Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогическая теория Георга Кершенштейнера (1854—1932).




идеея «гражданского воспитания» и «трудовой школы».

школа должна быть полностью поставлена на службу империалистической Германии.

«Гражданское воспитание» должно научить детей безусловному повиновению государству. Оно должно осуществляться через народную, массовую школу.

Экономика Германии быстро развивалась, буржуазии нужны были технически вооруженные и воспитанные рабочие.

Теория «трудовой школы» и «гражданское воспитание: шовинистическое воспитание трудящихся, подготовку послушных рабочих и солдат.

Сделать школу «трудовой»: ручной труд и получение технических навыков, умение работать над различными материалами при помощи соответствующих инструментов. Создание при школах: мастерских, садов, школьных кухонь. Развивать в учащихся качества, необходимые для лучшей работы, приучиться все старательнее, честнее, добросовестнее, обдуманнее выполнять процессы ручного труда.

Не следует давать значительное общее образование.

В Мюнхене, Кершенштейнер ряд лет руководил делом народного образования. + организовал дополнительные школы для рабочих.

На протяжении 2—3 лет владельцы предприятий должны были каждую неделю освобождать своих работников на 8—10 часов для занятий: Скудные общеобразовательные знания (применительно к профессии).

Вовлечение молодых рабочих в дополнительные школы усилит их «гражданское воспитание» и отвлечет от участия в рабочем движении.

«Трудовой принцип» почти не распространялся на среднюю школу. В гимназиях трудовая деятельность ограничивается работой с книгой и учебником.

Педагогика «действия». Вильгельм Август Лай (1862—1926).

Механистически трактовал процесс воспитания. Всякое внешнее раздражение вызывает во всех организмах реакцию по схеме: восприятие — переработка — выражение (или изображение).

Учащиеся: посредством наблюдений получают впечатления, восприятия, --- перерабатываются в сознании, --- выражение воспринятого и переработанного посредством разнообразных действий.

Средствами «выражения» - различные виды изобразительной деятельности(рисование, лепка, моделирование, черчение, драматизация, пение, музыка, танцы растениями и животными, производство опытов, устные и письменные работы...) Так, при изучении естествознания школьные участки дают возможность организовать посевы, выращивать растения и т. д.

Труд должен быть не отдельным предметом, а принципом преподавания, что он является необходимым заключительным звеном процесса обучения.

преподавание:

«наблюдательно-вещественное» (связанное с «восприятием»: жизнь природы (естественная история, физика, химия, география), жизнь человека (история, граждановедение, учение о народном хозяйстве, мораль, философия и педагогика)

«изобразительно- формальное» (что дает материал для «выражения»: изображение, эксперименты, уход за животными, математическое изображение, словесное изображение (язык), художественное изображение, «творчество в моральной области, поведение в классной общине» и т. д.).

воспитание - социальное явление и не может быть всецело объяснено только на основе биологических закономерностей.

Уделял основное внимание «выражению», снижал значение умственной работы. Эта чрезмерная изобразительная деятельность в значительной мере отвлекала их от систематической учебной работы, что приводило к снижению уровня общего образования.


Экспериментальная педагогика. В Германии, Англии, США с конца XIX века Изучения ребенка путем эксперимента и отвергала другие методы научно-педагогических исследований.

Ребенк рассматривался а вне общественных условий, трактовали воспитание не как социальное, а как чисто биологическое явление.

Экспер. Пед-ги заявляли что она является внеклассовой, внепартийной и, следовательно, «аполитичной». На самаом деле она стремилась оказать Воздействия «на душу» ребенка в целях воспитания буржуазной идеологии. Сами методы, которые она предлагала, были не точны и не объективны. Эксперименты в большинстве случаев проводились в искусственных условиях и давали результаты, нужные господствующим классам.
Эрнст Мейман (1862—1915), создал трехтомный систематический курс «Лекций по введению в экспериментальную педагогику». В целях разностороннего изучения ребенка он объединял данные педагогики, психологии, психопатологии, анатомии и физиологии.

Он возражал против педагогического эксперимента на уроке, в обычной школьной обстановке(эксперимент только в искусственной среде).

Постановка вопроса о необходимости создания экспериментальной дидактики.

В США Эдуард Торндайк (1874—1949). Он исходил из учения бихевиоризма. Таким образом, все воспитание сводится к дрессировке — развитию желательных реакций на определенные стимулы.

Экспериментальную педагогическую работу Торндайк и его последователи фактически свели к тестам.

При помощи эксперимента и использования специальных приборов были выяснены некоторые закономерности роста и развития детей: соотношения развития отдельных органов в разном возрасте детей, изменения в области дыхания, кровообращения. Была установлена неравномерность в развитии детей, ускорение в одном возрасте, замедление в другом. Важные положительные результаты получены при изучении зрения, слуха, осязания, что дало возможность установить ряд положений для сенсорного воспитания и решения проблемы наглядности. Определенные результаты достигнуты в изучении внимания, памяти детей, отдельных вопросов умственной работы (упражнения для воспитания памяти), а также в отношении цветовых представлений детей.

 

Прагматическая педагогика. В 90-х годах XIX века в США

Философия выше идеализма и материализма, что будто бы объективной истины не существует и человек не может к ней приблизиться

Критерий истины - пользу, при этом значимость пользы определяется чувством «внутреннего удовлетворения», или самоудовлетворения.

Джон Дьюи (1859—1952)

Идеал Дьюи — «хорошая жизнь».

Дьюи полагал, что радикально изменившиеся условия жизни требуют радикально изменить постановку образования: «Интеллектуальное образование», по мнению Дьюи, оправдывалось лишь тогда, когда его получало меньшинство общества (т. е. дети господствующих классов), которое обладает «интеллектуальными импульсами, тенденциями и склонностями».

Система образования, предназначенная для массовых школ, должна стимулировать развертывание «практических импульсов», помогала детям «что-нибудь работать, что-нибудь делать» вместо усвоения научных знаний.

Таким образом, Дьюи утверждает, что систематические знания трудящимся не нужны. Для громадного большинства нет «непосредственного социального основания для приобретения чистого знания, здесь нет никакой социальной выгоды от этого в случае успеха». «Импульсы» рабочего класса направлены на другое — на практическую подготовку к жизни. Задача школы — путем соответствующего воспитания и обучения подрастающего поколения смягчить классовые противоречия.

Большую роль в наследственности. Совокупность умственных и физических свойств индивидуума есть достояние расы и передается по наследству.

Центральная фигура в процессе воспитания — ребенок. Все дело в ребенке. Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, способности упражняться.

Это привело к отказу от систематического обучения, к снижению роли научных знаний в воспитании детей.

Недооценивая систематические знания, Дьюи считал, что «обучение посредством делания» только и может связать детей с жизнью. Их работы должны быть разносторонними и осуществляться в огороде, в саду, в столовой, на кухне, в различных индустриальных мастерских, оборудованных современными машинами. Следует организовать занятия вокруг какого-либо одного задания, например постройки домика.

учителя, - организатором, консультант, но не руководителем процесса обучения.

Дьюи сам не выдвигал «метода проектов», но мысли его были использованы для разработки этого метода, что приводило к разрушению классно-урочной системы обучения.


4 билет. Воспитание, школа и педагогическая мысль Древней Руси и Русского государства XI – XVII века. Роль Новгорода в истории отечественного образования.

Воспитание и обучение у древних славян: осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности соответственно с возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков.

Дети воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет — женщинами, а затем мальчики и юноши — мужчинами, а девочки и девушки — женщинами.

Существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежи, в которых проходила подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.

С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья - массовым органом воспитания и обучения детей. (земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.)

Обучение некоторым ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами.

При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и рёзами».

Классовое расслоение общества = появляется неравное воспитание для детей разных социальных слоев. В княжеских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения княжеских детей, в том числе и военному искусству.

Воспитание, частное обучение и школы в Киевском государстве. В VI—VIII предпосылки для оформления раннефеодальных отношений, и на рубеже VIII—IX веков возникло крупнейшее в Европе раннефеодальное государство — Русь с центром в Киеве.

Укреплению классовых отношений и феодализации Руси способствовало в 988 году крещение населения. Христианство.

Усовершенствованной азбуки (кириллицы):

Усиление языковой общности единой древнерусской народности и развитию литературы и языка,

Организовать обучение грамоте на родном языке, использовать в воспитании детей произведения устного народного творчества, обеспечить распространение грамотности и в демократических слоях населения.

Первые школы. Летопись под 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян начал строить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц и учить их.Смоленский князь Роман Ростиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.

В конце XI века в женском монастыре Киева было создано женское училище, (обучали чтению, письму, пению и швейному делу).

В Суздале в XIII веке также было учреждено женское училище.

При дворе князя Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получили серьезное образование, прошли «книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы, переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники».

Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для «книжного учения» монахов. Из этой школы вышло несколько десятков представителей высшего духовенства.

