Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и структура политической системы общества.




 

Существуют десятки определений политической системы. В самом общем виде под политической системой понимается устойчивая форма человеческих отношений, посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные для данного общества решения, иными словами, совокупность социальных институтов, осуществляющих власть, регулирующих отношения между социальными группами, нациями, государствами.

Создание теории политической системы стало возможным в середине 50-х годов XX века благодаря бихевиоральному подходу к анализу политики, а также использованию системного и структурно-функционального методов. Большой вклад в развитие теории политической системы внесли американские ученые Толкотт Парсонс, Дэвид Истон, Габриэл Алмонд.

Политическая система существует как целостность, отделяемая определенными границами от окружающей ее среды. Эти границы устанавливаются на пересечениях политических и неполитических структур. Границы политических систем подвижны. Они раздвигаются в периоды войн, осуществления агрессивной политики, когда возрастает мощь соответствующего сектора. В современном мире они расширяются и за счет большего добровольного участия граждан в политике, появления новых форм политической самодеятельности. Субъектами политической жизни могут становиться и неполитические организации, для которых политическая роль является существенной (например, профсоюзы) или эпизодически выполняющие политические функции (те или иные добровольные организации).

Политическая система любой страны функционирует во внутренней и международной среде. Среда, как внутренняя, так и международная, чрезвычайно сложна по своему строению. В ней выделяются такие системы как экологическая, личностная и социальная. Последняя, в свою очередь, включает культурную, экономическую системы, а также различные социальные общности, группы и взаимодействия между ними. Среда, в которой развивается политическая система страны, охватывает также международные системы - культурную, экономическую, социальную и другие политические системы, например, НАТО, ООН, Европейское сообщество и др.

Структурирование политической системы зависит от теоретических представлений о ее сути. Ролевой анализ (Г.Алмонд) выделяет в ее структуре такие первичные элементы как: роли, взаимодействия, виды и образцы политического поведения. В образе политической системы как совокупности социально-политических групп и институтов (Д.Истон) присутствуют такие элементарные единицы как индивиды, группы, организации - правительственные и неправительственные, группы давления, политические партии и движения и другие. Кибернетическая интерпретация политической системы выделяет в ее структуре входы и выходы, прямые и обратные связи, процессы принятия решений и т.д.

Но как зарубежные, так и российские ученые довольно единодушно выделяют в структуре политической системы такие ее подсистемы, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная.

Институциональная подсистема состоит из государственных, партийных, общественно-политических и социальных (церковь, средства массовой информации) институтов. Ведущим политическим институтом, сосредоточивающем в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе отводится политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе, профсоюзам, организациям предпринимателей, различным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти. С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляют своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. По этой причине их иногда объединяют под общим понятием “политическая инфраструктура”. Под их влиянием происходит формирование государственных структур, осуществляется корректировка политического курса, направляется политическое развитие.

С другой стороны, эти политические институты не имеют сугубо политического характера. В их функционировании переплетаются политические и неполитические задачи, идет процесс социального творчества. Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и церковь.

Средства массовой информации иногда называют “четвертой властью”, подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. Политическая роль СМИ обусловлена тем, что они являются достаточно самостоятельным предприятием по “производству” политической информации. Поскольку в демократических политических системах они действуют достаточно автономно, то создаваемая ими информация может иметь далеко не нейтральный характер, в частности, резко оппозиционный по отношению к действующим политическим силам. Политические возможности СМИ умножаются и благодаря тому, что они имеют доступ к населению, формируют его отношение к политической системе. Известны факты, когда статьи в газетах или трансляция по телевидению определенных материалов приводили к политическим скандалам, отставкам политических лидеров (например, уотергейтское дело Президента США Р.Никсона).

Нормативную подсистему образуют различные нормы - правовые, моральные, политические традиции и т.д., регулирующие политическую жизнь. Нормы определяют поведение людей в политической жизни, их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Нормы подразделяются на два типа: нормы-привычки и нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политической жизни, выражающееся в деятельности партий и групп интересов.

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой действуют нормы-законы. Нормы-законы устанавливают (или не устанавливают, в зависимости от режима) права граждан. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, установлению порядка.

Функциональная подсистема выражается в формах и методах осуществления власти, различных направлениях политической деятельности. Обобщенное выражение это находит в понятии “политического режима” (демократического, тоталитарного, авторитарного).

Коммуникативная подсистема охватывает всевозможные формы взаимодействия как внутри политической системы, например, между партиями и государством, так и с другими политическими и неполитическими системами, например, между политической и экономической системами, между политической системой одной страны и между странами.

В социальную структуру политической системы входят: политические элиты (правящие и неправящие), остальное политическое сообщество (массы граждан, исполняющих различные политические роли - постоянные и непостоянные). В социальном плане каждый гражданин в соответствии с принципом политического разделения труда выступает в различных ролях. Эти роли могут быть как постоянными (налогоплательщик), так и непостоянными - избиратель, активист политической партии и т.д. Но при этом массы граждан (политическое сообщество) непосредственно не участвуют в отправлении власти. Политические элиты, напротив, являются участниками процесса осуществления власти. Они, как правило, иерархизированы, охватывают как относительно постоянные структуры (бюрократия), так и переменные по составу структуры, формирующиеся на основе представительства (депутаты парламента).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных