ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Происхождение, сущность и основные признаки государства.Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Термин «государство» обычно понимается в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти. В узком, собственном значении, термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории. В современном научном понимании государство представляет собой многогранную и многофункциональную целостность, обладает, по сравнению с негосударственными институтами, наибольшей способностью к решению жизненно важных задач и наведению порядка в любом обществе. Государство выступает как политическая сила, символизирующая и выражающая ту или иную страну в целом. Для более точного определения понятия и сущности государства необходимо выяснить причины возникновения, сущность и функции государства. В процессе длительного, но неуклонного развития общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. Результатом общественного развития явилось появление государства, которое призвано для управления обществом. Вопрос о происхождении государства в течение многих столетий был предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории. Одно из самых давних объяснений происхождения государства — теократическая теория, т. е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Известна юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть как исполнители божественной воли. И все причины возникновения и функционирования находят в воле творца. Патриархальная теория основывается на том, что государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Соединение семей означало, что главы семей превращаются в граждан государства, над которыми появляется новый вид власти — власть главы государства — монарха. Глава государства, олицетворяющий собой отца всех семей, осуществляет власть посредством издания законов. А главы отдельных семей осуществляют не государственную, а власть родительскую, супружескую, господскую. Естественно-правовая теория происхождения государства. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех», Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе. Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Государство возникает лишь после того, как люди получили свои естественные права. И оно, следовательно, ограничено в своих действиях правилами людей, которые не были ему переданы в результата общественного договора. Органическая теория. Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально еще древнегреческими мыслителями. Суть органической теории такова: общество и государство представляются как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное.в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. По мнению Герберта Спенсера, одного из видных представителей органической теории, государство представляется как общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Теория насилия. Ее представители (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др.) считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Смысл ее состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. Государственная власть возникает из физической силы. Психологическая теория. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Материалистическая (классовая) теория происхождения государства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исторически переходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов. Государство — явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Плеханов, Ленин, Бердяев).[1] Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни. Государство — продукт внутренней эволюции общества и выступает как организация для управления обществом. Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может быть выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого. Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах, так как его применимость сужена до данной территории в течение данного периода. Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм. Основные признаки государства: 1. Единство территории. Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. 2. Национальное самоопределение. Государство объединяет все население, проживающее на данной территории. Субстанциональным элементом государственности выступает политически самоопределяющаяся нация. Государство не может возникнуть, пока в нации не появилось осознание необходимости верховной власти и не имеется ее конкретных выразителей. Лишь тогда, когда в обществе созданы предпосылки для национального самоопределения, возможно формирование государственности. Верховная власть сплачивает вокруг себя нацию и руководит ею, прежде всего в общих интересах. 3. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения. 4. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им, — особой управляющей системы (механизма), руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения. Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это тот слой политической элиты, «корпорация», которая практически осуществляет власть в государстве, приводя в движение всю огромную и сложную государственную машину. Государственный аппарат представляет собой государственную бюрократию. «Существование государственной власти, — писал К. Маркс, — находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации, судах». Таким образом, публичная власть в государстве может быть рассмотрена как совокупность взаимосвязанных институтов, сформированных на их основе учреждений: а) институты и учреждения законодательной, исполнительной и судебной власти; б) надзорно-контрольные институты и учреждения; в) органы охраны общественного порядка; г) органы государственной безопасности; д) вооруженные силы. 5. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами. 6. Наличие права, т. е. обязательных правил поведения, установленных и санкционированных публичной властью. Только государство обладает правом на регулирование общественной жизни с помощью права, законов. С помощью права государство как политический институт закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного аппарата. 7. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура. 8. Налоги — обязательные платежи с граждан и коммерческих организаций, которые взимает публичная власть для покрытия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической самостоятельности государства. 9. Суверенитет — государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств взаимодействия, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия). Эти наиболее общие признаки присущи всем государствам. Но с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли при различных политических режимах, формах государственного правления они имеют существенные различия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|