Дети простых людей воспитывались в семье. Их учили сельскохозяйственному труду, домашним работам. Детей отдавали к мастерам учиться какому-либо ремеслу; некоторых наряду с ремеслом обучали чтению, письму и церковному пению «мастера грамоты» из духовенства.

В Киевском государстве в XI—XII рукописные сборники, переводных и оригинальных. («Пчела», «Изамрагд» (т. е. изумруд), «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по прозвищу греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля.)

Оригинальным педагогическим памятником XII века является «Поучение князя Владимира Мономаха детям». Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитывать в детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым быть почтительными, к сверстникам — приветливыми.

Просвещение и обучение на Руси в XIII—XV веках. Развитие культуры, в Киевском государстве, затормозилось вследствие нараставшей феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия на Русь. Горели осаждаемые захватчиками города и села, уничтожались многочисленные культурные ценности, в том числе рукописи сборников, поучений педагогического характера.

Новгородская земля, Тверское и Владимирское княжества и начавшее постепенно крепнуть и возвышаться Московское княжество.
Новгород был экономически сильным и политически самостоятельным торговым городом. В нем была широко развита переписка книг и насчитывалось много книжных писцов. Подготовк «книжники» получали, как правило, в своих семьях: молодежь обучали отцы — профессиональные писцы. Изредка в такую семью «на ученье» допускались за плату и посторонние.

Рукописные книги находили сбыт и у простого люда, что свидетельствовало о широком распространении грамотности. Новгородские и псковские писцы любили делать всяческие приписки от себя к тексту. Мастера и мастерицы ставили свои подписи на ремесленных изделиях.

Археологические раскопки, проведенные в Новгороде, обнаружили большое число написанных на бересте грамот, писем и других документов, относящихся к XII—XV векам. Большинство из найденных грамот — частная переписка рядовых новгородских граждан. Письма процарапаны на бересте костяной острой палочкой — «писалом». Позже берестяные грамоты были обнаружены и в других городах Руси: Пскове, Рязани, Смоленске.

Обучение письму начиналось с нацарапывания на вощеной дощечке «писалом» элементов букв - палочек, перекладин, овалов и затем уже букв. После приобретения навыков письма на дощечках переходили к письму на бересте. Несколько «берестянок» сшивалось в «тетради».

При овладении счетом начинали со счета на пальцах, затем изучалась буквенная символика, обозначавшая у славян цифры

До нашего времени дошли рукописи наиболее древних азбуковников, словарей энциклопедического типа, составленных в Новгороде в XV веке. Один из них содержит толкование 350 встречающихся в писаниях слов, взятых из греческого, болгарского и других языков.

«Мастера грамоты». В XIII—XIV веках при монастырях и некоторых церквах существовали школы грамоты. Мастера грамоты у себя «в жилье» или «на стороне», в домах родителей, они за плату обучали детей чтению, письму и счету. В XIII—XIV веках обучение стало более частым явлением. Группы мальчиков, стали многочисленнее (8—12 человек).

«Мастерами грамоты» были дьячки и «мирские» люди, занимавшиеся обучением детей в качестве дополнительной (например, к какому-либо ремеслу) или даже основной профессии. БОльшинство «мастеров грамоты» было, повышенного типа. Они обучали отдельных учеников (вероятно, из более зажиточных семей) не только чтению и письму, но и «словесным наукам» и даже математике.

Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV—XVI веках. Процесс образования единого централизованного Русского государства. В это время происходит развитие товарно-денежных отношений, ремесла и промыслов, рост городов, культуры и просвещения. Идет закрепощение крестьянства.

Во главе северо-восточных земель становится Московское княжество, которое объединяет народ на борьбу с монголо-татарским игом. Эта борьба закончилась полной победой русского войска над ханами в 1380 году.
Образованием единой великорусской народности, что активно способствовало росту культуры и просвещения.

В среде таких «вольнодумцев» создаются в это время оппозиционные произведения гуманистического характера.

Так, в конце XV века член московского еретического кружка Федор Курицын создал гуманистическое произведение «Написание о грамоте»:1) Он выступил против слепого подчинения требованиям религиозных догм и выполнения церковных обрядов. Автор призывал к «самовластию души» и свободе разума и утверждал, что путь к этому — сознательное, а не догматическое изучение знаний. 2)Процесс овладения грамотой и знаниями представляет собой не механическое усвоение содержания книг, а свободную деятельность: «Грамота есть самовластие». Она результат деятельности свобод ной души, свободной воли, свободного разума. 3)Обладая «самовластием души», человек способен к всестороннему совершенствованию своих нравственных и умственных сил, к познанию окружающего мира и самого бога.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных