ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гуманистическая направленность профессии учителя.Учитель в силу ярко выраженной гуманистической направленности его профессии деятельности является носителем и выразителем общечеловеческих, духовных ценностей и культуры. Именно учителю принадлежит ведущая роль в развитии культуры и гуманизации общества. От качества подготовки учителя и его личностных качеств зависит успех в образовании и воспитании подрастающего поколения. Учитель является представителем самой гуманной профессии и вооружен таким комплексом наук, которые составляют основу его профессиональной деятельности и которые с полным правом можно назвать «человековедение». В.Г. Белинский профессию учителя называл гуманной: «Цель воспитания – человечность, средство – любовь»; «Хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего – справедливым». Целью педагогической деятельности является развитие личности ребенка. А любой учебный предмет служит средством для достижения этих целей.
Лекция № 2. Педагогическая профессия предполагает следующие ценности: 1. Альтруистические – быть полезным обществу. 2. Ценности, связанные со спецификой труда – возможность общаться с детьми, преподавать любимый предмет. 3. Различные виды вознаграждения. 4. Самовыражение – творить, применять свои способности и др. Развитие личности учителя невозможно без самоопределения, т.е. наличия своей позиции в жизни, своего мировоззрения, умения понимать себя, других. Учитель вырабатывает позиции, и они отражены в мотивах к своей педагогической деятельности. Мотивационно-личностное отношение к профессии и своей деятельности связано с профессиональным самосовершенствованием. Это является основой для творчества и продвижения учителя в социальном плане. Здесь для него особое значение приобретает его субъектность. Личностное развитие учителя является стержневым фактором его педагогического труда. Основные сферы его деятельности – собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и его личностные качества – все они являются взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга. Особое влияние на их развитие оказывает активность учителя, его субъектная позиция, которая представлена как главная составляющая в личностной структуре учителя (по А.К. Марковой) (см. рис.). Карьера – путь продвижения по службе в какой-либо сфере деятельности, достижение успехов, известности, выгоды, славы. Инициатива учителя связана со стремлением к профессиональному росту. Учитель-карьерист стремится к максимальному раскрытию своего потенциала. Это творец своей судьбы. Рост может быть и по содержанию работы, и по линии административной, и вне школы, но главное – рост качественный и над другими, и над собой. Профессиональная карьера учителя требует его собственного личностного развития: чтобы отдавать другим, надо еще больше располагать, постоянно наращивая свой потенциал.
Учительская профессия и карьера происходит вместе с детьми. В этом – ее счастливая трудность. Динамика учителя: от начинающего – к своему стилю, находкам (уровень ученого-методиста). Необходимо различать два понятия: 1. Квалификационная характеристика педагога связана с различными должностными уровням (завуч, методист, директор), а также различными специальностями (социальный психолог, социальный педагог, воспитатель, валеолог, педагог-организатор, учитель и т.д.). Здесь квалификационная характеристика напрямую связана с уровнем квалификации учителя (например, лучшего учителя выбирают завучем, методистом и т.д.). 2. Квалификационная характеристика учителя связана с профессиональной компетентностью, уровнем подготовки, мастерством. В школе проводится аттестация с определением уровней профессиональной компетентности: - учитель-стажер; - учитель; - старший учитель (учитель-мастер); - учитель-методист (новатор); - учитель-исследователь; - учитель-профессионал. Карьера учителя неразрывно связана с повышением квалификационных уровней учителя и педагога. При помощи специализации учитель может вырасти до районного или городского методиста, научного сотрудника института, вплоть до ученого-исследователя. Такой путь прошли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко А.В. Мудрик, В.А. Караковский, М.М. Поташник и др.
Лекция № 3. 1. Понятие о творчестве учителя. 2. Уровни педагогического творчества. 3. Способы развития творчества учителя. 4. Творческий стиль деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|