ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. Составим вместе итоговую табличку этапов педагогического процесса. Заполните пропущенные строчки. Если у вас возникнут проблемы, обратитесь за помощью в блок коррекции
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Контрольный тест 1. Что такое педагогический процесс? 2. Что представляет собой педагогический процесс как систе 3. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса. 4. Почему педагогический процесс рассматривается как трудо 5. Что означает целостность педагогического процесса? 6. Что такое доминирующие и сопутствующие функции процес 7. Б чем специфика процессов, составляющих педагогический 8. Как вы определите динамику педагогического процесса? 9. Как развивается личность в педагогическом процессе?
10. Как управлять педагогическим процессом? 11. Дайте определение закономерности стимулирования. 12. Сформулируйте закон единства чувственного, логического и 13. В чем сущность закономерности единства внешней и внут 14. Сформулируйте закономерность обусловленности педагогичес 15. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического
16. Что такое диагностика, прогнозирование, проектирование? 17. Что такое педагогическое взаимодействие? 18. Какие основные идеи развивает педагогика сотрудничества?
Щ Литература для самообразования Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990. Волков И.П. Цель одна — дорог много. — М., 1990. Ибука Масару. После трех уже поздно. — М., 1991. Иванов А.Ф. Сельская школа. — М., 1987. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. — М., 1991. Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986. Ильин Е.Н. Искусство обучения. — М., 1982. Ильин Е.Н. Путь к ученику. — М., 1988. Караковский В.А. Любимые мои ученики. — М., 1987. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — М., 1981. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. — М., 1988. Педагогический поиск. — М., 1988. Соловейчик С. Л. Вечная радость. — М., 1986. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. — М., 1987. Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. — М., 1976. Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М., 1987.
Великий и могучий русский язык. Нет ему никакой надобности заимствовать малопонятные чужеземные слова. Но так уже (в который раз!) случилось, что в середине 80-х годов сначала журналисты, а потом и профессионалы стали активно внедрять в педагогический лексикон слово «инновации» для обозначения начавшихся процессов перестройки отечественной педагогической системы. Слово прижилось, но смысл обозначаемого им понятия по-прежнему не ясен. Инновации (от англ, тпоуайоп — нововведение, новация) — это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему. Может быть, именно для того, чтобы говорить о перестройке, новациях и улучшениях там, где их нет, и понадобилось мудреное иноземное слово. Впрочем, как всегда, позаимствовав термин, не удосужились понять его истинный смысл. Дело в том, что для обозначения новаций, замены чего-либо новым существует английское слово «поуэйоп». Инновация же означает такое нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (т — внутри) ресурсов (резервов). Значит, все, что привносится извне — это не инновации? Объяснения сущности педагогических инноваций весьма противоречивы. В «Профессиональной педагогике» (М., 1997. С. 497), например, читаем: «Инновации — комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований». Вашему профессору нравится такое определе- ние: по крайней мере ясно — нет нового практического средства — нет инновации. «Новые практические средства» в педагогике можно сосчитать на пальцах одной руки. Все не так просто. Инновации не могут быть сведены к созданию средств. Инновации — это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. Попали же мы с вами, уважаемые студенты, в ситуацию. В стране вовсю идут «инновационные процессы», а мы с вами, как ретрограды, осторожничаем, норовим назад, цепляемся за терминологию и как бы приходим к выводу, что с инновациями у нас не все в порядке. Но, как бы там ни было, проблема обновления педагогической системы является очень важной и актуальной, требует надлежащего профессионального анализа. Многое изменилось в отечественной педагогической системе последнего десятилетия. Новые парадигмы и концепции, инновации и инвестиции, государственный стандарт и альтернативные учебные планы, школы нового типа и... откат России с первой в четвертую десятку стран по образовательному индексу ЮНЕСКО. Есть над чем думать. Сущность и направленность нововведений | Выясним смысл понятий «педагогическая система» и «нововведения в педагогической системе». Педагогический процесс, как мы уже знаем, протекает в педагогической системе. Педагогическая система (ПС) — это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. «Педагогическая система — очень устойчивое и прочное объединение элементов. Структура любой педагогической системы (античной или средневековой, буржуазной или социалистической), — пишет профессор В.П. Беспалько, — представляется в настоящее время следующей взаимосвязанной сово- I купностью вариантных элементов: 1 — учащиеся; 2 — цели воспитания (общие и частные); 3 — содержание воспитания; 4 — процессы воспитания (собственно воспитание и обучение); 5 — учителя (или ТСО — технические средства обучения); 6 — Есть основание считать структуру рассмотренной системы неполной. Важными компонентами ПС, несводимыми к выделенным, являются также «результаты», «управление учебно-воспитательным процессом», «технология». Они просматриваются в представленной на рис. 7 модели ПС. Цели соотносятся с результатами, образуя замкнутый цикл. Полнота совпадения цели с результатами служит надежным критерием эффективности педагогического процесса. Управление, объединяющее все компоненты ПС, является относительно самостоятельным компонентом, поскольку имеет свои цели и структуру.
Рис.7 1 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. С. 6-7. Системообразующим компонентом ПС все чаще называют технологию учебно-воспитательного процесса, выделяя ее в отдельный узел процессуальных факторов. При таком подходе ПС — устойчивый организационно-технологический комплекс, обеспечивающий достижение заданной цели. Следует подчерк-муть, что педагогическая система всегда технологична. По этому признаку легко отличить ПС от произвольного «набора» составных частей. Технологичность — внутреннее качество системы, определяющее ее возможности и подчиненное весьма строгой организационной (и управленческой) логике. Рассматривая отличия технологии от методики, профес-1 сор А. Кушнир, в частности, отмечает, что технология отли- • чается своей воспроизводимостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа... Уже стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. При этом уже на уровне оценки задания технолог опирается на точные характеристики и механизмы известных процессов, а также на прецеденты. Известные процессы реализуются в качестве аргументов формулы успеха, а прецеденты уникальных результатов — в качестве источника новых аргументов и формул. Проектирование учебных технологий в отличие от методического «обобщения опыта» не знает заключения «невозможно». Для технолога это лишь вопрос времени и затрат. Технолог опирается исключительно на хорошо известные, апробированные, обоснованные, не вызывающие сомнения факты. Технолог не экспериментирует, он имеет дело с точно предсказуемым результатом. Технология не допускает вариативности, ее главное назначение — получить гарантированный результат, она всегда проста в своем ключевом решении. Понимание ключевого решения открывает смысл всего остального, выстраивающегося в систему взаимно необходимых элементов. Из технологии не выбросишь часть, там не может и не должно быть лишнего. Легкая перестраиваемость, заменяемость приемов, принципов работы — признак отсутствия и технологичности, понимаемой Как оптимальность способа, алгоритма достижения конфетной цели; и системности как органичной увязанное™ технологии с контекстом реальной ситуации — социальным заказом, материально-технической базой и т. д. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|