Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БОЕВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ УЧЕБА




Секретно. Смерть немецким оккупантам!

Для служебного пользования. Подлежит учету.

ДЕЛА И ЛЮДИ 326

МОРДОВСКОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ

МОРДГИЗ 1943

 

Под редакцией М. ПЕТРОВА.

Д. ДАВИДОВИЧА, М. СЕДОВА (редактор)

 

В составлении сборника участвовали:

Е. Миллер, А. Медников, М. Гофман и др.

(Карта пропущена)

«Красная Армия стала организованнее и сильнее,

ее офицерские кадры закалились в боях,

а ее генералы стали опытнее и прозорливее».

И. СТАЛИН.

 

К ЧИТАТЕЛЯМ

 

Пройденный нами боевой путь под руководством партии Ленина - Сталина преисполнен славы, доблести и геройства. Он войдет в историю битв и сражений советского народа с заклятым врагом - немецким фашизмом.

Упорно преодолевая трудности, громя и сокрушая врага, славная 326-я мордовская дивизия высоко пронесла боевое знамя, знамя борьбы за свободу, честь и независимость своего отечества.

Рабочие, колхозники и интеллигенция Мордовии, взявшись за оружие вместе со всем многонациональным советским народом, громили гитлеровские разбойничьи орды, гнали их со священной советской земли.

Тысячам советских людей они возвратили свободную жизнь, вырвали их из фашистских кровавых лап.

Никогда не погаснет память о наших героях: пулеметчике Котаеве, минометчике Дунаеве, артиллеристе Мордашкине и пехотинце Бочкареве; командирах и политработниках Плотникове, Панфилове, Черепанове, Шумане, майоре Свиридове, Никитонкине и многих других. Их имена, подвиги являются символом непобедимости советского народа. Они являются ярким свидетельством тому, что враг будет уничтожен, победа останется за нами.

Путь, боевые традиции дивизии, выкованные в пламени Отечественной войны, яркими лучами освещают нам дальнейший путь к окончательному разгрому и полному истреблению немецких оккупантов.(5)

Настоящий сборник в некоторой части обобщает пройденный боевой путь нашей дивизии. В нем показаны люди, их славные подвиги с тем, чтобы каждый наш воин знал о прошлом своей части, героях бойцах и командирах, следовал их примеру, воспитывал других и преумножал ее боевые традиции.

Не посрамить славы пройденного пути! - таков долг каждого из нас перед честью своей Мордовской дивизии.

Вперед на немца!

Под руководством мудрого полководца товарища СТАЛИНА изгоним фашистских мерзавцев с нашей священней земли!

Подполковник Н. ФАЙНБЕРГ.(6)

 

 

I

РОЖДЕНИЕ ДИВИЗИИ

 

30 августа 1941 года, в город Саранск - столицу Мордовской республики представитель Москвы привез директиву Великого Сталина о формировании в Мордовии одной из новых воинских единиц - 326-й стрелковой дивизии.

326-я – детище мордовского народа. Мордовия по праву считает своим родным соединением, гордится ее боевыми делами, окружает ее заботой и вниманием.(7)

В годы революции и гражданской войны, мордовские рабочие и крестьяне, плечом к плечу с русскими, белоруссами, казахами и др., у стен Петербурга, на вольных просторах Дона, в солнечном Крыму сражались и проливали свою кровь за свободу и счастье народное, за советскую власть. Мордовия стала полноправным членом великого содружества освобожденных наций. И сейчас, в дни священной Отечественной войны, Советская Мордовия, верная своим славным традициям, послала лучших сынов и дочерей в бой, защищать свою честь и свободу, свою родину. Широко известны теперь имена этих людей - бойцов и командиров мордовской дивизии, покрывших себя боевой славой. Свыше 500 километров прошли они с жестокими боями на запад, по снежным просторам Рязанской и Тульской областей, Смоленщины, в дожди и морозы, очищая советскую землю от фашистских мерзавцев. Подвиги воинов дивизии навсегда вошли в историю Отечественной войны, в историю мордовского народа.

* * *

Боям предшествовали напряженные будни формирования, боевой учебы и сколачивания частей дивизии.

Работы было непочатый край. Комплектование начальствующим и рядовым составом, снабжение, вооружение, организация боевой и политической учебы. Время не ждало. Сроки были сжатые. Трудности встречались немалые. Но они преодолевались энергией небольшой группы ветеранов дивизии во главе с ее командиром полковником В.С. Андреевым и военкомом дивизии М.Е. Петровым.

К пионерам дивизии относятся: подполковник Пенчевский - начальник штаба дивизии, капитан Костин - исполнявший обязанности начальника 4-го отделения, старший лейтенант Большаков - помощник начальника 2-го отделения, капитан Филиппов - начальник штаба артполка, интендант 3-го ранга Ушаков - начальник 6-го отделения; работники политотдела: батальонный комиссар Володин и старший политрук Черепанов; майор Худолеев – командир(8) 888-го артполка и майор Свиридов - командир 1097-го стрелкового полка и другие.

Каждому из командиров приходилось выполнять самые различные функции: от своих прямых обязанностей до писарских, и никто не жаловался на перегрузку, на «неправильное» использование. Работали день и ночь, дружно, с огоньком, отлично понимая ответственность выполняемой задачи.

Местные органы власти, в особенности работники Мордовского обкома ВКП(б) и Совнаркома республики, действенно помогали в формировании соединения.

Секретарь обкома ВКП(б) тов. Петушков и председатель Совнаркома тов. Верендякин лично, повседневно оказывали всемерную помощь и содействие командованию дивизии. При самом активном участии тт. Петушкова, Верендякина и других руководителей местных организаций республики разрешались практические вопросы о дислокации частей, организации питания, снабжения и другие неотложные нужды частей и подразделений.(9)

Каждое вновь организуемое подразделение испытывало свои трудности. К примеру, взять батальон связи. Приходилось в разных райвоенкоматах республики, да и вне пределов Мордовии, подбирать людей с военно-учетной специальностью связистов или по своей профессии близких к связистам. Обучать их в поле, без необходимых военных пособий и приборов. И в таких условиях выросли великолепные связисты, показавшие в дальнейшем, в период декабрьско-январского наступления, замечательные образцы работы в бою.

Кто не знает в батальоне, да и за его пределами, заместителя политрука Чадина, награжденного орденом Красной звезды. Сейчас это закаленный фронтовик. А в прошлом?

В один из сентябрьских дней 1941 года, к столу призывной комиссии подошел худощавый юноша в(10) потертом комбинезоне. Это был электромонтер Саранского завода Чадин. В застенчивом молчаливом парне трудно было угадать будущего боевого командира. В батальоне же он вскоре показал себя отличником. Чадин активно помогал командованию. Младший сержант запаса, он учил будущих бойцов - связистов строю, уставу, винтовке и сумел завоевать большой авторитет и любовь. Так же, как Чадин, пришли в батальон из военкоматов старший лейтенант Пастухов, награжденный медалью «За отвагу», командир взвода Макаев, выросший за несколько месяцев из сержантов в лейтенанты, и ныне также награжденный медалью «За отвагу». Все они - активные участники формирования батальона - люди, перенесшие на себе все трудности этого периода.

* * *

Шли сентябрьские дни. В дивизию непрерывно прибывал средний и старший командный и начальствующий состав. Тут были и пожилые командиры запаса, ранее служившие в армии, и еще «необстрелянные» 20-24-летние юноши, только что покинувшие стены военных училищ. Работали они с воодушевлением, болели за дивизию.

Начиналась повседневная и упорная боевая учеба всего личного состава. В первую очередь надо было подготовить младших командиров.

11 сентября осенняя тишина леса близ Саранска была нарушена гулом людских голосов. Это первая группа младших командиров запаса приступила к боевой учебе. Сборы продолжались всего несколько дней. Учились на макетах, проводили холодные сентябрьские ночи в соломенных шалашах. На командира взвода приходилось подчас по 60-70 человек. Учеба протекала интенсивно и успешно. В течение этих дней мирные люди: колхозники, рабочие, учителя, счетоводы, 8-12 лет назад служившие в армии, преобразились в отличных строевиков, заслуживших благодарность командира дивизии.

Полковник Андреев все дни присутствовал на сборах. Он лично контролировал учебу, вносил свои поправки, показывал приемы штыкового боя, беседовал (11) с бойцами, выявляя их знания. На одном занятии выяснилось, что командиры отделений Коренлясов и Кузнецов служили вместе с полковником в Средней Азии в период ожесточенной борьбы с басмачеством. Потекли воспоминания... Бойцы с интересом слушали как полковник и отделенные вспоминали интересные эпизоды боев гражданской войны. Еще успешнее прошли вторые сборы (16-30-го сентября), задача которых была сложнее: надо было подготовить младших командиров из необученного пополнения. Занимались по 12-13 часов в сутки. Долгая осенняя ночь лишь подходила к концу, едва начинался рассвет, а над лагерем уже гремели «Три танкиста», «Катюша»... Отделения и взводы шли на занятия. Еще полностью не обмундированные, в домашней, подчас легкой, обуви месили осеннюю грязь (12) в дождь и холод, не считаясь ни с чем. Были и нытики, но их презирали. Будущие фронтовики - младшие командиры знали, что Родина в грозные военные дни доверила им воспитание бойцов, а поэтому они сами должны быть передовиками в учебе и в боях.

Росли ряды отличников. Вот характерное заявление младшего командира Чванова.

- Этот сбор, - говорил он, - дал нам много. Большинство занимавшихся показали себя отличниками. Среди них товарищи Бойцов, Шварц, Куваев, Гаткин. Но мы на этом не успокоимся. Приложим все усилия, чтобы в совершенстве освоить всю технику, которая будет на вооружении нашего подразделе(13)ния, и в предстоящих боях будем управлять ею умело, бить немцев наверняка.

Участники сборов свое обещание выполнили с честью, - стали мастерами своего дела. Они энергично помогали командованию сколотить дивизию крепким, стойким войсковым соединением.

В решении этой важнейшей задачи авангардную роль сыграли коммунисты и комсомольцы. Их ряды непрерывно росли: уже к концу сентября дивизия насчитывала 658 коммунистов, 326 комсомольцев.

Задачей партийно-политической работы в тот момент являлось обеспечить высокую боеспособность частей дивизии, всемерно укрепить железную воинскую дисциплину, воспитывать у всего личного состава веру в силу и мощь советского оружия, в нашу победу над заклятым врагом, воспитывать чувство жгучей ненависти к немецким оккупантам и безграничную любовь к советскому правительству, партии большевиков, Великому Сталину.(14)

 

БОЕВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ УЧЕБА

В начале октября основные подразделения дивизии были укомплектованы, развертывалась боевая и политическая учеба. «Нельзя терять ни минуты времени», «Все для боевой выучки и закалки!» - призывала бойцов в первом же своем номере дивизионная газета «Под знаменем Сталина». Боевая и политическая подготовка проходила полным темпом. Развернулось предоктябрьское боевое соревнование. Оно охватило все части и подразделения, всех бойцов и командиров.

Просмотрите дивизионную газету за октябрь. Пафосом учебы проникнуты ее страницы. Тут все. Радость бойца, овладевшего высоким искусством снайпера, и рассказ о тактических ошибках отделения на занятиях. Активность, бодрость, стремление скорее поехать на фронт бить проклятого немца. Люди знали - перед ними славная и возвышенная(15) цель - защита Родины. Они знали, что их ждет фронт! Учитель Яков Морозкин, уже не молодой человек, участник гражданской войны, сменив учебники на винтовку, в первые же дни показал себя отличником боевой и политической подготовки. Кассир Иван Сульдин и колхозник Дмитрий Ерастов, никогда не служившие в армии, стали к пулемету, освоив его так... Впрочем, как освоили пулемет эти два бойца, отлично знают фашисты, испытавшие на своей шкуре меткий огонь пулеметчиков Сульдина и Ерастова. А как занимались? Об этом рассказывает Сульдин, чуть усмехаясь:

- Наша пулеметная рота 1097-го стрелкового полка вначале имела всего только один пулемет, а таких, как мы, не нюхавших оружия, были десятки. Но никто не сказал «не смогу». Нужны пулеметчики - значит будем ими! Занимались взводами по очереди. Ведь у пулемета должен побывать ежедневно хоть несколько минут каждый. Из этих минут, помноженных на непреклонное стремление каждого стать отличным фронтовиком, рождалось умение - самое ценное качество бойца.

Отдав часов 12 тактике, строевой подготовке, стрельбе, усталые расходились по квартирам. Засыпали мгновенно. Проходило 2-3-4 часа. Внезапно тишину ночи разрезал резкий гудок. Это тревога. Как тяжело поднять голову! Но в течение двух минут все были на ногах. За 15 километров, в районе Н., высадился «вражеский десант». Незаметно подойти, окружить и уничтожить «врага» - такова задача. Абсолютная тьма заволакивала поселок, свистел осенний ветер. Еще не стряхнув с себя остатков сна, увязая в грязи, шли четко, не теряя строя, соблюдая полную тишину. Лишь иногда раздавалось тихое «под ноги»! Каждый жил ощущением фронта. При подходе к цели рассредоточились, стали окружать предполагаемый район «высадки врага», заходили с флангов, с тыла, одновременно группа пехоты шла в лоб. «Противник» хитрил, демонстрировал отступление, готовясь к внезапному прорыву; неожиданно открывал ожесточенный огонь по «советской пехоте», стремясь вызвать панику и, таким образом, открыть себе путь. Бойцы, исполнявшие неблаго(16)дарную роль «противника», действовали четко и умело. Но тщетны были их попытки сопротивления. Точно в назначенное командованием время советское подразделение полностью окружило «десант» и с криками «Ура!» бросилось в атаку. «Вражеские лазутчики» были уничтожены.

Назад шли под утро с песнями. О сне и думать забыли. «Победители» подтрунивали над «побежденными». Раздавались шутки, взрывы смеха.

Так прошла одна из ночей в подразделении старшего лейтенанта Демашева. Таких ночей было много в частях дивизии. Они приносили огромную пользу бойцам, приучая их действовать быстро и уверенно, развивая военную смекалку, ловкость, воспитывая в частях боевой наступательный дух.(17)

* * *

Первая дивизионная партийная конференция 23 октября 1941 года с удовлетворением отметила: «За истекший период большевиками дивизии проделана большая партийно-политическая работа по обеспечению боевой и политической подготовки частей и подразделений....». Вся партийно-политическая работа в полках, батальонах, ротах была подчинена одной задаче - крепить и множить ряды смелых, стойких, отлично знающих свое оружие воинов Красной Армии.

Этому отдавали все свое время политработники подива и частей.

Использовались все формы и методы политико-массовой работы. Боевой учебой жила дивизионная газета и стенная печать. На ее страницах рассказывалось об отличниках боевой и политической учебы, их опыте в овладении мастерством своего дела. Ежедневные политинформации, беседы групповодов и агитаторов, живые, насыщенные волнующими фактами рассказы о героических защитниках Москвы, Ленинграда, о героях тыла, народных мстителях-богатырях партизанской борьбы - все это выковывало у личного состава железную стойкость и непреклонную волю к победе.

Бойцы-коммунисты Городницкий, Милованов, Иовлев, связист Михайлов, снайпер Вавилов, да разве назовешь всех, - они были лучшими помощниками командования. Большевистским словом и личным примером отличной учебы коммунисты укрепляли авторитет партии в массе бойцов. Например, коммунист Михайлов отлично изучил свою специальность связиста и в то же время стал, отличным стрелком. В часы досуга он помогал отстававшим бойцам стать воинами, хорошо знающими свое дело.

Следовали примеру коммунистов. Мечтой лучших становилось овладеть 2-3-я специальностями. Стрелок Челганов изучил миномет, сапер Гурьянов стал снайпером, он с гордостью заявил в октябре: «чувствую себя вполне готовым к боям с фашистами, Скорее на фронт, на помощь нашим братьям, самоотверженно борющимся за свою честь и свободу». (18)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных