ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Процесс развития личностиВ переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Понятие «развитие» уже определялось выше. Это, напомним, процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития — становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» — социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступа- н-льному движению от низшего к высшему. Характерная осо-иность этого процесса — диалектический переход количе-иснных изменений в качественные преобразования физиче-их, психических и духовных характеристик личности. Представители различных философских течений по-разно- I объясняют этот во многом еще не познанный процесс. Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий + и ши и детерминировано лишь «врожденной потенцией»; раз-иитие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в ко-горой никто и ничего изменить не может, — это лишь небольшим часть мнений представителей идеалистической философии. Диалектико-материалистическая философия трактует раз-иигис как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи движению и самодвижению. И развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие иг животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, чело-иск создает средства существования своим трудом. Движущая сила развития — борьба противоречий. Последние уподобляются тому «вечному двигателю», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и об-моннений. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ми придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу кик диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Да и сам человек «соткан» из противоречий. Различают противоречия внутренние и внешние, общие (уни-исреальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные — характерные для отдельно взятого человека. Уни-иерсальный характер имеют противоречия между возникающими иод влиянием объективных факторов потребностями чело-иски, начиная от простых материальных и кончая высшими ду-чониыми, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении рашюнесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и имражаются в индивидуальных побуждениях человека, а инешние — стимулируются силами извне, отношениями чело-иска с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных шутренних противоречий — расхождение между возника- ющими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелости. «Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «можно» — «нельзя», «есть» — «нет» — это типичные пары, емко выражающие наши постоянные противоречия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|