Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы государственного устройства и управления. Функции государства.




 

Под государственным устройством понимается внутритерриториалъная организация (структура) государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство — единое государственное образова­ние, разделенное на административно-территориальные едини­цы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладаю­щие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая право­вая система. Административно-территориальные единицы, од­нако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культур­ной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и др.

Федерация — союзное государство, в которое входят состав­ные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т. п.), на­деленные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и местной), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, пред­ставляющего (попалатно) интересы субъектов федерации и об­щенациональные интересы в целом. Субъект федерации, как правило, лишен политического суверенитета, то есть права са­мостоятельного выхода из состава федерации. В России парла­ментом является Федеральное Собрание Российской Федера­ции, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государст­венной Думы РФ. Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Индия). История показывает, что федеративное устройство государств, сформированное по национальному признаку, часто оказывается весьма неустойчи­вым. Здесь очень сильны центробежные тенденции. Построен­ная таким образом федерация способна разрушиться, как только ослабевает власть центра или скрепляющая общество идеология.

Конфедерация — государственное правовое объединение (со­юз) юридически независимых государств. Цель подобного объе­динения - проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются совместные ор­ганы управления. Однако решения данных органов вступают в силу только после утверждения их парламентами государств, входящих в состав конфедерации. Страны такого союза — само­стоятельные субъекты международного права. В современной истории примеров конфедераций немного. Среди них - ОАР (Объединенная Арабская Республика — союз Сирии и Египта, 1958—1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия, 1982-1989 гг.) и некоторые другие. Швейцарская конфедерация фактически яв­ляется федерацией, так как кантоны Швейцарии добровольно передали функции обороны, дипломатического представитель­ства и другие в ведение центральных органов этого государства. Конфедерация, пожалуй, - самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимо­связей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за самостоятельные действия, а также возможности в любой момент выхода из состава конфедеративного союза.

В последние десятилетия мир переживает очевидную тягу к мирному сосуществованию, объединению и интеграции самых различных стран, к тесному не только военному, но политиче­скому и экономическому сотрудничеству. Примером может слу­жить новая объединенная Европа с такими мощными интегра­ционными составляющими, как Совет Европы, Европейская парламентская ассамблея, бестаможенные и безвизовые грани­цы, единая валюта (евро).

Монархия — формальным источником власти здесь выступа­ет монарх. Власть передается по наследству и не является про­изводной от какого-либо органа или населения. Монархии бы­вают абсолютные и конституционные. При абсолютной монархии власть полностью сосредоточена в руках монарха. В настоящее время абсолютных монархий среди цивилизованных стран оста­лось немного (Саудовская Аравия и ряд других). Конституцион­ных монархий, в том числе и на территории Европы, существует немало: Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобри­тания, Дания и др. Отличительный признак конституционной монархии - весьма ограниченная, а то и просто номинальная власть монарха. Монарх (король, принц) выполняет в основном представительские функции, является символом нации. Консти­туционная монархия сегодня — это не только дань многовеко­вым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации. Монархия — весьма устойчивая форма прав­ления.

Республика - сегодня более распространенная, чем монар­хия, форма государственного правления. Формальным источни­ком власти является воля народного большинства. Глава госу­дарства сменяем. Его власть производна от населения или от представительного органа власти. В зависимости от того, кто в конечном счете руководит страной — президент (одно лицо, из­бранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением), разли­чают республики парламентские и президентские.

В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств.

В парламентской республике реальная власть принадлежит парламенту. Он назначает подотчетное ему правительство. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра (предсе­дателя правительства). В большинстве парламентских республик существует также и пост президента страны, избираемого зачас­тую не населением непосредственно, а парламентом или особой коллегией выборщиков. Однако в парламентских республиках президент наделен лишь весьма ограниченным кругом полно­мочий, в основном это представительские функции и обязан­ность подписания законов страны.

У президентской и парламентской форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, в парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, отра­жают зачастую лишь волю партии, отдельных слоев населения. Фракция, набравшая наибольшее количество голосов, или пар­ламентская коалиция, формирует исполнительную власть (пра­вительство), подотчетную парламенту. Состав кабинета минист­ров в этом случае отражает предпочтения парламентского боль­шинства, а косвенно — волю большинства населения. Для пар­ламентских республик характерны частые отставки и смена ка­бинета министров, особенно коалиционных, состоящих из представителей разных политических сил.

В президентской республике президент страны, как правило, сам определяет политику государства на весь срок своих полно­мочий, самостоятельно руководит правительством страны. Но если представления президента расходятся с мнением парламен­та, то парламент, как и население в целом, не в состоянии серь­езно изменить политику, проводимую президентом.

В руках государства сосредоточены главные рычаги воздействия на общество (эко­номические, политические, военные и др.), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми граж­данами и другими субъектами на его территории, чего не может себе позволить ни один другой политический институт общест­ва. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

И само государство, и его функции (т.е. направления его деятельности) не оставались неизменными в истории и видоиз­менялись с развитием общества. Однако ряд функций остается практически неизменным и имеет место в любом государстве. Так, всегда оставалась неизменной государственная функция защиты общества от внешних посягательств.

В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществ­ления - внутренние и внешние. Внутренние функции: эконо­мическая, социальная, культурно-образовательная, правовая (за­щита законных прав и интересов граждан, предотвращение со­циальных конфликтов). В научной литературе встречаются са­мые различные классификации внутренних функций государст­ва. Помимо перечисленных выше, включают также экологиче­скую, защиты конституционного строя и др. Но, как правило, все они в той или иной мере поглощаются функциями, пере­численными выше.

Внешние функции: защита общества от внешних врагов, раз­витие цивилизованных отношений с другими государствами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных