ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЕГО ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫЗадачи занятия: 1. Рассмотреть сущность воспитательного процесса и его особенности. 2. Раскрыть требования каждого принципа воспитания. 3. Дать общую характеристику методов и средств воспитания. В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны: Знать – сущность воспитания и его особенности, требования каждого принципа воспитания, общую характеристику методов воспитания. Уметь – руководствоваться принципами воспитания, анализировать эффективность реализации принципов воспитания в педагогической деятельности, выбирать сочетание методов воспитания в заданной педагогической ситуации. В целостном педагогическом процессе важную роль играет воспитательный процесс. Воспитание – это целенаправленная специально организованная деятельность по формированию личности, характеризующаяся взаимодействием воспитателей и воспитанников и осуществляемая в рамках педагогической системы (учреждения). Воспитательный процесс характеризуется наличием четкой воспитательной цели, разработанным планом по ее достижению и системой реализации этого плана через организацию, средства и методы. Под целями воспитания понимаются точно сформулированные результаты, которые планируется получить в конце намеченного временного периода – десятилетия, года, учебной четверти и т.п. Под содержанием воспитательного процесса понимают систему взглядов, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть ученики в соответствии с потребностями общества, поставленными целями и задачами. К определению содержания воспитания в отечественной педагогике сложились три подхода. Первый подход - традиционный, который сложился в советский период нашей школы. Содержание воспитания определяется целью воспитания – всесторонне и гармоническое развитие личности и конкретизируется в задачах нравственного, умственного, трудового, физического, эстетического воспитания. Второй подход, сложившийся в 90-е годы ХХ века, предлагает содержание воспитания описывать как элементы, составляющие базовую культуру личности. Базовая культура личности как система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, культуру семейных отношений и общения. Суть третьего подхода состоит в том, что содержанием воспитания являются ценностные отношения - отношения личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям: к человеку, жизни, обществу, труду, природе. Все три подхода к описанию и структурированию содержания воспитания не отрицают, а дополняют друг друга. В традиционном подходе содержание воспитания представлено в виде требований общества, норм, которые должны быть внедрены в сознание и поведение учеников. В современных подходах – формирование базовой культуры или ценностных отношений – делается попытка описать содержание воспитания с позиции личностно ориентированной педагогики. Особенности воспитательного процесса: длительность воспитания (формирование жизненных позиций и разнообразных личностных свойств -процесс достаточно медленный) и отдаленность результатов (иногда на месяцы и годы); многообразие параллельно решаемых задач, что требует их логического взаимоподчинения; многообразие трудно учитываемых влияний со стороны всех, с кем доводиться контактировать воспитуемому; субъективное, не всегда адекватное осмысливание личного жизненного опыта воспитанником; необходимость обязательного сочетания воспитания с добровольным и планомерным самовоспитанием. Принципы воспитания – это основные положения, в которых выражены требования к воспитательному процессу. Система принципов воспитания: 1. Общественная направленность личности. Этот принцип предписывает необходимость воспитывать у подрастающего поколения долг и ответственность перед обществом. 2. Связь воспитания с жизнью. Принцип требует, основываясь на высокой нравственности человека, готовить воспитанника к реальной жизни, знакомя со всеми трудностями и отрицательными моментами, с которыми он может встретиться, и, главное, быть способным бороться и преодолевать эти трудности, отстаивая свои убеждения и интересы. 3. Связь воспитания с трудом, с практической деятельностью. Этот принцип требует подготовки воспитанника к разнообразной реальной трудовой деятельности. Большое значение в реализации этого принципа имеет вовлечение воспитанников в общественно-полезный труд, общественную деятельность, разнообразные полезные дела, формирование при этом соответствующего положительного отношения к ним. 4. Комплексный подход к постановке и решению задач воспитания. Принцип требует в каждом занятии параллельного решения ряда воспитательных задач с установлением их взаимосвязи по важности. 5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Принцип требует всестороннего изучения и учета в воспитательной работе уровня развития, подготовленности воспитанников, их личного опыта и т.п. 6. Воспитание личности в коллективе. Принцип требует включения воспитанников в совместную деятельность, в систему разнообразных социальных отношений взаимопомощи, сотрудничества, ответственности, способности руководить и подчиняться. 7. Сочетание требовательности с уважением личности воспитуемого. Принцип требует при выполнении всех педагогических действий не унижать личные достоинства и поддерживать самоуважение воспитанника. 8. Опора на положительные качества в личности воспитанника. Принцип требует при исправлении нравственных недостатков опираться на имеющиеся у воспитанника положительные свойства и качества личности. 9. Сочетание педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью подопечных. Принцип требует побуждения воспитанников к самостоятельности и пробуждению инициативы. 10. Преемственность и единство педагогических воздействий. Принцип требует от педагога организации единой педагогической направленности воздействий со стороны всех, с кем контактирует воспитанник. Успешность реализации принципа возможна лишь при условии согласованности в работе школы, семьи, внешкольных учреждений. 11. Систематичность и непрерывность воспитательного процесса. Принцип требует четкого планирования и грамотного управления воспитательным процессом. В педагогике средствами воспитания принято называть учебный и другие виды труда (совместные дела, направленные на устройство жизни школы, класса), занятия в кружках, игру, искусство, физическую культуру и спорт, общение, организацию коллективной деятельности учеников во внеучебное время (праздники, соревнования, экскурсии и др.). Коллективная деятельность, организуемая педагогом совместно с учениками, выступает как объект воспитания (некоторая целостность, выделенная в качестве области деятельности педагога) и как субъект воспитания (ученики, участвуя в коллективной деятельности, пополняют свой жизненный опыт, становятся носителями новых знаний о жизни, о людях, об обществе). В процессе совместной деятельности учеников формируется коллектив, который в зависимости от этапа развития в большей или меньшей степени выступает как объект и субъект воспитания. Аналогичную роль играет семья, выступая в роли мини-коллектива социокультурной среды. Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач воспитания. К группе методов формирования нравственного сознания воспитанников относят: · информационные: разъяснение норм и правил поведения; этический рассказ (краткое повествование о достойных формах поведения); совет воспитанникам по организации своих действий; внушение (преодоление критического отношения к словам и действиям педагога силой его авторитета); пример (опора на реальные образы или образцы нравственности; может быть личным, взятым из жизни или литературным); этическая беседа (совместное обсуждение вопросовнравственности); лекции на этические темы; · дискуссионные: диспуты и читательские конференции по наиболее актуальным для воспитанников нравственным вопросам. · поисковые: библиографический, биографический, краеведческий поиск; · взаимного просвещения: политинформации, доклады, сообщения. К группе методов организации жизни и деятельности и формирования положительного опыта воспитанников относят: · педагогическое требование (категорично сформулированные правила действий и поведения, выраженные прямо, решительно, в виде указания, приказа или мягко, косвенно, в виде совета, просьбы, намека) в сочетании с разнообразными формами контроля со стороны педагога, взаимоконтроля или самоконтроля. · методы, обеспечивающие упражнение и приучение: четкость и упорядоченность деятельности (предполагают такую организацию деятельности воспитанников, при которой они не должны оставаться без дела в руках и без мысли в голове); тематические игры (сутьих - в воспроизведении роли и поведения взрослых людей в разнообразных жизненных обстоятельствах); соревнование (организация деятельности таким образом, чтобы конечный результат достигался высоконравственным способом, и воспитуемые постоянно упражнялись бы в выполнении соответствующих нравственных норм; режимные упражнения ( разумное чередование по времени в течение суток видов деятельности, досуга и отдыха); · методы организации положительного опыта: поручения (организаторские, шефские, общественно-политические, трудового характера, учебные, спортивные), ставящие воспитанников в положение ответственных исполнителей или организаторов посильных для них дел и видов деятельности; общественные обязанности; создание педагогических ситуаций (обстоятельств), вынуждающих воспитанников совершить определенные положительные нравственные действия: проявить инициативу, оказать помощь, поступиться личным интересом для пользы команды и т.п. К группе методов коррекции относят: побуждение (поощрение) – способ выражения общественной одобрительной оценки действий и поступков воспитанников, стимулирующих положительную инициативную творческую деятельность; торможение (наказание) – способ выражения осуждения, отрицательной оценки действий и поступков. Следует помнить, что хороших и плохих методов не бывает. Основой воспитательной работы является не отдельные методы, а их система, которая варьирует и изменяется в зависимости от множества обстоятельств: воспитанности учеников, их личностного развития, психологической готовности к восприятию нравственных норм, взаимоотношений с педагогом, взаимоотношений в коллективе, индивидуальных особенностей учеников и др.
Вопросы: 1. Раскройте сущность процесса воспитания и охарактеризуйте особенности, отличающие его от процесса обучения. 2. Какие факторы оказывают влияние на воспитательный процесс? В чем проявляются трудности и противоречия процесса воспитания? 3. Какова сущность содержания воспитания, и какие существуют подходы к его определению? 4. Перечислите все принципы воспитания и раскройте содержание педагогического требования в каждом из них. 5. Раскройте сущность методов формирования нравственного сознания и их значение в формирование личности. 6. Раскройте сущность методов организации жизни и деятельности воспитанников и формирования с их помощью нравственного поведения. 7. Охарактеризуйте методы коррекции. 8. Может ли какой-то отдельно взятый метод применяться изолированно, или он должен подкрепляться другими методами и приемами воспитания, взаимодействовать с ними? Покажите, от чего зависит выбор методов воспитания. 9. Охарактеризуйте понятие «средства воспитания». Приведите примеры взаимодействия методов и средств воспитания.
Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии: 1. Определите конкретные качества личности и обязанности человека по выделенным направлениям.
2. Раскройте и объясните содержание понятий «умственное воспитание», «нравственное воспитание», «физическое воспитание», «эстетическое воспитание», «трудовое воспитание». 3. Приведите примеры реализации принципов воспитания в опыте работы знакомых Вам учителей, тренеров. 4. В чем заключается различие между понятиями «методы воспитания» и «методы обучения»? 5. Объясните содержание терминов, характеризующих сознание и поведение: «взгляды», «убеждения», «умение», «навык», «привычка». 6. Определите педагогические требования к использованию методов побуждения и торможения. Приведите примеры их выполнения или невыполнения в опыте работы знакомых Вам учителей физической культуры, тренеров.
Литература: основная – 3, 20, 23, 24, 25; дополнительная – 1, 5, 6, 11, 17, 18, 29, 32.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|