Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Процесс развития личности




В переводе с латинского «процесс» означает «движение впе­ред», «изменение». Понятие «развитие» уже определялось выше. Это, напомним, процесс количественных и качественных изме­нений в организме человека. Результат развития — становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развити­ем, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» — социальная ха­рактеристика человека, указывающая на те его качества, кото­рые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формирует­ся в социальной системе путем целенаправленного и проду­манного воспитания. Личность определяется мерой присвое­ния общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформирован­ные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека — очень сложный, длительный и проти­воречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоп­лению количественных изменений и прямолинейному поступа-


н-льному движению от низшего к высшему. Характерная осо-иность этого процесса — диалектический переход количе-иснных изменений в качественные преобразования физиче-их, психических и духовных характеристик личности.

Представители различных философских течений по-разно- I объясняют этот во многом еще не познанный процесс.

Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляе­мый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий + и ши и детерминировано лишь «врожденной потенцией»; раз-иитие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в ко-горой никто и ничего изменить не может, — это лишь неболь­шим часть мнений представителей идеалистической филосо­фии. Диалектико-материалистическая философия трактует раз-иигис как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи движению и самодвижению. И развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие иг животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, чело-иск создает средства существования своим трудом.

Движущая сила развития — борьба противоречий. Послед­ние уподобляются тому «вечному двигателю», который дает не­исчерпаемую энергию для постоянных преобразований и об-моннений. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ми придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу кик диалектическое следствие изменения потребностей, порож­даемых развитием. Да и сам человек «соткан» из противоречий. Различают противоречия внутренние и внешние, общие (уни-исреальные), движущие развитием человеческих масс, и инди­видуальные — характерные для отдельно взятого человека. Уни-иерсальный характер имеют противоречия между возникающи­ми иод влиянием объективных факторов потребностями чело-иски, начиная от простых материальных и кончая высшими ду-чониыми, и возможностями их удовлетворения. Такой же ха­рактер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении рашюнесия между организмом и средой, что приводит к изме­нению поведения, новому приспособлению организма. Внут­ренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и имражаются в индивидуальных побуждениях человека, а инешние — стимулируются силами извне, отношениями чело-иска с другими людьми, обществом, природой. Одно из основ­ных шутренних противоречий — расхождение между возника-


ющими новыми потребностями и возможностями их удовлет­ворения. Например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их психики и интеллекта, соци­альной зрелости. «Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «мож­но» — «нельзя», «есть» — «нет» — это типичные пары, емко выражающие наши постоянные противоречия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных