Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воспитание, самовоспитание, перевоспитание.




В самовоспитание внесли свой вклад Сухомл. Ковалев, особое внимание уделяется в переломные 50-60 годы. В советский период не рассматривается эта проблема, не пишутся книги, идёт переоценка. Мало уделяется внимания на личные взгляды человека. Появляется точка зрения, что личность это объект воспитания. Появляются случаи экстрасенсорики, н-р, йоги - они могут делать то, что не могут делать другие. Обостряется интерес к возможностям человека. Великая Отечественная Война дайт такие условия, что люди даже не болеют. Появляется понятие самовоспитания - это работа личности над собой с целью искоренения каких-то нежелательных качеств и развития качеств положительных и желательных. Условия и предпосылки для самовоспитания

1. наличие жизненных планов и перспектив

2. наличие идеалов (Маяковский «Я делал жизнь с кого»)

3. достаточный уровень развития личности (духовный, начинают задумываться над жизнью

4. наличие элементарных знаний по психологии

5. умение заниматься самовоспитанием (небезопасным способом, н-р, проявление характера прыгнуть с моста)

6. поддерживающий фон (с уважением относиться к ребёнку и к его целям. Самовоспитание м.б. разносторонним (расширение образовательного уровня), м.б. посвящено одной стороне (н-р, искусство), искоренение каких-то качеств (избавиться от вспыльчивости, воспитать сдержанность) Организация самовоспитания. Основные этапы работы.

1. пропаганда самовоспитания (заинтересовать, показать значимость, н-р Суворов - слабый с рождения, Скорохотова -слепоглухонемая)

2. оказание помощи самопознания (познать самого себя в Греции). Методы - самоанализ, сравнение себя с другими людьми, ведение личного дневника

3. составление программы или плана самовоспитания

4. правила знакомства с ними и самим разрабатывать такие правила «не жди, даже если ожидаешь», «принято решение - делай немедленно»

5. создание обстановки стимулирующей воспитание (игра ЗС - заставь себя) Перевоспитание - дело сложное, трудное и даже болезненное, лучше правильно воспитать, чем перевоспитать. Сухомлинский «Трудные судьбы». Перевоспитание - это двойное противоположно направленное действие, цель которого, с одной стороны -заблокировать развитие отрицательных качеств и привычек, а с другой наращивать положительный опыт. Ошибка - если одна сторона. Характеристика трудновоспитуемости:

1. отклонение от норм по состоянию здоровья (Сухомл. «Одна из задач школы - укрепить здоровье»)

2. отставание в учёбе

3. недостаточная духовная развитость (статистика осуждённых - 90% не были даже в кружках

4. конфликтное отношение

5. потеря родственных чувств

6. искажённость интересов (болеет за команду, думает он спортсмен, а это просто мода причины трудновоспитуемости:

1. объективные, связанные с социальным происхождением а) независимо от нас они существуют (занятость родителей) б) урбанизация населения («Калина красная» Шукшина, сравнение города и деревни) в) демократические (акселерация, в Англии школа малолетних матерей) г) один ребёнок большая доля любви д) постарение браков (взрослые люди вступают в брак. 2. субъективные: зависят от учителей, родителей а) неблагоприятная обстановка в семье

б) неправильные установки (родители отказывают себе во всём или неверие в ребёнка) в) неправильная методика воспитания (отчитывание) основные направления работы с трудновоспитуемыми:

1. выяснить причины и по возможности устранить их

2. помочь в лечении и укреплении здоровья

3. помочь в устранении отставания в учёбе

4. духовное развитие, пробуждение души

5. выявление склонности, способности, интереса

6. смягчение обстановки в семье

7. улучшение положения в школе Направления: с самим ребёнком и вокруг ребёнка методы перевоспитания: обычные, переучивания, переубеждения, переключения, метод взрыва (эмоциональная встряска)

 

 

14. Методы, приемы, средства воспитания. Методы убеждения.

 

Методы воспитания:

 

это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;

это пути достижения заданной цели воспитания;

это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.

Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения цели. В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы).

 

Приёмы воспитания:

 

это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;

это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса.

Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

 

Категория Методы воспитания - это конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач и достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом и миром
Назначение Формирование социально-ценностных отношений субъекта, его образа жизни
Функции метода Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление ребенку мира через: 1) Показ, пример - наглядно-практические формы 2) Сообщение, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение, внушение, просьба, увещевание - словесные формы Формирование опыта поведения, организация деятельности через: 1) упражнения, приучение, поручение, игру, воспитывающие ситуации - наглядные практические формы 2) Требование, приказ, совет, рекомендация, просьба - словесные формы Формирование оценки и самооценки, стимулирование через: 1) Поощрение и наказание - практические и словесные формы 2) Соревнование, субьективно-прагматический метод - практические формы
Сущность Духовная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззрения Проживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и общение. Приобретение навыков и привычек Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности
Некоторые приёмы воспитания Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д. Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему
Результат Устройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие ли

 

На самом деле выбор методов жестко детерминирован, так как он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. Нет плохих и хороших методов, везде и всегда учитываются условия их применения. Рассмотрим общие факторы, определяющие выбор методов воспитания:

 

Цели и задачи воспитания.

Содержание воспитания.

Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (например: методы подходящие первому классу - не подходят десятому).

Уровень сформированности коллектива.

Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «я».

Средства воспитания - это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.

Уровень педагогической квалификации.

Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы).

Ожидаемые последствия.

Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.

 

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

 

Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).

Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.

Создание общественного мнения.

Общение, деятельность организованные воспитателем.

Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.

Погружение в мир искусства и творчества.

Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной системой методов, и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к применению методов воспитания для эффективности воспитательного процесса.

 

 

14. Методы, приемы, средства воспитания, методы убеждения. Мак-ко «методика воспитательной работы».Нужна спец. Воспит.работа.

- разработка методов В.

-реабелитирован метод наказания.

-разработан метод перевоспитания.-выступает против универсальных методов.

-сочетание методов прямого и косвенного воздействия (прямое-запрещаю, косвенное подумайте. Стоит ли так поступать)

-сочетание методов В., Сам.,Перев.

Методы- способы воздействия на Л. Или коллектив, способы организации опыта, способы к побуждению, самовоспитанию. Приемы-составная часть метода, либо отдельные действия (мальчик приветствовал всех в классе как немеу, как учитель объяснил ему). Средства-предметы, окружающие в жизни при помощи которых реализуются методы воспитания. Группы воспитания: убеждение, упражнение. Стимулирование. Словесные методы: беседа. Рассказ.Это прямое воздействие на сознание и косвенное на поведение. Логическая структура М. убеэкдения

-сообщение новых знаний.

-разъяснение (мало сообщить, надо объяснить),

-обобщение (может быть на уровне понятий, правил)

-побуждение к действию Требования:

-хорошо знать то, в чем хотим убедить

-опираться на опыт

-избегать сухости (эмоционально)

-уметьубеждать

-необходимо бояться обесценивания слова.

 

 

15. Методы упражнений.

Методы прямого воздействия на поведение и косвенного на сознание. М-ды формирования умений, навыков, привычек правильного поведения, это своего рода гимнастика, как себя нужно вести. Методы:

-приучение

-упражнение правильного поведения

-создание воспитываемых ситуаций

- соревнование

- выполнение общественных поручений

-игра

-требования.

Словесный метод воздействия, требования: прямые и косвенные, чем старше воспитанники, тем чаще прибегать к косвенным требованиям.

Включает разъяснение, показ. Контроль. Спец. Ситуации,

Познавательная, игровая, художественная организованы так, чтобы воспитали определенные качества. Значение соревнования: состязательность(выявление передового опыта, улучшение качества работы, разный способ поощрения). Виды соревнований: спортивные, конкурсы, викторины, турниры.

Четко поставленная цель, содержание соревнования, критерии оценки, сравнимость результатов, гласность, подведение итогов. Цель поручений: воспитание общественной активности Л.

-через общественные поручения чтобы проходили все.

-чтобы общая работа не занимала слишком много времени

-необходимо чередование поручений

-функции, что конкретно нужно делать

-учеба актива

-гласность (кто за что отвечает)

-по возможности учет интересов, «самое тяжелое поручать самым лучшим». Значение Игры:

Выполняет развивающую функцию. Воспитательная функция:сила воли, смелость, много юмора. Задора. Виды Игр: подвижные, интеллектуальные(лото), ролевые творческие (дочки-матери), затейничество, аттракционы; зрелищные, на местности с элементами ориентирования, спортивные. Требования: обогащать игротеку, помочь с оснащением реквизита, учить

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных