит по-деревенски;

Натуральная развалюха;

Далеко от магазинов и школы;

Самый заурядный;

Крохотный холл, тесная гостиная;

3 спальни без шкафов и свежепокрашенная кухня;

Стоянка автобуса прямо у дверей;

Все окна на запад;

Туалет на улице;

На ремонт потребуется целое состояние.

 

Задание 32. Виновен ли Клайд Гриффитс в смерти Роберты Олден? Докажите свое мнение, используя разные виды аргументации.

Задание 33. Астрология – это наука или суеверие? Докажите свое мнение, используя разные виды аргументации.

Задание 34. Приведите по 2-3 примера удачной и неудачной рекламы и назовите средства и способы воздействия на адресата.

Задание 35. Прочитайте отрывок из повести «Собачье сердце». Как в условно-интериоризованной речи Шарика отражаются его растерянность, страх? Как доказать, что события описаны с точки зрения автора или Борменталя, а именно собаки? Какие выражения имплицитно информируют читателя об этом?

 

И он поехал лапами по скользкому паркету, так как был привезен в смотровую. В ней сразу поразило невиданное освещение. Белый шар под потолком сиял до того, что резало глаза. В беглом сиянии стоял жрец и сквозь зубы напевал про священные берега Нила. Только по смутному запаху можно было узнать, что это Филипп Филиппович. Подстриженная его седина скрывалась под белым колпаком, напоминающим патриарший куколь, - божество было все в белом, а поверх белого, как епитрахиль, был надет резиновый узкий фартук. Руки – в черных перчатках.

(М. Булгаков)

 

Задание 36. Прочитайте сцену спора Преображенского и Шарикова. Назовите стратегии и тактики речевого поведения каждого из персонажей. Как проявляются в этом споре социальные и психологические роли говорящих?

 

- Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного? (Речь о книге «Переписка Энгельса с Каутским»)

Шариков пожал плечами.

- Да не согласен я.

- С кем? С Энгельсом или с Каутским?

- С обоими, - заметил Шариков.

- Это замечательно, клянусь Богом. Всем, кто скажет, что другая… А что бы вы со своей стороны могли предложить?

- Да что тут предлагать?... А то пишут, пишут… конгресс… немцы какие-то… Голова пухнет… Взять все и разделить.

- Вы и способ знаете? – спросил заинтересованный Борменталь.

- Да какой тут способ, - становясь словоохотливым после водки, объяснил Шариков, - дело не хитрое. А что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него пар 40, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет.

- Насчет семи комнат – это вы, конечно, на меня намекаете? – горделиво прищурившись, спросил Филипп Филиппович, Шариков съежился, промолчал.

-Что же, хорошо, я не против дележа. Доктор, скольким Вы вчера отказали?

-39 человекам, - тотчас же ответил Борменталь.

Гм…390 рублей. Ну, грех на трех мужчин. Дам – Зину и Дарью Петровну – считать не станем. С Вас, Шариков, 130 рублей. Потрудитесь внести.

- Хорошенькое дело, - ответил Шариков, испугавшись, - это за что такое?

- За кран и кота, - рявкнул вдруг Филипп Филиппович, выходя из состояния иронического спокойствия. – За безобразие, которое вы учинили и благодаря которому сорвали прием. Это же нестерпимо. Человек, как первобытный, прыгает по всей квартире, рвет краны. Кто убил кошку у мадам Поласухер? Кто…

- Вы, Шариков, третьего дня укусили даму на лестнице…- подлетел Борменталь.

- Вы стоите… - рычал Филипп Филиппович.

- Да она меня по морде хлопнула, - взвизгнул Шариков, - у меня не казенная морда!

- Потому что вы ее за грудь ущипнули, - закричал Борменталь, опрокинув бокал, - вы стоите…

- Вы стоите на низшей ступени развития, - перекричал Филипп Филиппович, - вы еще только в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической глупости о том, как все поделить … а в то же время вы наглотались зубного порошку… Ну «ня-с, - гремел Филипп Филиппович, - зарубите себе на носу… что вам нужно молчать и слушать, что вам говорят. Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества. Кстати, какой негодяй снабдил вас этой книжкой?

- Все у вас негодяи, 0 испуганно ответил Шариков, оглушенный нападением с двух сторон.

- Я догадываюсь, - злобно краснея, воскликнул Филипп Филиппович.

- Ну что же. Ву, Швондер дал. Он не негодяй развивался…

- Я вижу, как вы развиваетесь после Каутского, - визнливо и пожелтев, крикнул Филипп Филиппович. Тут он яростно нажал на кнопку в стене. – Сегодняшний случай показывает это как нельзя лучше. Зина! Переписка называется как его...Энгельса с этим чертом… В печку ее! Я бы этого Швондера повесил, честное слово, на первом суку, - воскликнул Филипп Филиппович, - яростно впиваясь в крыло индюшки, - сидит изумительная дрянь в доме, как нарыв. Мало того, что он пишет всякие бессмысленные пасквили в газетах…

Шариков злобно и иронически начал коситься на профессора. Филипп Филиппович в свою очередь отправил ему косой взгляд и умолк.

(М. Булгаков)

Задание 37. Какие стилистические средства участвуют в создании языкового юмора?

Докажите, что юмористический эффект большинства анекдотов вызван расхождением в понимании высказывания различными коммуникантами и неправильным выводом импликатур.

 

Задание 38. Определите стилистические средства создания комического эффекта.

1. Погребальная контора «Милости просим» (И. Ильф, Е. Петров)

 

2. Мне страшный сон приснился, что я картошка. К чему бы это?

- Хорошего мало: либо весной посадят, либо осенью уберут.

 

3. Посреди родной эпохи

Ты на щетках попляши.

С женским полом шутки плохи,

А с натертым хороши. (В. Высоцкий)

 

4. В доме все было краденое, даже воздух был какой-то спертый. (А. Канышев).

 

Задание 39. Докажите приведенные ниже тезисы (используя различные способы аргументации). Придумайте коммуникативную ситуацию, в которой уместно было бы употребить данное выражение:

 

Плохая трава быстро растет

Рукописи не горят

Орел не ловит мух

Каков вожак – таково и стадо

Что позволено Юпитеру – не позволено быку

Не для школы – для жизни учимся

Не царь есть закон, а закон есть царь

Суровый закон, но закон

Пока дышу – надеюсь

Мыслю – значит существую

Там победа, где согласие

Невежество не есть доказательство

Слово волнует – пример увлекает

Опасность в промедлении

Человеку свойственно ошибаться

Никто не должен наказываться дважды за один проступок

Ты должен – значит можешь

Человек украшает место, а не место человека

Повторение – мать учения

Привычка – вторая натура

Конец венчает дело

Исключение подтверждает правило

Все свое ношу с собой

Пришел, увидел, победил

Жизнь коротка – искусство вечно

Опыт – лучший учитель

Молодость дороже золота

Нет ничего быстрее молвы

Платон мне друг, но истина дороже

Трудно в учении – легко в бою

Обучая, учимся

О вкусах не спорят

Из двух зол должно быть выбрано меньшее

Дважды побеждает тот, кто себя побеждает

Друг познается в беде

Друг познается по любви, нраву, речам, делам

Искусство смягчает нравы

Кто ищет – тот находит

Жить – значит бороться

Разделяй и властвуй

Знание есть сила

Что написано пером – не вырубишь и топором

Умному достаточно

Все прекрасное редко

Кто не хочет быть понятым, того не стоит и читать

Всему есть мера

Из ничего ничего не бывает

Пусть будет выслушана и другая сторона

Я боюсь данайцев, дары приносящих

Горе одному

Я сделал что мог, пусть, кто может, сделает лучше

Задание 40. Постройте логическое рассуждение с дефиницией. Рассмотрите для этого следующую ситуацию. Ваш оппонент убежден, что посредничество – это всегда жульничество. Опровергните его убеждение. Если можете, используйте рассуждение с дефиницией в какой-нибудь ситуации из вашей жизни.

Задание 41. Знаменитый русский адвокат В.Д. Спасович в одной из своих речей сказал о показаниях экспертов:

- Все эксперты – искусные люди в применении помощи живому больному человеку, но не в исследовании причин смерти умершего.

Я надеюсь, господа судьи, что вы не пойдете по этой опасной стезе, что вы не поверите экспертам Главацкому, Горалевичу, Блюмбергу и Павловскому и их рубящему, как топор, выводу…

Каким доводом пользуется адвокат? Содержится ли в последнем предложении еще один, вспомогательный довод?

Задание 42. Защищая Бердникова, адвокат Я.С. Киселев использует доводы к этосу (к сопереживанию по отношению к подзащитному и к отвержению по отношению к истице Туркиной).

«Бердников, человек по натуре сильный, оказался немощен перед горем. Вы слышали отзывы свидетелей Варкушевой, Сергеенко, Прохорова. Если где и жил Бердников, то только на работе. Но и там замечали, что он становится все более угрюмым, ушедшим в себя. Ровен, справедлив, но людей как бы сторонился: не то не хотел их омрачать своим горем, не то опасался, как бы не начали они проявлять к нему жалость.

Трудно так жить из года в год. Но ничего не делал Сергей Тимофеевич, чтобы изменить свою жизнь. Тащились медленно и безрадостно дни. И привык к этому, но и тяготился. Таким застала его Туркина.

В первых же своих показаниях она, верная своей привычке оспаривать обвинение, которое еще никто не выдвигал, стала заверять: «Завлекать Бердникова – не завлекала».

Так ли это? Вспомним еще раз выдумку Наталии Федоровны о смерти своего мужа. Не спорю, не так уж проницательна и тонка Туркина, чтобы разобраться сразу же в душевном состоянии Бердникова, но в житейской хватке и смекалке супруге Александра Туркина не откажешь».

Перечислите, на какие этические аксиомы опирается адвокат в своей аргументации.

Попробуйте опереться на часть этих же аксиом, но в совершенно иной ситуации. Например, в такой: вы рекомендуете начальнику взять на работу нового сотрудника.

Задание 43. Используйте аргументацию к пафосу в следующей ситуации. Вы уговариваете начальника установить в офисе Сплит систему. Используйте и обещание и угрозу. Постарайтесь также воспользоваться представлениями о потребностях.

Задание 44. Рекламный текст об электронных словарях назван «Переводчик, который всегда с тобой». Оцените логику такого названия с точки зрения его изобразительности и выразительности. Приведите заведомо более слабые варианты названия, уступающие в изобразительности и выразительности. Постарайтесь найти равноценные или лучшие варианты. Ранжируйте их с точки зрения изобразительности и выразительности.

Задание 45. Вы хотите доказать своему товарищу, что занятия коммуникативистикой принесут ему практическую пользу. Приготовьте убеждающий текст из нескольких предложений, стараясь делать его максимально изобразительным. Затем попытайтесь усилить изобразительность выражения, варьируя композицией и новыми заголовками. Подберите к своему сообщению эпиграф, нацеленный на то, чтобы облегчить понимание вашего сообщения.

Задание 46. Создайте наиболее выразительную композицию и подберите графическое оформление (используя разные шрифты) следующего текста: «На работу в фирму Донтранс», телефон которой 2888888, требуются водители грузового транспорта, семейным предоставляется общежитие».

Задание 47. Используя атрибуцию, составьте два кратких описания каких-либо строений, демонстрирующие, соответственно, их достоинства и недостатки. Сопоставьте эти тексты с исходным материалом, лишенным атрибуции.

Задание 48. Опишите деятельность какого-либо офиса, используя и не используя гипонимизацию. Потренируйтесь на этом описании в умении ослаблять или усиливать степень гипонимизации.

Задание 49. Измените следующие высказывания, используя гипонимизацию и синонимию для усиления их выразительности.

В магазине имеется товар в хорошей упаковке. Малоимущие не в состоянии приобрести товары первой необходимости. Здание находится в плохом состоянии: необходимы стройматериалы.

Задание 50. Измените высказывания, используя атрибуцию:

Оратор отказался прокомментировать вопрос о задержках зарплаты. Лектор иллюстрировал жизнеспособность экономической модели примерами.

Задание 51. Используйте в следующих высказываниях разнообразыне изобразительные средства.

Недавно таможня передала городскому зоопарку партию животных, задержанную при вывозе из России.

Задание 52. Вы должны сообщить следующее. Этот человек – бюрократ. Деловые бумаги, выходящие из-под его пера, не только не вносят порядка в деятельность организации, но ставят перед клиентами совершенно ненужные барьеры. Используйте экспрессивную синонимию для усиления изобразительности сообщения.

Задание 53. Дайте две характеристики своей будущей профессии (одну заведомо положительную, другую заведомо отрицательную), используя все известные средства усиления изобразительности. Сопоставьте эти характеристики с исходной установкой, лишенной изобразительности.

Задание 54. Вы собрали своих сотрудников в начале рабочего дня и хотите несколькими убеждающими фразами вселить в них оптимизм, убедить их в том, что работа с самоотдачей даст должный результат. Приготовьте эти несколько фраз, используя анафору. А затем перестройте ваше сообщение, используя фигуру прибавления – стык. Как изменится от этого акцент в вашей аргументации? Наконец, придумайте случай (в рамках заданной ситуации начала рабочего дня), когда анафора будет явно уместнее стыка и когда стык будет явно уместнее анафоры.

Задание 55. Прочитайте стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Найдите в нем случаи использования многосоюзия и бессоюзия. Что противопоставлено использованием этих фигур?

Придумайте короткий текст (например, о содержательном и бессодержательном времяпрепровождении) с использованием двух этих фигур.

Задание 56. Приготовьте очень короткое выступление с призывом к какому-нибудь действию, используя фигуры убавления. Ради эксперимента уберите эти фигуры из текста. Что изменилось? Как бы вы сформулировали, почему текст стал хуже?

Задание 57. Какие фигуры использованы в заглавиях «Медный всадник» и «Евгений Онегин»? Какую роль они выполняют? Придумайте девиз с использованием этих фигур. Попытайтесь вспомнить слоган с использованием этих фигур.

Задание 58. Придумайте краткий текст с уместным использованием изобразительной функции фонетических или графических фигур.

Задание 59. Знаменитый русский адвокат В.Д. Спасовичв одной из своих речей сказал о показаниях экспертов: — Все эксперты — искусные люди в применении помощи живому больному человеку, но не в исследовании причин смерти умершего... Я надеюсь, господа судьи, что вы не пойдете по этой опасной стезе, что вы не поверите экспертам Главацкому, Горалевичу, Блюмбергу и Павловскому и их рубящему, как топор, выводу... Каким доводом пользуется адвокат? Содержится ли в последнем

предложении еще один, вспомогательный довод?

Задание 60. Используйте аргументацию к пафосу в следующей ситуации.

Вы уговариваете начальника установить в вашем офисе сплит-систему. Используйте и обещание и угрозу. Постарайтесь воспользоваться также представлениями о потребностях.

Задание 61. Прочитайте стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Найдите в нем случаи использования многосоюзия и бессоюзия.

Задание 62. Придумайте два предложения, одно из которых содержит вполне оправданный плеоназм, а другое – плеоназм, проистекающий от речевой неловкости. Обоснуйте убедительность и неуместность другого.

Задание 63. Найдите в речи защитника Я.С. Киселева фигуру дистинкции и объясните, в чем смысл ее употребления.

 

Но в этом повинны не столько мы, сколько само дело. По нему не-

возможно вынести приговор, который в какой-то степени удовлетворил

бы обе стороны, нельзя прийти к выводу: в чем-то право обвинение,кое в чем права защита. Нет, одно из двух: или подсудимый — человек

без совести и чести, он цинично преследовал потерпевшую, а теперь

так же цинично клевещет на нее, или потерпевшая, которая отнюдь не

потерпевшая, цинично обманывала честного и прямодушного человека,

а когда обман должен был раскрыться, она, чтобы помешать этому, возводит ложное обвинение, Или - или! Третьего не дано.

 

Придумайте свой пример с уместным употреблением дистинкции.

Задание 64. Какую фигуру применил Ф.Н. Плевако в следующем речевом пассаже: Буйство было. Но относить это буйство к беспорядкам, буйствам, скопищам, направленным против порядка управления, - несогласно с требованием закона.

Придумайте свой пример с использованием той же фигуры. Попробуйте в отрывке из речи Ф.Н. Плевако заменить эту фигуру другой фигурой – например, коррекцией.

Задание 65. Придумайте несколько коррекций для ситуации, когда вы возмущены неким поступком.

Придумайте также несколько коррекций, когда восхищены поступком какого-то человека.

Усильте эти коррекции вопросами к самому себе (И что же он сделал? И пр.) и градацией.

 

Задание 66. Придумайте два примера с градацией: один – передающий эмоциональный накал и уменьшающийся в предложении, а другой – организующий композицию всего текста (например, показывающий некие открывающиеся возможности).

Задание 67. Приведите два-три примера заведомого манипулирования. Расположите их в порядке усиления манипулирования и прокомментируйте их.

Задание 68. Ознакомьтесь с рекламой жевательной резинки. Какие компоненты рекламы отсутствуют здесь? Проигрывает ли реклама от их отсутствия или, наоборот, выигрывает? Какие слова в рекламе свидетельствуют о применении (и удачном) косвенной оценки? Можно ли еще усилить косвенную оценку, не прибегая к интенсификаторам?

 

Новая жевательная резинка с гранулами настоящих лесных ягод. (Поток спелых красивых ягод «влетает» в коробочку с жевательной резинкой. Упаковка на фоне свежих спелых ягод). Это натуральный освежающий вкуси, конечно, защита от кариеса.

Задание 69. Вы уговариваете начальника приобрести для отдела цветной сканер (кондиционер, офисную мебель). Попробуйте использовать разные компоненты рекламы. Придумайте для всех названных товаров аналог ненавязчивого, но запоминающегося слогана (желательно использовать фигуры или тропы, особенно звуковые фигуры). Придумайте аналоги сложной и облегченной ситуации (их можно подать как случай из жизни). Придумайте мотивирующий компонент. Суммируйте все в небольших текстах, посвященных каждому из названных приобретений.

Задание 70. Вы просите направить вас в зарубежную командировку в целях повышения квалификации. Изложите вашу просьбу, используя опыт торговой рекламы и не забывая об изобразительных и выразительных средствах языка.

Особое место в рекламе занимает реклама-сериал. Сериалы легко входят в быт, становятся фактами социальной жизни благодаря игре в «знакомое-незнакомое», формирующей зрительские ожидания и своеобразную потребность узнать, а что там произошло с нашими старыми «знакомцами». Серийность дает возможность сочетать краткость информации и развертывание (продолжение) сюжетов) вокруг разных качеств рекламируемого товара.

Задание 71. В предыдущем задании вы должны были уговорить начальника приобрести цветной сканер, кондиционер или офисную мебель. Представьте, что вы трижды возвращаетесь к теме покупки. Распределите ваши риторические усилия тремя короткими высказываниями по принципу сериала.

Задание 72. Вернемся к ситуации зарубежной командировки. Предположим, что вы заранее знаете, что дважды увидетесь с человеком, от которого зависит эта поездка. Постройте свои реплики как сериал.

Задание 73. выберите газетную статью. Проанализируйте функции ее заголовка. Придумайте свои варианты заголовка: один в расчете на автономное функционирование, второй в расчете на быстрое усвоение содержания. Составьте к этой статье Лид.

Задание 74. Вам надо написать в газету о враче, лечащем нетрадиционными методами. Ваша цель – привлечь пациентов к практике этого врача. Предложите свои основные доводы, композицию и заголовок статьи.

Вы можете использовать следующий довод: все методы лечений были когда-то нетрадиционными, но потом они вошли в традицию и сегодня они воспринимаются как само собой разумеющиеся. Если этот довод – основной, статья могла бы называться «Новое – это то, что станет старым»

Возможен другой довод: врач – сам изобретатель своего метода, кому же пользоваться им, как не ему; те же, кто лечит традиционно, пользуются чужими методами и поневоле испытывают влияние рутины. Тогда статью можно назвать: «Всегда ли хорош медицинский конвейер»

Задание 75. Вы пишете о новом учебном заведении. Цель будущей публикации – привлечение абитуриентов в этот вуз. Придумайте заголовок, подзаголовок и Лид для этой статьи, распределяя между ними воздействующую и информативную функции.

 

Задание 76. Придумайте заголовок и подзаголовок статьи, отражающие два вида доводов – довод к этосу и довод к пафосу. Тему и содержание определите сами.

 

Задание 77. найдите в вашем любимом издании заголовки с тропами и заголовки с фигурами. Используйте их как модель, придумайте заголовки к вымышленным статьям.

Задание 78. Вам предстоит в устном выступлении рассказать о работе своего учреждения. Набросайте план выступления, в котором предусмотрите все возможные средства связи: когезию, проспекцию и ретроспекцию. Все скрепляющие элементы напишите развернуто. Обязательно используйте эпанод, гипофору.

Задание 79. Вам нужно рассказать непосвященной аудитории о возможностях использования компьютера в делопроизводстве. Придумайте концовку и зачин вашего выступления. Дайте такой вариант, когда зачин и концовка коррелируют друг с другом, образуя кольцевую композицию.

Задание 80. Ваше устное выступление на какую-либо тему (придумайте ее сами) оказалось довольно длинным и потребовало от аудитории затрат внимания. Найдите теперь достойную концовку, разряжающую напряжение в аудитории.

Задание 81. Вы собрали поступивших на работу сотрудников, чтобы объяснить их должностные обязанности. Придумайте зачин вашего выступления. Перейдите от зачина к выступлению.

Задание 82. Вы выступаете перед руководимым вами коллективом и рассказываете о перспективах работы на год. Продумайте и запишите все, кроме основной части. Не забывайте о когезии, проспекции и ретроспекции.

Задание 83. В рекламном ролике обыгрывается дизайн телевизора, а именно его белый цвет. Укажите положительные ассоциации, которые вызывает белый цвет.

Задание 84. Попробуйте обыграть цвет. Пусть это будет черный, голубой, зеленый цвет дизайна каких-либо товаров или интерьера.

Задание 85. Опишите все удобства вашегорабочего места.Максимально используйте слова сенсорных полей. Цель – уговорить кого-либо заменить вас.

Задание 86. Опишите фрейм «Оплата коммунальных услуг», акцентируя внимание на его отрицательной стороне.

Задание 87. Подберите 2-3 положительно окрашенных фрейма, которые вы могли бы обыграть риторически в реальных житейских ситуациях.

Задание 88. Подберите 2-3 отрицательно окрашенных фрейма, которые вы могли бы обыграть риторически в реальных житейских ситуациях.

Задание 89. Вы проводите набор на курсы иностранных языков и апеллируете сначала к школьникам, потом к их родителям. Используйте в ваших выступлениях аргументацию к эго-состоянию ребенка и к эго-состоянию родителей.

Задание 90. Ваш оппонент в своем выступлении (тему придумайте сами) опирался на руль супермена. Попробуйте высмеять эту роль, используя ее заимствованный характер.

Задание 91. Придумайте ситуацию, когда уместна шоковая стратегия расположения доводов. Составьте зачин и вступление речи, соответствующей этой стратегии. Какие фигуры вы использовали? Какие фигуры вообще уместно использовать в подобных зачинах?

Задание 92. Придумайте ситуацию, когда уместна стратегия накапливания. Напишите план выступления, отмечая те места, в которых подключаются новые аргументы. Как отражается стратегия накапливания на когезии текста? Назовите фигуры и тропы, которые, по вашему мнению, наиболее подходят к этой стратегии. Вспомните при этом о традициях русского красноречия.

Задание 93. Придумайте ситуацию, когда уместна стратегия маневра. Напишите зачин выступления и фрагмент, где маневр начинает осуществляться. Используйте риторический вопрос и гипофору. Придумайте также заключение к вашему выступлению, в котором вы сглаживаете отрицательное впечатление от меневра. Используйте формулы я сам долгое время считал или многие могли так думать и это естественно или какие-либо другие с той же интенцией.

Задание 94. прочитайте отрывок из диалога Платона «Федр». Ответьте на следующие вопросы: Какое мнение высказано Федром? Какое мнение Федра опровергается Сократом? Удалось ли Сократу убедить Федра в своей правоте?

Сократ. Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину ого, о чем он собирается говорить?

Федр. Об этом, милый Сократ, я так слышал: тому, кто намеревается стать оратором, нет необходимости понимать, что действительно справедливо, - достаточно знать то, что кажется справедливым большинству, которое будет судить. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, - достаточно знать, что таким представляется. Именно так можно убедить, а не с помощью истины.

Сократ. «Мысль не презренная», Федр, раз так говорят умные люди, но надо рассмотреть, есть ли в ней смысл. Поэтому нельзя оставить без внимания то, что ты сейчас сказал.

Федр. Ты прав.

Сократ. Рассмотрим это следующим образом.

Федр. Каким?

Сократ. Например, я убеждал тебя приобрести коня, чтобы сражаться с неприятелем, причем мы с тобой оба не знали, что такое конь, да и о тебе я знал лишь то, что Федр считает конем ручное животное с большими ушами…

Сократ. Это было бы смешно, Сократ.

Сократ. Пока еще нет, но так было бы, если бы я стал всерьез тебя убеждать, сочинив похвальное слово ослу, называя его конем и утверждая, что всячески стоит завести эту скотинку не только дома, но и в походе, так как она пригодится в битве, для перевоза клади и еще много другого.

Федр. Вот это было бы совсем смешно!

Сократ. А разве не лучше то, что смешно да мило, чем то, что страшно и враждебно?

Федр. Это очевидно.

Сократ. Так вот, когда оратор, не знающий, что такое добро, а что – зло, выступит перед такими же несведущими гражданами с целью их убедить, причем будет расхваливать не тень осла, выдавая его за коня, но зло, выдавая его за добро, и, учтя мнения толпы, убедит ее сделать что-нибудь плохое, вместо хорошего, какие, по-твоему, плоды принесет впоследствии посев его красноречия?

Федр. Не очень-то подходящие.

Задание 95. Прочитайте фрагменты из «Риторики» Аристотеля и ответьте на следующие вопросы: Как Аристотель определяет риторику? Чем риторика, по мнению Аристотеля, отличается от других наук? Из каких элементов слагается речь? Какой из элементов речи главный и почему? Согласны ли вы с этим? Сколько видов речей выделяет Аристотель? Каковы особенности видов речей? Каковы цели совещательных, судебных и эпидейктических речей? Почему достоинством стиля является ясность? На какие смысловые части делится, по Аристотелю, ораторская речь?

Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Это не составляет задачи какого-либо другого искусства, потому что каждая другая наука может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области, как, например, врачебное искусство – относительно того, что способствует здоровью или ведет к болезни, геометрия – относительно возможных между величинами изменений, арифметика – относительно чисел; точно также и остальные искусства и науки; риторика же, по-видимому, способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета, потому что мы и говорим, что она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов.

Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего. (я разумею слушателя). Слушатель необходимо бывает или простым зрителем, или судьей, и притом судьей или того, что уже свершилось, или же того, что может свершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что имеет быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было, - член судилища; человек, обращающий внимание только на дарование оратора, есть просто зритель. Таким образом, естественно является три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных – склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют.

Что же касается судебных речей, то дело их – обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух: или обвиняют, или оправдываются.

Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он лает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже свершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой – отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное – здесь на втором плане.

Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения.

Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное, но сюда также привносятся прочие соображения.

Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное, но сюда также привносятся прочие соображения.

Определим, что достоинство стиля заключается в яснсоти, доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели. Стиль не должен быть не слишком высок, но должен подходить к предмету речи. Из имен и глаголов те отличаются ясностью, которые вошли во всеобщее употребление.

Речь имеет две части, ибо необходимо назвать предмет, о котором идет речь, и доказать его; поэтому невозможно, назвав, не доказать и доказать, не назвав предварительно; человек, доказывающий доказывает нечто, и человек, предварительно излагающий что-нибудь, излагает это с целью доказательства. Первая из этих двух частей есть изложение, вторая – способ убеждения, как если бы кто-либо разделил речь на части, из которых первая – задача, вторая – решение. Следовательно, необходимые части речи – изложение и способ убеждения, они составляют ее неотъемлемую принадлежность, но по большей части бывают: предисловие, изложение, способ убеждения, заключение.

Задание 96. Определите посылки и заключение, основание и следствие в следующих условно-категорических заключениях. Проверьте логическую состоятельность вывода.

1. Если в империях начинала разрушаться семья, то они обращались в прах. В Римской империи начала разрушаться семья. Римская империя обратилась в прах.

2. Когда суть дела обдумана заранее, то слова последуют без затруднений. Слова не последовали без затруднений. Следовательно, суть дела не обдумана заранее.

3. Если у человека повышенная температура, то он болен. У Петрова температура не повышена. Значит, он не болен.

4. Гласные произносятся четко, ясно, когда они находятся под ударением. Следовательно, в слове вода гласный звук в первом слоге не произносится четко.

5. Если геометрическая фигура – квадрат, то диагонали в ней взаимно перпендикулярны и делятся пополам в точке пересечения. Эта фигура не квадрат. Следовательно, диагонали в ней не взаимно перпендикулярны и не делятся пополам в точке пересечения.

6. если реформа 1861 г. удовлетворяла требованиям крестьян, то не было бы массовых крестьянских волнений. Между тем, на опубликование манифеста от 19 февраля за два последующих года произошло свыше 2000 крестьянских волнений. Значит, реформа 1861 г. не удовлетворяла требованиям крестьян.

7. Если сумма цифр числа 346 не делится на 3, то оно не делится на 3. Сумма цифр числа 346 не делится на 3. Следовательно число 346 не делится на 3.

8. Тот факт, что жизнь студента истощает силы, на наш взгляд, бесспорен, поскольку любое душевное беспокойство истощает силы, а ведь ни для кого не секрет, что жизнь студента полна беспокойства.

9. Если бы я не любил вас самой преданной любовью, то я бы тотчас предложил вам бежать со мной. Но я вам этого не предлагаю. Значит, я вас люблю самой преданной любовь.

10. Люди оспаривали бы аксиомы математики, если бы этого требовали бы их интересы. Но интересы людей не затрагиваются этими аксиомами. Следовательно, людям нечего оспаривать аксиомы математики.

11. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности. Следовательно, показания Поспелова не могут служить доказательством вины подсудимого.

12. Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задержан. Следовательно, туман рассеялся.

13. Если бы наши приборы позволяли наблюдать явные признаки жизни на Марсе, то наличие жизни на этой планете нельзя было бы подвергнуть сомнению. Но наши приборы не позволяют рассмотреть на Марсе такие подробности. Следовательно, наличие жизни на этой планете можно подвергнуть сомнению.

Задание 97. Проверьте логическую состоятельность следующих умозаключений и укажите ошибку, если заключение несостоятельно.

1. В книге ценится или ее содержание, или форма изложения. В научной книге не ценится форма изложения. Значит, в научной книге ценится содержание.

2. «Гений и злодейство – две вещи несовместные», - говорит А.С. Пушкин в «Моцарте и Сольери». Это можно выразить так: человек может быть либо гением, либо злодеем, но не тем и другим вместе».

3. В «Драме на охоте» А.П. Чехова выдвигается несколько версий гибели Ольги: или Ольгу убил из ревности Урбенин, или это преступление совершил наемник графа, или Ольга была убита цыганами, или она покончила жизнь самоубийством, запутавшись в своей личной жизни. Следствие показало, что Ольга не была убита ни цыганами, ни наемником графа, не кончала жизнь самоубийством. На основе такого разбирательства был сделан вывод, что Ольга была убита Урбениным. Должно ли было следствие включить в большую посылку «или кто-нибудь» другой», если мы знаем из повествования о романе Ольги со следователем?

4. На экзамене по литературе студентке был задан вопрос: «Интересы каких классов выражал Борис Годунов?» Она ответила: «Интересы боярства», На предложение аргументировать ответ последовало: «Не мог же он выражать интересы крестьянства!»

5. Государство может быть монархией, олигархией или демократией. Венецианская республика не была ни монархией, ни демократией, она была олигархическим государством.

6. У человека различают следующие виды памяти: двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Ведущее место у человека, как правило, занимает словесно-логическая память. Следовательно, если у вас слабо развиты двигательная, эмоциональная, образная память, но хорошая словесно-логическая память, нет оснований для беспокойства.

7. «Передо мной встал вопрос: остаться у отца, уйти к вдове Дуглас или вернуться к жизни в бочке из-под сахара. Но отец взял привычку драться палкой, чего я долго терпеть не мог. Книги и учение у вдовы мне давно наскучили. А свободная жизнь как раз по мне. Решено! Вернусь к бочке» (Рассуждения Г. Финна из повести М. Твена).

8. Покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, если ее недостатки не были оговорены продавцом при продаже, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи, определенной в договоре родовыми признаками, вещью надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо расторжение договора с возмещением покупателю убытков.

Владелец кондитерского магазина получил с оптовой базы партию турецкого печенья, по поводу которой в местной газете появилась статья врача, комментирующего состав веществ данного печенья и приводящего статистические данные заболевания детей, связанных с потреблением этого печенья. Владелец магазина не мог потребовать замены партии печенья, так как на базе не было других видов печенья, не было резона требовать уменьшения покупной цены, потому что это печенье теперь не станут покупать и по самой низкой цене; исправить недостатки было уже невозможно, оставалось расторгнуть договор с оптовой базой и добиться возмещения убытков.

Задание 98. Используя материал данных ниже ситуаций, постройте различные виды умозаключений. Проверьте их логическую состоятельность.

1. В ее остановившихся глазах был испуг, словно у затравленного зверя. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах уже блестела седина. Шерлок Холмс окинул ее своим быстрым все понимающим взглядом.

- Вам нечего бояться, - сказал он, ласково погладив ее по руке. – Я уверен, что нам удастся отстранить от вас все неприятности. Вы приехали утренним поездом.

-Разве вы меня знаете?

- Нет, но я заметил в вашей левой перчатке обратный билет. Вы рано встали, а потом, направляясь на станцию, долго тряслись в двуколке по скверной дороге. – Дама вздрогнула и замешательстве взглянула на Холмса.

- Здесь нет никакого чуда, сударыня, - сказал он, улыбаясь. – Левый рукав вашего жилета, по крайней мере в семи местах, обрызган грязью. Пятна совершенно свежие. Так обрызгаться можно только в двуколке, сидя слева от кучера.

- Все так и было,- сказала она (А. Конан Дойль. Пестрая лента).

2. Пленникам необходимо выбраться из поместья Каленберга. Он, открыв карту своего поместья, комментирует:

«Подход с востока перегораживает горный хребет. Вы не альпинисты, я бы не советовал двигаться в этом направлении. Должен предупредить, что зулусы – опытные скалолазы и быстро догонят вас. Не рекомендовал бы и юг. На карте показана река, подходы к ней сильно заболочены, там полно крокодилов и змей. Северная дорога относительно просто. Вы с ней хорошо знакомы. Однако двадцать моих зулусов постоянно патрулируют этот участок… Они впустили вас, исполняя мое указание, но едва ли позволят вам уйти. Значит, остается западная граница. Пройти туда трудно, но возможно. Там нет воды., и хорошая тропа ведет к шоссе на Мейнвилль. До него со двадцать миль, придется спешить. Зулус, конечно, может догнать бегущую лошадь, но у вас в запасе три часа… В четыре утра вас освободят…»

«…Шли по узкой тропе, Гэрри решил, как перехитрить зулусов. Выбери один западный маршрут, исход охоты зависел бы от того, кто быстрее – они или зулусы, но преследователи могли обогнать лошадь. Идти на восток гибельно. Никто не умел лазать по горам. Северная дорога усиленно охранялась. Оставалась лишь южная граница… болота, крокодилы, змеи, но зулусы вряд ли подумают, что они выбрали этот путь». (Джеймс Х. Чейз. Перстень Борджа)

2. Некий князь потребовал от героя Рустама, чтобы тот привел ему коня, который не был бы ни вороным, ни гнедым, ни пегим и т.д. (все масти были перечислены подробно).

Рустам согласился привести такого коня, но при одном условии: пусть за ним придут в любой день, кроме понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы, субботы, воскресенья.

3. В рассказе Конан Дойля «Берилловая диадема» банкир Александр Холдер, в доме которого произошла кража драгоценности – берилловой диадемы, - обратился к помощи Шерлока Холмса. Холдер был уверен, что в краже виновен его сын – Артур, так как ночью, когда была совершена кража, в его руках он видел диадему, у которой не хватало одного из золотых углов с тремя бериллами. Однако Холмс установил, что к краже диадемы причастна племянница Холдера, которая передала диадему через окно своему любовнику. Рассказывая Холдеру о результатах расследования, Холмс сказал, в частности, следующее: «Мой старый принцип расследования состоит в том, чтобы исключить все явно невозможные предположения. Тогда то, что остается, является истиной, какой неправдоподобной она ни казалась. Рассуждал я примерно так: естественно, не вы отдали диадему. Значит, осталась только ваша племянница или горничные. Но если в похищении замешаны горничные, то ради чего ваш сын согласился принять вину на себя? Для такого предположения нет оснований. Вы говорили, что Артур любит свою двоюродную сестру. И мне стала понятна причина его молчания: не хотел выдавать Мэри. Тогда я вспомнил, что вы застали ее у окна и что она упала в обморок, увидев диадему в руках Артура. Мои предположения превратились в уверенность».

4. На вопрос доктора Ватсона, каким образом Холмс узнал, что он утром был на почте и отправил телеграмму, последний сказал следующее: «Мне известно, что утром вы не писали никаких писем, ведь я все утро сидел напротив вас. В открытом ящике вашего бюро я заметил толстую пачку почтовых открыток и целый блок марок. Для чего же тогда идти на почту, как не за тем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте все, что не могло иметь места, и останется один-единственный факт, который и есть истина».

5. Внимательно осмотрев комнату, в которой было совершено преступление, Шерлок Холмс сказал доктору Ватсону следующее: «Нам известно, что преступник не мог попасть в комнату ни через дверь, ни через окно, ни через дымовой ход. Мы знаем также, что он не мог спрятаться в комнате, поскольку в ней прятаться негде. Как же тогда он проник сюда?

- Через крышу! – воскликнул я.

- Без сомнения. Он не мог проникнуть в эту комнату только через крышу».

6. Весною 1907 года я возвращался из-за границы и от Варшавы ехал в одном купе с господином, который оказался М.С. Сухотиным, зятем Толстого (мужем его дочери Татьяны Львовны)… Между прочим, я сообщил Сухотину, как понимаю значение эпиграфа к «Анне Карениной»: «Мне отмщение, и Аз воздам». В романе мы видим отражение глубочайшей душевной сущности Толстого – его непоколебимую веру в то, что жизнь по существу своему светла и радостна, что она твердой рукою ведет человека к счастью и гармонии и что сам человек виноват, если не следует ее призывам. В браке с Карениным Анна была только матерью, а не женою. Без любви она отдала Каренину то, что светлым и радостным может быть только при любви, без любви же превращается в грязь, ложь, позор. Живая жизнь этого не терпит. Как будто независимая от Анны сила – она сама это чувствует – вырывает ее из уродливой ее жизни и бросает навстречу новой любви. Если бы Анна чисто и честно отдалась этой силе, перед ней бы раскрылась новая, цельная жизнь. Но Анна испугалась – испугалась мелким страхом перед человеческим осуждением, перед потерею своего положения в свете. И глубокое, ясное чувство загрязнилось ложью, превратилось в запретное наваждение, стало мелким… Анна ушла только в любовь, стала любовницей, как раньше была только матерью. И тщетно пытается она жить своею противоестественною, пустоцветной любовью. Этого живая жизнь тоже не может потерпеть. Поруганная, разорванная надвое, она беспощадно убивает душу Анны. И здесь можно только молча преклонить голову пред праведностью высшего суда: если человек не следует таинственно-радостному зову, звучащему в его душе, если он робко проходит мимо величайших радостей, уготованных ему жизнью, - то кто же виноват, если он гибнет в мраке и муках? Человек легкомысленно пошел против собственного своего существа, - и великий закон, светлый в самой своей жестокости говорит: «Мне отмщение, и Аз воздам». (Из письма М. Сухотина В.В. Вересаеву: «…он (Л.Н. Толстой) сказал: «Да, это остроумно, очень остроумно, но я должен повторять, что выбрал этот эпиграф просто, чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием все то горькое, что идет не от людей, а от Бога, и что испытала на себе и Анна Каренина. Да, я помню, что именно это я хотел выразить». (В.В. Вересаев).

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ (тесты, контрольные работы, контрольно-тренировочные упражнения для промежуточного контроля знаний, вопросы к зачету)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных